05:30 25.05.2008 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ПРЕЗИДЕНТОМ ГЕРМАНИИ ИЗБРАН ХОРСТ КЁЛЕР

Из 1204 участников Федерального собрания, раз в пять лет избирающего главу государства, за Хорста Кёлера отдали свои голоса 604. Хорст Кёлер стал девятым президентом ФРГ.
    12-ое Федеральное собрание депутатов бундестага и представителей федеральных земель открылось в полдень 23 мая. Речь председателя бундестага социал-демократа Вольфганга Тирзе (WolfgangThierse), не скрывавшего волнения, была отмечена многочисленными оговорками, вызвавшими оживление и смех в зале. Представительство партий в федеральном собрании выглядело следующим образом:
        ХДС/ХСС 539
        СДПГ 459
        "Зеленые" 90
        СвДП 83
        ПДС 31
        прочие 3.
    За Хорста Кёлера (HorstKöhler) было подано 604 голоса - на 1 голос больше, чем требовалось по регламенту для победы уже в первом туре. Гезине Шван (GesineSchwan) получила  589 голосов. Как выяснилось позднее, результаты голосования пришлось пересчитывать дважды: два бюллетеня за Кёлера случайно попали в пакет бюллетеней за Шван.
                         Оппозиция: первый шаг на пути к власти
    Для христианско-демократической и либеральной оппозиции выборы Хорста Кёлера означают взятие важнейшей промежуточной высоты на пути к власти, которую ХДС/ХСС и СвДП потеряли после всеобщих выборов в 1998 году. Вместе с тем, за годы правления в Берлине социал-демократов и "зеленых" оппозиция постепенно вытесняла партии правящей коалиции из ландтагов федеральных земель. Таким образом, к тому моменту, когда, по Конституции, должно было состояться избрание федерального президента, у оппозиции появился решающий перевес голосов в Федеральном собрании, где депутатам бундестага принадлежит лишь половина голосов, а другая половина составлена из представителей федеральных земель. Поэтому переизбрание президента Йоханнеса Рау, выдвиженца СДПГ, более не представлялось возможным.
    Оппозиция мастерски использовала этот ресурс, и на смену профессиональному политику, по мнению большинства наблюдателей, скорее проповеднического, чем прагматического склада, выдвинула видного эксперта в области финансовой политики Хорста Кёлера. Профессор-финансист с опытом международных контактов и прагматик, Кёлер отказался накануне выборов от телевизионных и радиодебатов со своей соперницей - выдвинутой на пост президента Гезине Шван, показав, что не обязательно понимать репрезентативность своей будущей роли как манифестацию своих убеждений и ценностей через СМИ. Между тем, Гезине Шван, успешно проведшая свою "предвыборную кампанию", одной из первых поздравила Хорста Кёлера с победой.
                         У красно-зеленой коалиции остается все меньше времени
    Социал-демократы и "зеленые" должны теперь считаться и с тем, что на посту федерального президента у правительства будет отныне гораздо более критически настроенный, хотя и надпартийный наблюдатель, представляющий, с одной стороны, интересы всего населения, а с другой - взгляды тех сил, которые разочарованы утратой Германией в последние полтора-два десятилетия роли самого динамичного экономического мотора Европы.
    Выбор Хорста Кёлера считают своей общей победой главы оппозиционных партий Ангела Меркель (AngelaMerkel) /ХДС/ и Гидо Вестервелле (GuidoWesterwelle) /СвДП/. Ангела Меркель отстояла кандидатуру Кёлера, Гидо Вестервелле одобрил приверженность кандидата "либеральным ценностям".
    По мнению премьер-министра Нижней Саксонии Кристиана Вульффа (ChristianWulff), Хорст Кёлер будет подлинным посредником между различными слоями немецкого общества и государственными структурами. Вместе с тем, и федеральный канцлер Герхард Шрёдер, в свое время предложивший кандидатуру Хорста Кёлера на пост председателя МВФ, рассчитывает на поддержку, которую новый президент мог бы оказать правительству в его реформаторских усилиях, призывая оппозицию не блокировать реформы силой нового большинства.
    Остающийся до 30 мая на своем посту Йоханнес Рау наблюдал за процедурой выборов преемника перед экраном телевизора. 1 июля президент Хорст Кёлер принесет присягу перед бундестагом.

    *  *  *

                     Предвыборный комментарий: Президент Германии идет на риск

    Если социал-демократы добьются ухода Кёлера с поста президента, это может бумерангом ударить по ним самим, считает Петер Штюцле.
    Президент Федеративной Республики Германия Хорст Кёлер за год до истечения своих полномочий заявил о своей готовности выставить свою кандидатуру на второй срок. Формально президент в Германии - глава государства. Однако в основном он выполняет представительские обязанности и обладает лишь минимальными полномочиями. Избирается Президент на пять лет и может быть только один раз переизбран на второй срок. Однако на этот раз переизбрание может оказаться под вопросом. Хорст Кёлер прекрасно это знает и, тем не менее, идет на риск. Это - настоящая премьера для Германии.
                         У Гезине Шван есть шансы
    Со времен образования Федеративной Республики Германия всегда было так: если действующий президент давал согласие на повторный срок, его избрание было чистой формальностью. Сейчас же все указывает на то, что Социал-демократическая партия Германии выдвинет собственного кандидата: президента европейского университета "Виадрина" во Франкфурте на Одере профессора Гезине Шван. Четыре года тому назад она уже была соперницей Хорста Кёлера, но тогда проиграла.
    На этот раз шансы у нее могут оказаться выше. Так что Хорст Кёлер идет ва-банк. Тут надо объяснить одну особенность политической системы в Германии. Президент страны избирается не прямым голосованием, а Федеральным собранием. В него входят все депутаты бундестага и такое же число депутатов парламентов федеральных земель. В этом собрании христианские демократы и либералы, которые поддерживают Хорста Кёлера, обладают минимальным большинством. Но в сентябре пройдут выборы в Баварии, и соотношение сил может измениться.
    Среди социал-демократов набирает силу стремление воспользоваться этой возможностью и провести собственного кандидата - профессора Гезине Шван. Ничего противозаконного в этом нет. Германия - демократическая страна, альтернативные выборы здесь давно стали нормой.
                         Пойдет ли СДПГ на союз с Левой партией?
    Добиться в будущем мае, за четыре месяца до выборов в бундестаг избрания своего кандидата на пост президента было бы для социал-демократов демонстрацией силы. Но в этом деле есть одна зацепка. Набрать нужное число голосов в Федеральном собрании можно только заручившись поддержкой Левой партии, возникшей в результате объединения бывших ГДР-овских коммунистов и западногерманских левых. А как раз от них-то социал-демократы и пытаются отмежеваться.
    Союз с "Левыми" дал бы их политическим противникам возможность обвинить социал-демократов в беспринципности и следовании политической конъюнктуре. Кроме того, Хорст Кёлер чрезвычайно популярен среди населения. Все попытки выставить его в смешном виде до сих пор успеха не имели. Так что если социал-демократы добьются его ухода с поста президента, это может бумерангом ударить по ним самим.
    Хорст Кёлер сейчас демонстрирует полную уверенность в победе, но он знает, что рискует. А вот социал-демократам еще предстоит решить, готовы ли они пойти на риск.
    Петер Штюцле,
    обозреватель DeutscheWelle

    *  *  *

                     Как устроена Германия: политическая система

    Наверное, не каждый немец сможет объяснить все тонкости политического устройства Германии. Система действительно сложная, но она действует эффективно и гарантирует принятие демократических решений.
    Германия является парламентской федеративной республикой. На первый взгляд сложная и специфическая система взаимоотношений и взаимодействия различных органов власти и управления на федеральном и земельном уровне является четкой конструкцией, позволяющей принимать политические решения, учитывая как федеральные, так и местные интересы.
                         Бундестаг
    Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту - бундестагу (Bundestag). Депутаты бундестага избираются населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина — по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. Именно второй голос избирателя формирует партийно-политическую структуру бундестага, а первый голос лишь корректирует персональный состав каждой фракции. Оба способа формирования парламента органично слиты между собой. В этом в частности состоит отличие от системы выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы системы выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга, и каждая из них формирует свою половину парламента.
    В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Президент бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве.
                         Бундесрат
    Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в конституцию Германии и касающиеся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель для вступления в силу должны быть одобрены представительством  федеральных земель - Бундесратом. бундесрат состоит из депутатов, назначаемых из своего состава правительствами земель. Каждая федеральная земля располагает в зависимости от численности населения от трех до шести голосов.
                          В чем функции главы государства?
    Главой государства является федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием (Bundesversammlung) на пятилетний срок. Президент может быть избранным не более, чем два раза. Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых земельными парламентами. Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена. В реальной жизни этого ещё ни разу не происходило. Президент назначает и увольняет министров - но только по представлению канцлера. Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Он стоит над партиями и их сиюминутными политическими интересами. Несмотря на его представительские функции, каждая из политических партий Германии считает своим большим успехом, если федеральный президент избран из ее рядов.
                         Центральная исполнительная власть
    Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное правительство (Bundesregierung). Возглавляет его федеральный канцлер (Bundeskanzler). Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с Конституцией канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной закон предусматривает прерогативное право капнцлера принимать основопологающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики (Richtlinienkompetenz).
    Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства.
    Специфика функционирования исполнительной власти в ФРГ заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.
                         Земли и коммуны
    Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель: Северный Рейн-Вестфалия (столица – Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент – ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.
    Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов.
    Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантируется право коммунального самоуправления. Однако государственное устройство Германии не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней. Муниципальные органы власти и управления подчинены земельным правительствам и решают вопросы, отнесенные к ведению самих земель.
    Вадим Шаталин
    
DW-WORLD.DE



Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме