14:15 11.06.2008 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Местечковый обскурантизм
Становится очевидным, что возврат к 11-летнему сроку обучения означает начало новой реформы, причем реформы, ведущей в пещерный век.
Владимир Зданович, председатель комиссии по образованию, культуре, науке Палаты представителей.
Итак, школьную реформу родили обратно. На совещании у президента было принято окончательное решение о возвращении школы к 11-летке. Многолетняя реформа, под которую были разработаны программы, методики, учебники, выделены ресурсы, подготовлены кадры, прервана грубым вмешательством политического руководства. Чтобы адекватно оценить все плюсы и минусы проекта 12-летнего обучения, нужно было дать возможность довести его до конца, провести несколько выпусков по новой программе. Однако не дали сделать даже одного выпуска.
Согласно нашему официальному идеологическому священному преданию, главной особенностью, визитной карточкой, символическим знаком государственной политики Беларуси является стабильность.
Однако сейчас именно государственная власть стала главным дестабилизатором системы школьного образования. По самой своей природе эта система является консервативной. Реформа, связанная с переходом на 12-летку, была растянута на много лет, поэтому была не слишком болезненной. А вот контрреформу придется проводить меньше чем за три месяца, до 1 сентября сего года. Решение руководства страны породило хаос, поставило на уши всю систему образования, школьников 8—10-х классов, их родителей. Нужно будет срочно увольнять от 10 до 30 тысяч учителей и работников образовательных учреждений. Ученикам 9-х и 10-х классов придется за один год осваивать двухлетнюю программу. В следующем году существенно возрастет количество абитуриентов, конкурс в вузы. Бесконтрольная власть, не способная сохранять элементарный порядок, ввергнувшая одну из важнейших социальных сфер в волюнтаристский эксперимент, ставится просто опасной для общества.
Но еще более опасны долговременные последствия этого административного вывиха контрреформы. Своим решением власти наносят жестокий удар по всей системе образования. Очевидно, что сегодня она несовершенна. К школьной реформе, связанной с переходом на 12-летку, было много претензий со стороны специалистов. Но она создавала возможность со временем наполнить учебный процесс современным содержанием и сильно не отставать от мировых образовательных тенденций. Напомню, что в подавляющем большинстве государств существует 12-летняя система обучения в школе, а во многих странах уже и 13-летняя. Удлинение сроков обучения — объективное требование информационной эпохи.
Но наши руководители считают, что весь мир шагает не в ногу с мировыми тенденциями, и только одна Беларусь — в ногу. Главный сторонник урезания сроков обучения в школе — заместитель главы Администрации президента академик А. Рубинов дал забавное интервью газете «Советская Белоруссия» (22.05.08). По его мнению, важной проблемой, волнующей школьную общественность и побуждающую принимать меры, стала перегруженность учеников занятиями. Казалось бы, из этого посыла можно сделать единственный вывод: надо удлинить сроки образования, и тогда учебная нагрузка в неделю уменьшится. Как раз 12-летка и должна была решить эту проблему. Но академик приходит к парадоксальному выводу: чтобы разгрузить школьников, нужно сократить время обучения, перейти на 11-летку. Совершенно очевидно, что это можно сделать только за счет снижения уровня, качества образования.
Кстати, о нагрузке. Председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей В. Зданович подсчитал, что в Германии, Испании, Польше, Китае среднее количество уроков в год колеблется в интервале 1100-1600 в год, а в Беларуси теперь — около 800 уроков. Согласно концепции контрреформы, принятой на совещании у президента, их количество планируется еще существенно уменьшить. Президент потребовал упростить тесты для абитуриентов при поступлении в вузы, т. е. понизить планку знаний, уровень требовательности.
Возвращение к 11-летке будет сопровождаться ликвидацией специализации в школах, профильного обучения, лицейских классов. «Все школьники будут заниматься по единым программам и получать одинаковый объем знаний по предметам… Это один из важнейших принципов политики социальной справедливости», — заявил А. Лукашенко.
Нужно заметить, что специализация обучения в старших классах — это одно из принципиально важных направлений развития школьного образования в мире. Общеизвестно, что таланты надо развивать как можно раньше. Ибо нет детей бесталанных, есть дети, не нашедшие своего дела.
Любой учитель прекрасно знает, как трудно работать с классом, в котором учатся школьники с разными способностями и уровнем знаний. Как правило, приходится ориентироваться на слабых учеников, поэтому проигрывают сильные. Унификация и стандартизация обучения под флагом социальной справедливости в реальности приведет к снижению уровня образования, массовому воспроизводству посредственности, станет препятствием для развития личности, индивидуальности, таланта детей. И факультативы здесь ситуацию не спасут.
И куда же нас ведут наши поводыри? Давайте будем называть вещи своими именами. Отказ от 12-летнего образования, возвращение к 11-летке, ликвидация профильного обучения — это провинциальный, местечковый обскурантизм, ведущий к деградации и архаизации образования, самоизоляции страны, выпадению ее из мирового образовательного процесса. В ХХI веке, в эпоху глобализации, реанимировать модель послевоенной школы — это значит программировать прогрессирующее отставание для будущих поколений белорусов.
Судя по всему, это сознательный политический выбор. Можно предположить, что наши руководители опасаются появления в большом количестве образованных людей. Один из аргументов против школьной реформы был такой: 12-летка ориентирует учеников на поступление в вузы, а нам нужны рабочие руки. Кроме того, всякая недемократическая власть стремится к унификации и упрощению. Сложность и многообразие как в политике, так и в образовании вызывают естественное недоверие и раздражение.
Не случайно сокращение школьной программы произойдет за счет гуманитарных предметов («Отечественная и мировая художественная культура», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «История Беларуси» и др.), которые обеспечивают социализацию школьников, их гражданское становление. Ибо гражданская позиция учеников — это более опасно для власть предержащих, чем невежество и необразованность. Что подтвердили последние события в Солигорске, где молодежного активиста И. Шило исключили из школы перед последним выпускным экзаменом. Война с детьми переместилась в школу. Чтобы исключенный ученик не пришел на экзамен, в школьном здании выставили наряд милиции. Школа казарменного типа с «одинаковым объемом знаний», послушными учителями и учениками и милиционерами у входа — чем не идеал школьной контрреформы?
Рубрика Валерия КАРБАЛЕВИЧА
«Снплюс. Свободные новости плюс» фв3 11. 6.2008-18.6.2008
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме