12:00 03.07.2008 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

БЕЛПЕШКА

                                                                                                         Лошадью ходи, лошадью!
                                                                                                         (К-ф 'Джентельмены удачи')
    В борьбе за сохранение союзных дотаций белорусское руководство всегда имеет под рукой набор, как оно считает, неопровержимых аргументов – от «братства народов» до «Беларусь – гарант территориальной целостности России». Обратимся к одному из основных доводов белорусских властей. Военно–стратегическую роль «белорусского плацдарма» официальный Минск всегда использовал, как последний аргумент после обычно слегка завуалированных угроз «перекрыть транзит газа и нефти».
    Перед началом российско-белорусской встречи в Бресте (22 июня 2008 г.) в мировых СМИ активно обсуждался вопрос о размещении ракетной базы ПРО США в Литву. Как мы отмечали в статье «Интеграционный формат» от 24 июня: «Произошедший буквально за пару дней до встречи варшавский «слив» информации о переговорах (консультациях) между Вашингтоном и Вильнюсом о перспективах размещения на литовской территории десяти антиракет третьего позиционного района ПРО США/НАТО, имел, конечно, целью немного поинтриговать против американцев, неприлично жадничающих выдать 20 млрд. Долларов США на модернизацию польских вооруженных сил. Но попутно, Варшава сделала просто королевский подарок А. Лукашенко, который получил, как он считал, несокрушимый аргумент против всех попыток Москвы игнорировать стратегическую важность «белорусского плацдарма» (http://www.politoboz.com/node/377).
    Буквально через двое суток после нашей оценки, 26 июня не остались в стороне и белорусские государственные СМИ, отметившие, что «В своем холодном расчете американцы допустили лишь один промах: не учли, что в Варшаве тоже умеют считать. Принимая на своей территории американские противоракеты, Польша принимает на себя и все риски. Поняв это, поляки резко взвинтили цену за свое союзничество. Тогда Штаты то ли взаправду, то ли для вида начали искать запасной аэродром и как будто обнаружили его в… Литве. Причем первой «слила» Вильнюс Варшава, затем в СМИ просочились и другие свидетельства прощупывания литовской почвы американцами …» 26.06.08 г. (http://sb.by/post/zvezdnye_voyny_novyy_vitok/).
    Но на этой «высокой ноте» все и умерло. История не получила продолжения. Во всяком случае, в публичном формате. Судя по косвенным признакам, как из Варшавы, так и из Вильнюса, «тема» заблокирована. Словно действительно информационный «слив» осуществлялся из одного координационного «корыта» и что-то заставило вопрос пока прикрыть. Возможная причина – отсутствие текущей необходимости. Невольно приходится возвращаться к уже написанному и опубликованному: «Подарок» в виде перспективы размещения ПРО на территории бывшего СССР, оказался для белорусских властей столь своевременен, что в Москве даже усомнились в его чисто внутринатовском характере. Появились мнения, что НАТО поддерживает или подыгрывает А. Лукашенко, как фактору, во многом блокирующему или искривляющему вектор российского влияния и политической экспансии в Восточной и частично Центральной Европе». (http://www.politoboz.com/node/377). Факт остается фактом: когда Д. Медведев покинул Брест, никого в Варшаве и Вильнюсе уже не интересовала тема появления противоракет в Литве… Мистика.
    Но мистика не бывает без причин. На прошедшей неделе проявилось то, о чем автор этих строк настойчиво писал несколько лет подряд, чем регулярно навлекал на себя критику и порицания: ближайшие соседи Беларуси, состоящие в НАТО, кровно заинтересованы в сохранении режима А. Лукашенко. В частности, имеется экономический расчет: «Используя союзнический статус и комплекс союзных отношений, а также определенный снисходительный подход российского руководства к белорусским властям, Минск сформировал на своей территории полноценный нефтяной оффшор. В отдельные периоды его бурного функционирования, белорусская сторона имела на каждой тонне российской сырой нефти почти 200 долларов США. После переработки, а зачастую и в сыром виде, нефть и нефтепродукты уходили в ЕС – Великобританию, Голландию, Германию, Польшу. В Беларусь валюта поступает только с Запада. Именно ЕС обеспечивает финансами режим А.Лукашенко… брать на свое содержание Минск Европа не стремится. Все-таки, Беларусь для Восточной Европы средняя страна и не идет ни в какое сравнение со странами Балтии вместе взятыми. Тут символическими суммами не обойдешься. Так что задача состоит в том, чтобы всеми силами сохранить белорусский нефтяной оффшор. Ради этой цели, объединяющей А.Лукашенко и ЕС вместе с США, стороны будут обмениваться колкими заявлениями, составлять некие списки невъездных, объявлять Акты защиты демократии, вводить санкции на пустые счета белорусских мелких зарубежных контор - представительств, весь персонал которых состоит из пары сотрудников с узнаваемыми в РБ фамилиями и уборщицы- афроамериканки. И постоянно оглядываться на Москву… Заметила ли? Одновременно, Минск будет «страдать» от западных «двойных стандартов» и взывать к российскому руководству, требуя защиты от «давления Запада» и побольше нефти, нефти, а также газа и т.д. Нефть в оффшор, на переработку и по выгодной цене тому же Западу. И так по кругу…» (Замкнутый круг. 25.11.07).
    У Варшавы и Вильнюса имеется еще и политический расчет в сохранении в РБ политического статус кво. Пока в Минске «сидит» А. Лукашенко, Польша и Литва являются поистине «фронтовыми государствами», значимость которых в Евросоюзе не сравнится с той же Латвией и Эстонией. В этом плане А. Лукашенко исключительно выгоден политически активным молодым членам ЕС и НАТО. Дело в том, что современная Беларусь представляет собой реальный «санитарный кордон», блокирующий политическую и экономическую экспансию России в Центральную Европу и Прибалтику и, к тому же, оплачиваемый Россией. Россия элементарно завязла на почти два десятилетия в белорусском «болоте».
    Как говорится, попутно «белорусская тема» открывает полякам и литовцам любые кабинеты в Брюсселе, позволяет постоянно привлекать внимание к собственному позиционированию на границе Центральной и Восточной Европы, претендовать на особое к себе отношение, включая финансовое, выступать в роли экспертов в «борьбе с диктатурами», содержать на траншах, перечисляемых для «борьбы с последней диктатурой Европы» ряд собственных, между прочим, вполне квалифицированных фондов, институтов, движений и т.д., которые используют нищую белорусскую оппозицию в качестве бессловесных отчетных «единиц». И самое главное, оседлав проблему демократии в РБ, Варшава и Вильнюс имеют возможность решать собственные геополитические задачи на постсоветском пространстве в любом выгодном для них формате, включая недавно заявленное «Восточное партнерство». Между прочим, автор этих строк не упрекает правительства Польши и Литвы в том, что они ищут собственные выгоды от политического тупика, сложившегося в Беларуси. Было бы странно, требовать от них иного…
    Естественно, конечная цель данных внешнеполитических усилий Польши и Литвы – ослабленная Россия, желательно распавшаяся на множество слабых псевдогосударственных образований, что является заветной мечтой не только политических классов стран Центральной Европы, но и белорусского истэблишмента, с 1991 года любовно развивающего две основные темы, касающихся своего партнера по интеграции: развал России в случае перекрытия российского энергетического транзита и развал России в случае падения цен на нефть.
    В данном случае, необходимо определенное отвлечение от основной «шахматной игры» между Польшей и Россией. Дело в том, что транзитный фактор в начале 90-х годов активно использовался еще БНФ, сейчас его взял на вооружение А.Лукашенко, шантажируя транзитом поочередно Брюссель и Москву. При этом происходят поистине мистические вещи: уверенность в безнаказанности и, как следствие, незаменимости белорусского транзитного фактора столь поглотила белорусский политический класс, что он словно ослеп и не понимает, что блокирование в течении пару недель 20% транзита газа и 40% нефти, перекачиваемых через РБ, ничего не изменит во внутрироссийской экономической жизни, не скажется на ценах, вызвав только определенные напряженности в отношениях с партнерами в Европе и укрепив позиции трубопроводного лобби. Последние уже сейчас готовы тянуть трубы чуть ли не в Канаду через Северный Полюс.
    Зато обязательное полное ответное блокирование поставок со стороны России через десять – четырнадцать дней превратят Беларусь в пустыню в стиле «Терминатора». Люди, которые в Минске открыто или намеками говорят о том, что Беларусь «контролирует» российский энергетический транзит, видимо не совсем адекватно воспринимают свое место в мире и уподобляются муравью, «поймавшему» слона за хвост.
    Неустанное «прогнозирование» падения цен на нефть и, как следствие, распада России на некие «княжества» и «ханства», является любимым занятием не только белорусского политического класса, но также и польского, украинского, грузинского и пр. В данном случае мы сталкиваемся с интересным феноменом – в странах Восточной Европы внешняя политика, как правило, основывается на истории («голодомор», «советская оккупация», требования «компенсаций», территориальные претензии, основанные на исторических прецедентах и т.д.). История за последние сто – двести лет тщательно обыскивается в поисках все новых аргументов, которые можно выложить на «переговорный стол», которого нет… Однако при этом как-то быстро забывается то, что было совсем недавно…
    Между тем, каких-то пятнадцать лет назад нефть стоила не больше десятка долларов за «бочку», в России гуляла инфляции и шла ожесточенная и кровопролитная война с сепаратизмом, федеральный центр практически не руководил страной, у России был огромный внешний долг и отсутствовали инвестиции, половина экономики встала – т.е. Апокалипсический сценарий был еще более страшный, чем рисуют сейчас многочисленные украинские, грузинские и белорусские аналитики, грезя о «падении цен на нефть». Но ведь тогда, пятнадцать лет назад, без золотовалютных резервов и фондов будущих поколений, Россия не развалилась и никуда не исчезла с политической карты мира. Непонятно, почему она должна исчезнуть сейчас, если вдруг цены упадут в четырнадцать раз? Во-первых, они так не упадут никогда, пока есть рост в Китае и Индии. Во-вторых, даже если бы и упали, то у России есть опыт выживания в еще более сложных экономических условиях. Тем более, что в последние годы ТЭК не доминирует в росте российского ВВП (об этом со временем, будет отдельный материал).
    Политики и эксперты, что в восточноевропейских СМИ неустанно твердят о грядущем «провале», «развале», «катастрофе» в России, на самом деле прекрасно понимают, что «крутят абсурд», но они вынуждено это говорить и писать, так как ЕС не терпит конкурентов в Европе. Россия еще не конкурент, но уже и не бесправное «европейское приграничье». Более того, Москва не считает ЕС и США некими гегемонами в Евразии, а настойчиво ведет с Брюсселем и Вашингтоном разговор равных, как бы это кому-нибудь и не нравилось. Россия остается единственным субъектом мировой политики на постсоветском пространстве. Новых нет и пока не предвидется…
    На белорусской политической «почве» данная проблема преломляется в союзном векторе – белорусским властям трудно доказывать собственное экономическое и политическое превосходство в условиях, когда 600 тыс. белорусов давно работают в России. Противникам союзных отношений, со своей стороны, не менее трудно доказывать, что у «европейцев» из Беларуси нет ничего общего с русским «азиатским» миром, когда в повестке переговоров между ЕС и РФ стоит вопрос о снятии визовых барьеров между Европой и Россией. Дальше начинается скрупулезное обследование соседских зарплат и пересказ историй о «жутком развале» то ли в Курганской области, то ли в штате Мичиган или районе Детройта (пейзаж идентичен до мелочей). Безусловно, это ничего не проходит…
    Центральная Европа считает, что Россию «надо остановить». Чем и кем? Кем угодно, тем же А.Лукашенко, что и проявилось в позиции Польши на прошлой неделе.
    Варшава потребовала снять антибелорусские санкции, утверждая, что санкции «загоняют Беларусь в Россию». Попутно, Польша прилагает усилия к снижению стоимости виз для белорусов, желающих посетить страны Шенгена, с 60 до 35 евро. В следующем месяце представители польского правительства намерены поднять перед Еврокомиссией вопрос о новой программе «восточного партнерства».
    Варшава явно «ускоряет» свою белорусскую политику, стремясь вырваться вперед в будущем расширенном диалоге между Минском и Западом. Стоит отметить, что попутно белорусская политика Варшавы играет против Вильнюса.
    Обращает на себя внимание то, что польское руководство, как и ЕС, считают, что итоги сентябрьских выборов в РБ могут явиться стартом нового белорусско-западного диалога. Нет сомнений, что Варшаву, как и Брюссель, устроят любые итоги народного волеизъявления… Между тем, вряд ли в руководстве ЕС и польского МИДа есть наивные люди, которые не понимают, что признанные парламентские выборы 2008 года являются базой для европейской легитимизации притязаний А. Лукашенко на четвертый срок. Европа обеспечит А. Лукашенко политическое прикрытие пожизненного президентства… С помощью белорусской оппозиции, уже вступившей в предвыборную борьбу.
    Что делать белорусскому политическому классу, оказавшемуся лишь пешкой в этой сложной партии? Стремительно взрослеть, избавляться от иллюзий, национального чванства и зависти, самолюбования и крестьянской жуликоватости. Когда основные политические силы республики, наконец, поймут, что и Россия, и Европа, включая ближайших соседей РБ, а также США и даже Китай проводят в Беларуси собственную национальную политику, рассчитанную на достижение собственных вполне «земных» прежде всего экономических интересов, тем быстрее произойдет смена политических приоритетов от неустанного поиска «халявы» от Вашингтона и Каракаса до Москвы и Пекина до не менее неустанного труда нескольких поколений над собственной страной. Тогда не исключено, что через несколько десятков лет белорусская «пешка» на европейской шахматной доске подрастет до «коня» или даже «туры»… Если народ окончательно не разбежится…
    Европа, раскручивая собственную сложную шахматную игру с Москвой, решила «прикупить» белорусскую пешку. Авось, «белпешка» и сыграет в нужную минуту… То, что при этом ее безальтернативно «срубят», как говорится, «на корню», Брюссель не очень волнует. Минск – расходный материал, когда игра идет на триллионы долларов и евро, сотни миллионов тонн и миллиарды кубометров сырья и энергоносителей, быстро растущие рынки и новую евразийскую геополитику… Кто думать будет о пешках, когда впереди уже мерцают новые узлы глобальных противоречий и кризисов, что приготовил нам XXI век.
    Андрей Суздальцев, Москва, 1 июля 2008 года, Politoboz.com
    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
    



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме