12:30 09.05.2014 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

Владимир Мацкевич: Спасти украинскую революцию без военного положения невозможно










Местные украинские власти — и даже отдельные структуры — саботируют решения центральной, у главы МВД «нет слов», АТО вызывает впечатление каких-то эпизодических и непоследовательных действий.

Одесская трагедия четко показала, что саботаж и многовластие в Украине достигли наивысшего уровня. В день траура, например, , которые еще накануне должны были быть этапированы в Киев. Во время милиция действует, скорее, .

Владимир Мацкевич: Спасти украинскую революцию без военного положения невозможно

Глава Рады Международного консорциума «ЕвроБеларусь», философ и методолог Владимир Мацкевич полагает, что украинская власть может потерять все рычаги управления, если не прибегнет к решительным действиям в самое ближайшее время.

- Это главная и застарелая проблема Украины — очень слабая государственность, слабая дисциплина среди силовиков и т. д. И это досталось в наследство новой киевской власти от предыдущей, - отметил в интервью Службе информации Владимир Мацкевич. - Ведь если мы вспомним — даже закрыв глаза на, скажем, идеологические и политические предпочтения — претензии к Януковичу во время Майдана по поводу того, что он терпит все эти беспорядки. Грубо говоря, протест - это беспорядки. Любой протест, как бы мы к нему ни относились, это беспорядки. И конечно же в другой стране, в других условиях такого рода протест либо был бы разогнан, либо демократические власти вступили бы в переговоры с протестующими. У Януковича — как можно было судить — недостаточно сил и власти для того, чтобы обязать милицию прибегнуть к решительным действиям. Это было не только из-за нерешительности и растерянности самого Януковича, но и по причине состояния силовиков. Фактически, в любой момент — и при Януковиче, и теперь — любое подразделение украинской милиции может отказаться выполнять любое распоряжение, причем отказаться не демонстративно, а саботируя решение властей. И кадровые назначения, которые осуществляет сегодняшняя власть, не способствуют консолидации и укреплению правоохранительных структур в Украине. Сделано очень много ошибок, сделано под давлением разного рода обстоятельств. Обстоятельства эти связаны с политической ситуацией в регионах, с политической ситуацией в Верховной Раде, где приходится принимать компромиссные решения и т. д.

Вторая сторона этой глобальной проблемы состоит в том, что новое правительство Украины — новое только отчасти. После позорного бегства Януковича власть перешла к Раде, которая была, по большому счету, опорой Януковича, в ней преобладали представители Партии регионов, именно они были правящей силой. Сразу после ухода Януковича исчезло, с одной стороны, давление президентской вертикали — и Рада потеряла ориентиры. Некоторое время за счет этой потери, растерянности Партия регионов шла на уступки, но сейчас, благодаря тому, что начинают восстанавливаться какие-то клановые, олигархические связи и отношения, на Раду и депутатов Рады снова оказывается давление с разных сторон. Грубо говоря, революция в Украине — непоследовательна, частично сохранилась старая Рада, этот парламент был создан под олигархический по сути своей украинский режим, а с исчезновением Януковича Рада оказалась заложницей этих олигархических группировок. И за счет этого с очень большим трудом принимаются сколь-нибудь правильные решительные действия.

- И этим вовсю пользуется Кремль...

- Этим всем успешно пользуется не только Кремль. Этим всем успешно пользуются, помимо различных олигархических группировок, местные правящие кланы — и все это создает угрозу хаоса и эскалации конфликта в Украине.

- Не дожидаясь 11 мая, на востоке Украины уже пытаются проводить «опрос-референдум» по будущему региона. Сепаратисты торопятся, чтобы вроде как «узаконить» свои цели и привести этим российские войска?

- Никакой референдум вот в такой ситуации безвластия или многовластия в целом ряде украинских городов на востоке Украины, понятное дело, невозможен. Поэтому даже Россия, которая могла бы хотеть ослабить Украину или добиться ее федерализации, чтобы сохранить контроль над частью областей, не может этого не понимать. Но процесс запущен, искра уже разгорелась. Поэтому частично сейчас ряд этих сепаратистов ведет себя уже автономно — это уже не просто спланированная, целенаправленная диверсионная операция на востоке Украины, это уже распалившаяся махновщина. Конечно, махновщина — это дело давнее, никакой прямой преемственности с нынешней ситуацией быть не может, но, полагаю, сходность процессов диктует ряд действий тем же самым сепаратистам. И создание там каких-то республик, армий в отдельно взятых городах вполне, как видим, возможны. Отсюда и референдумы, и все прочее. Начинается такой вот водевиль вроде «Свадьбы в Малиновке»: красные придут — грабят, белые придут — грабят, куда деваться бедному украинскому обывателю. И есть еще близкий по времени прецедент Приднестровья, где ситуация разворачивалась примерно таким же образом. Сходство с тем, как разворачивались процессы в Приднестровье и сейчас на востоке Украины — очень велико. Это означает, что при растерянном населении, при параличе властей контроль над ситуацией начинают брать криминальные группировки, прямокриминальные либо связанные с криминальным бизнесом. Олигархическое устройство власти в Украине этому весьма способствует. Поэтому ситуацию в Приднестровье в свое время удалось взять под контроль решительному человеку — генералу Лебедю. Но он действовал в соответствии с российскими интересами, согласовывая свои шаги с Москвой. Сейчас в Украине взять ситуацию под контроль можно тоже только решительными действиями властей, причем с применением сил правопорядка и Вооруженных сил. Но поскольку Конституция Украины запрещает использование армии в отношении собственного населения и поменять сейчас это конституционное правило фактически нельзя, не объявив военного или чрезвычайного положения. Ситуация назрела настолько, что введение чрезвычайного положения в восточных областях Украины было бы правильным и рациональным шагом. Но сегодняшняя украинская власть на это не очень способна. Откуда может тогда взяться вот такая решительная сила вроде генерала Лебедя в Приднестровье? Ответ очевиден — только из России. И Россия, думаю, в своих долгосрочных планах и имеет в виду такой сценарий. То есть дальнейшая дестабилизация ситуации в Восточной Украине, подпитка диверсантов, которые туда пришли из России, местных сепаратистов — оружием, продовольствием, деньгами и т. д., продолжение информационной войны с тем чтобы просто актуально потребовалось введение российских войск, чтобы российские войска попросили ввести. Противопоставить такому сценарию можно только введение чрезвычайного положения.

- Похоже, к этому и идет.

- Идет, но, думаю, у правительства Яценюка для этого недостаточно власти и полномочий, ну и определенные сомнения есть в решительности и ответственности. Что касается и.о. президента Турчинова, учитывая, что он практикующий христианин, протестант, то тут уместно провести параллель с библейским Гедеоном — так вот он, к сожалению, не Гедеон. Гедеон, напомню, один из ветхозаветных судей Израильских, который во время полного упадка, разграбления страны, семилетнего угнетения соседями смог возглавить борьбу своего народа и победил. Думаю, что сейчас в Украине очень велика потребность в такого рода персонаже. Можно взять и более близкую к нам историю. Например, Маннергейм в Финляндии и т. д.

- Но пока Гедеона и Маннергейма в Киеве как-то не видно...

- Вот в том то и дело, что сегодня в украинской элите таких персонажей не просматривается. Здесь еще можно вспомнить структурные закономерности любого революционного процесса. Как это показывает архетипическая Великая французская революция или более ранняя английская период диктатуры (временной или постоянной, лучше, конечно, временной), Директории для того, чтобы остановить революционный хаос, анархию и беспредел различного рода мелких лидеров, царьков и диктаторов, такой период любая революция должна пройти и пережить. Тут главное — не опоздать, потому что на карте стоит сейчас целостность Украины и ее будущее в целом. Та тяжелейшая экономическая ситуация, которая собственно и привела к Майдану, безобразное государственное и политическое устройство Украины с этим беззаконным и циничным олигархатом очень сильно усугубляет нынешнее положение дел. И в экономическом положении есть определенная граница, дальше которой заходить очень опасно. Потому что возврат к нормализации, возврат к оздоровлению, начиная с некоторого состояния, оказывается очень и очень проблематичным. По крайней мере, эффективным он может быть только с внешним управлением. Если Украине потребуется внешнее управление, это будет означать, что украинское государство не состоялось как таковое. А поскольку российские политики и идеологи именно это раз за разом повторяют, они пытаются сделать эту несостоятельность оправданием всего того, что Россия в Украине делает. Это не просто гипотетическая опасность, это еще и часть российского сценария. Да, многие наблюдатели говорят о том, что путинская агрессия поспособствовала консолидации украинской нации. Но это большей частью касается, скажем так, духовной, ментальной консолидации, но сейчас нужна техническая консолидация — на уровне государственного управления. Мало осознания себя гражданами Украины, ее патриотами, нужны еще и прагматические решительные действия, консолидирующие власть.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме