19:00 23.05.2007 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

БЕЛОРУССИИ КАПАЕТ ИРАНСКАЯ НЕФТЬ (НЕФТЬ ПУСТЯТ В ОБХОД БЕЛОРУССИИ)

Махмуд Ахмади-Нежад уступил Александру Лукашенко месторождение
    Президент Ирана Махмуд Ахмади-Нежад вчера прибыл в Белоруссию с двухдневным официальным визитом. Иранский лидер привез в Минск благую весть: Тегеран позволит белорусской стороне разрабатывать одно из своих нефтяных месторождений – Джуфейр. Таким образом, сбылась мечта президента Белоруссии Александра Лукашенко, который давно хотел, чтобы его страна стала нефтедобывающей.
    
Нынешний официальный визит Махмуда Ахмади-Нежада в Минск носит ответный характер. Прошлой осенью в Тегеране побывал белорусский президент Александр Лукашенко, который и пригласил иранского коллегу посетить свою страну. Между двумя лидерами, находящимися в острой конфронтации с Западом в целом и с США в частности, установилось полное взаимопонимание. Едва ступив на белорусскую землю, господин Ахмади-Нежад заверил коллегу в своей безграничной преданности: "Вы один из самых лучших моих друзей. У нас установились прочные отношения, рассчитанные на долгосрочную перспективу". Александр Лукашенко тоже не скупился на теплые слова. "Ваш очень оперативный приезд в Беларусь вскоре после моего визита в Иран свидетельствует о том, что у нас установились отношения стратегического партнерства,– говорил господин Лукашенко.– Каждый истолковывает эти отношения по-своему. Но подчеркну еще раз: Беларусь и Иран являются субъектами международного права. И сегодня нет запретных тем у Беларуси и Ирана – мы готовы сотрудничать по всем направлениям".
    В Минске иранскому гостю подготовили обширную программу: переговоры с первым вице-премьером страны Владимиром Семашко, спикером парламента Владимиром Коноплевым. Кроме того, господину Ахмади-Нежаду покажут национальную библиотеку, свозят на белорусские предприятия, устроят встречу с иранской диаспорой и выступление по местному телевидению (российское телевидение также уделило визиту Махмуда Ахмади-Нежада достаточное внимание – см. об этом рубрику "Доступ к теле" на стр. 3).
    Впрочем, самое важное дело иранский и белорусский лидеры успели сделать еще в первый день официального визита. Как стало известно во время вчерашней встречи президентов, иранская сторона одобрила генеральный план РУП ПО "Беларусьнефть" по разработке в Иране нефтяного месторождения Джуфейр. Документ был подготовлен Минском еще в конце прошлого года и все это время изучался в Тегеране. Приехав в Белоруссию, господин Ахмади-Нежад сообщил, что его этот проект устраивает. Александр Лукашенко был тронут: "Вы пошли навстречу всем пожеланиям белорусской стороны и выделили нам то месторождение, на которое мы рассчитывали. Наши специалисты его исследовали и готовы сегодня добывать нефть на иранской территории. То же самое президент Ирана сказал и о добыче и переработке природного газа".
    Радость господина Лукашенко понятна. Он давно мечтал о том, чтобы его страна стала нефтедобывающей. Собственные нефтяные запасы Белоруссии невелики – в год там добывают около 1,8 млн тонн нефти, и добыча постепенно, но неуклонно падает. Александр Лукашенко пытался договориться об участии в нефтедобыче с союзной Россией. Здесь его предложения выслушивали, но дальше этого дело не заходило.
    Прошлым летом во время визита в Белоруссию президента Венесуэлы Уго Чавеса господин Лукашенко пытался договориться с ним об участии Минска в освоении венесуэльских нефтяных месторождений – белорусский президент говорил, что добытую нефть можно было бы реализовывать на латиноамериканском рынке, а на вырученные деньги покупать российскую. Но пока эти планы находятся на стадии обсуждения.
    Поэтому согласие Тегерана на разработку месторождения Джуфейр в Минске считают настоящим прорывом – это первый зарубежный проект, в котором будут участвовать белорусские нефтяники. Так что, с одной стороны, это декларация коммерческой успешности Белоруссии в отношении проектов в нефтегазовой сфере, а с другой – возможность доказать Москве, что Минск способен работать в сфере нефтедобычи, не прибегая к российским ресурсам и инфраструктуре. Предполагается, что белорусы в ближайшее время смогут не только добывать нефть в Иране, перерабатывать на месте или забирать сырье, но и продавать ее. Рынком сбыта, скорее всего, станут близлежащие к Ирану регионы, где традиционно реализуется ближневосточная нефть.
    Впрочем интересы России в этом проекте, несмотря на его кажущуюся конкурентность, все же присутствуют. Инвестором, который взялся финансировать разработку месторождения в Иране, выступает СП "Вьетсовпетро", 50% которой принадлежит российскому ОАО "Зарубежнефть".
    О предполагаемых объемах нефтедобычи на месторождении Джуфейр господа Ахмади-Нежад и Лукашенко вчера не обмолвились ни словом. Между тем их договоренности омрачает лишь одно – высокие политические риски. Угроза военных действий против Ирана по-прежнему существует, и пока никто не берется оценить рентабельность проекта.
    НАТАЛИЯ Ъ-ГРИБ, ; ВАДИМ Ъ-ДОВНАР, Минск
    ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ фЦnbsp;86 (фЦnbsp;3662) от 22.05.2007, ВТ

* * *

Нефть пустят в обход Белоруссии

 Правительство одобрило строительство БТС-2
    Правительство России дало старт работе над второй очередью Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Соответствующее распоряжение подписал премьер Михаил Фрадков. В Минпромэнерго утверждают, что строительство БТС-2 не приведет к отказу от эксплуатации нефтепровода "Дружба". Аналитики думают иначе.
    
Вчера стало известно, что премьер-министр одобрил предложения Минпромэнерго по проектированию второй очереди Балтийской трубопроводной системы и 18 мая подписал распоряжение, в котором поручил Минпромэнерго и "Транснефти" обеспечить подготовку документации, необходимой для начала строительства. Одновременно он поручил Росстрою провести государственную экспертизу проекта. Предполагается, что мощность будущего нефтепровода, проходящего по маршруту Унеча–Приморск, составит 50 млн тонн нефти в год. Ранее в "Транснефти" заявляли, что не исключают увеличения мощности нефтепровода до 75 млн тонн. Как уже писал Ъ, эксперты оценивают стоимость строительства в $2-2,5 млрд и говорят, что оно займет около полутора лет.
    Проект строительства нефтепровода в обход Белоруссии возник в начале 2007 года в ходе российско-белорусского конфликта вокруг транзита российских энергоносителей. Россия тогда заявила о намерении взимать пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в размере $180 за тонну, а Белоруссия ответила введением платы за транзит нефти в размере $45 за тонну, что привело к остановке нефтепровода "Дружба". К 12 января 2007 года конфликт был улажен, пошлина снижена со $180 до $53 за тонну, а проект строительства БТС-2 отправлен на доработку. Однако Россия не отказалась от политики снижения транзитных рисков, и в апреле 2007 года обновленный проект БТС-2 был вновь внесен в правительство. Одновременно представители Ростехнадзора объявили, что значительный участок нефтепровода "Дружба", поставляющий нефть в Литву, находится в аварийном состоянии и требует перекладки.
    В Минпромэнерго вчера пояснили, что строительство БТС-2 не предполагает отказа от эксплуатации "Дружбы". "Строительство БТС-2 предусмотрено энергетической стратегией России и направлено на расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, которая составляет сегодня 74 млн тонн нефти в год",– пояснили в министерстве. Что же касается поставок в Литву, то пока "Транснефть" прорабатывает вопрос восстановления нефтепровода, поставки российской нефти осуществляются по альтернативным маршрутам.
    Аналитики сомневаются в том, что Россия продолжит эксплуатацию нефтепровода "Дружба" после ввода в строй БТС-2. "С экономической точки зрения расходы на строительство заведомо дублирующего нефтепровода неоправданны. Россия просто пытается уйти от зависимости от стран-транзитеров",– полагает аналитик Альфа-банка Константин Батунин.
    "Россия стремится перенаправить потоки экспортной нефти на море. Это увеличит доходы компаний и государства от продажи сырья, позволит расширить круг потенциальных покупателей, поможет экспортерам выйти за пределы традиционных европейских рынков",– полагает директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов.
    Какая судьба ждет "Дружбу" в связи со строительством БТС-2, официальные лица пока сообщать отказываются. Вчера литовский премьер Гедиминас Киркилас, выступая на конференции в Лондоне, в очередной раз выразил беспокойство тем, что Россия до сих пор не представила графика ремонтных работ на "Дружбе", хотя обещала сделать это до середины марта.
    АЛЕКСАНДР Ъ-ГУДКОВ, ДЕНИС Ъ-РЕБРОВ
    ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ фЦnbsp;86 (фЦnbsp;3662) от 22.05.2007, ВТ

* *

Союз отверженных

Лукашенко подружился с Ахмадинежадом ради нефти
Минск вчера стал ареной трогательного . Президент Белоруссии Александр Лукашенко и прибывший в страну с двухдневным визитом его иранский коллега Махмуд Ахмадинежад не скупились на взаимные комплименты. , -- возвестил Лукашенко. «Вы один из самых лучших моих друзей», -- не остался в долгу президент Ирана. По словам Ахмадинежада, развитие стратегических отношений с Минском является одним из приоритетов внешней политики Тегерана.
    Иранский лидер особо отметил сотрудничество Минска и Тегерана в рамках международных структур, где стороны совместно нейтрализуют «то противодействие, которое нам хотят навязать». «Мы придерживаемся необходимости создания в мире многополярной системы, для которой характерны баланс и равновесие», -- заявил Ахмадинежад. «Уверен, что Иран с его богатейшей историей и культурой, мощнейшим экономическим потенциалом способен стать одним из влиятельнейших центров мирового сообщества», -- поддержал его Лукашенко.
    Тегеран не скрывает внешнеполитических амбиций. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в беседе с группой иранских студентов назвал вчера свою страну «командным центром многонационального фронта», противостоящего «самонадеянным Соединенным Штатам». Заодно аятолла вновь вспомнил столь любимую иранскими руководителями ядерную проблематику. По его словам, исламский Иран «взорвал в мире политики мощную бомбу, которая оказалась в тысячи раз сильнее бомбы, взорванной США в Хиросиме».
    Однако для Минска эту звонкую риторику заглушает острая нужда в диверсификации источников энергоносителей. Белоруссия ведет с Ираном переговоры о совместном участии в разработке нефтяных месторождений. По словам Лукашенко, переговоры на эту тему с Ахмадинежадом оказались успешными: «Вы пошли навстречу всем пожеланиям белорусской стороны и выделили нам то месторождение, на которое мы рассчитывали. Наши специалисты его исследовали и готовы сегодня добывать нефть на иранской территории». По данным газеты «Техран таймс», двусторонний контракт о совместной эксплуатации месторождения «Джофеир» должен быть подписан 1 июля.
    Белорусский лидер выразил особую благодарность президенту Ирана за поддержку Минска «в таком чувствительном вопросе, как добыча углеводородного сырья». Это был явный намек на отношения с Москвой. Минск начал активные переговоры о сотрудничестве с Ираном в энергетической сфере в 2006 году, когда стало ясно, что повышение цен на российские энергоресурсы стало неминуемым.
    В коммюнике, принятом по итогам встречи, Лукашенко и Ахмадинежад выразили надежду на создание совместных нефтеперерабатывающих производств, в том числе по строительству в Иране подземных хранилищ газа. В документе также говорится о «реализации совместных проектов по строительству ТЭЦ и ГЭС, промышленных предприятий по производству нефтехимической, медицинской и другой продукции и оборудования в Белоруссии».
    Минск рассчитывает на значительное увеличение экспорта своих товаров в Иран, о чем Лукашенко сообщил во время визита в Тегеран в ноябре прошлого года. В 2006 году товарооборот между двумя странами составил всего 35,5 млн долл. В ближайшее время планируется довести этот показатель до 500 млн долл. в год. «Я подсчитал, что товарооборот Белоруссии с Ираном в 68 раз меньше, чем с Германией. Поэтому думаю, что в экономическом сотрудничестве с Ираном чудес не будет», -- скептически заявил «Времени новостей» независимый белорусский политолог Александр Класковский.
    По мнению лидера оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, Иран может предоставить Минску некоторые льготы в рамках сотрудничества в энергетической сфере. По мнению собеседника «ВН», контакты с Минском необходимы Тегерану, чтобы создать иллюзию бурной международной активности, и ради этого иранское руководство может пойти на определенные уступки. «И у Лукашенко, и у Ахмадинежада сегодня нет возможности выбирать партнеров. Поэтому вполне возможно определенное усиление экономических контактов, -- сказал г-н Лебедько в интервью «ВН». -- Сотрудничество с Европой в сфере экономики было бы гораздо более выгодным для Минска. Но Брюссель в отличие от Тегерана ставит Белоруссии условия по демократизации общества. Поэтому белорусское руководство пытается развивать сотрудничество с Ираном».

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск   N°86, 22 мая 2007

* * *

    Герои всегда идут в обход

Михаил Фрадков одобрил строительство ответвления от нефтепровода "Дружба"

Правительство наконец одобрило , так называемый проект «Балтийская трубопроводная система-2». В минувшую пятницу премьер Михаил Фрадков подписал соответствующее распоряжение, поручив Минпромэнерго и «Транснефти» обеспечить подготовку необходимой документации по строительству, а «Росстрою» при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти -- провести госэкспертизу документации по строительству нефтепровода. В Минпромэнерго, правда, подчеркивают, что главная задача нового проекта -- расширение трубопроводной системы, а не решение политических проблем с Белоруссией.
    Планируется, что новая ветка протяженностью примерно тысяча километров пройдет вдоль границы с Белоруссией от станции Унеча в Брянской области до балтийского порта Приморск, расположенного в Ленинградской области. Мощность ветки на первом этапе строительства должна составить 50 млн тонн в год, а в дальнейшем -- до 75 млн тонн.
    Идея строить трубу в обход Белоруссии возникла в начале этого года, по поводу поставок нефти по нефтепроводу «Дружба». Белоруссия, озлобленная повышением российской стороной цен на газ, решила в одностороннем порядке перекрыть нефтепровод. Свои действия республика объясняла введением с нового года пошлины за транзит сырья по своей территории размером 45 долл. за тонну. В результате с 8 по 11 января российская нефть не поступала на европейский рынок. За три дня кризиса Владимиру Путину и Александру Лукашенко все же удалось договориться об отмене пошлины и возобновлении поставок. Однако «Транснефть» этот конфликт напугал не на шутку, тем более что компенсировать непоставленный объем нефти удалось лишь ко второму кварталу. Компания направила в правительство проект строительства трубы в обход Белоруссии. Но чиновники долго не могли решиться на такой шаг, и документ почти пять месяцев согласовывался и дорабатывался.
    Сейчас в Минпромэнерго стараются подчеркнуть, что проект БТС--2 не связан с новогодним инцидентом и что предложения о строительстве этой ветки рассматривалось еще в Энергетической стратегии России до 2020 года, принятой в 2003 году. Правда, в тексте стратегии "Времени новостей" не удалось найти ни малейшего намека на это. Так или иначе, но, как отмечено в сообщении министерства, основная цель нового нефтепровода -- не обойти Белоруссию, а «создать резерв мощностей системы магистральных нефтепроводов, что повысит надежность и обеспечит гибкость поставок нефти для российских экспортеров» и «расширить экспортный рынок российской нефти за счет увеличения объема поставок, в том числе через Приморск».
    Перед Минпромэнерго и «Транснефтью» поставлена задача завершить строительство нефтепровода в сжатые сроки -- на этом, собственно, ранее настаивала «Транснефть». Сейчас в компании подчеркивают, что еще до получения официального распоряжения правительства только на основе декларации о намерениях она провела необходимые изыскательские работы и уже приступила к разработке ТЭО проекта. Согласно планам, нефтепровод должен быть построен в конце 2008-го -- начале 2009 года. Во сколько обойдется «Транснефти» новая ветка БТС, пока официально не разглашается, по оценкам экспертов, это может быть около 2 млрд долларов.
    Отказываться от «Дружбы» правительство на первом этапе эксплуатации трубы Унеча--Приморск не намерено, хотя бы из-за явной нехватки транспортных мощностей в этом направлении. Завлекать нефтяников «Транснефть» собирается льготными тарифами. «Когда строили первую БТС в обход Вентспилса тоже говорили, что никто не пойдет, а тариф сделали на доллар дешевле, и компании от старого направления отказались, -- говорит вице-президент компании Сергей Григорьев. -- Так что сейчас рассматриваем возможность применения конкурентоспособного тарифа».
    В компаниях пока неохотно говорят о преимуществах нового направления, в первую очередь из-за того, что большинство трейдеров, работающих с российской нефтью, ориентировано на трубопроводные поставки сырья. Но, как сказали в ЛУКОЙЛе, если «Транснефть» может предложить выгодные тарифы и гарантировать необходимый объем прокачки, то «почему бы и нет».

Анна ГОРШКОВА   N°86, 22 мая 2007



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме