15:51 17.07.2014 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

Владимир Мацкевич: Новодворская была костью в горле у восстановителей российской империи

Кому мешала Новодворская? Почему она была борцом-одиночкой, но не требовала героизма от других? И каким образом "городская сумасшедшая" сумела изменить наше сознание?

Вчера, 16 июля, . Почтить ее память в Центр имени Сахарова пришли сотни людей. После завершения гражданской панихиды Валерию Новодворскую кремировали и похоронили на Донском кладбище.

О значении неординарной фигуры уроженки Баранович, советской диссидентки и основательницы российской либеральной партии "Демократический союз" для гражданского общества корреспондент Службы информации побеседовала с главой Рады Международного консорциума "ЕвроБеларусь", методологом и философом Владимиром Мацкевичем.

- Уход Валерии Новодворской - это серьезная потеря для гражданского общества России?

- Наверное, не только России. Новодворская прожила яркую политическую жизнь, и о таких людях очень трудно говорить, что они уходят и что это - потеря. О таких людях лучше говорить, что они были среди нас, и что остаются для нас примером, уроком, вызовом.
Новодворская прожила жизнь-вызов, вызов для всех нас - не только для людей в России, не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами.

- На ваш взгляд, фигура Новодворской сильно мозолила глаза Кремлю в свете украинско-российского конфликта?

- Новодворская всегда была очень неудобным человеком для всех властей при ее жизни - и при советском режиме, и при режиме Ельцина она не успокаивалась, ни, тем более, при режиме Путина. Думаю, что - да, ее рассматривали как большую неприятность.

Представляла ли она собой угрозу? Мне трудно сказать, потому что, по большому счету, для демократии, для общества такие люди не только не представляют угрозы, но и являются камертоном нравственности в политической позиции.

Наверное, каким-то людям, которые с трудом переносят демократию и свободу, она мешала. И на нее реагировали соответствующим образом. Слава Богу, Советский Союз кончился, поэтому ее уже не пытали, не арестовывали по каждому случаю. Но, тем не менее, она была костью в горле у восстановителей российской империи.

- Вы верите в официальную причину ее смерти - инфекционно-токсический шок?

- Я не очень понимаю этот диагноз. Но если я не имею фактов, я не могу строить догадки. Думаю, что расследование причины смерти должно быть. Возможно, была небрежность врачей. Возможно, это была ситуация действительно серьезного заболевания, я не знаю.

- Вписывался ли нескладный образ правдорубки в реалии путинской эпохи? И чем вызвано ироническое отношение к "бабе Лере" у многих людей?

- Нашу жизнь, развитие цивилизации, культуры, общества двигают не обыватели, не люди, живущие спокойной, размеренной жизнью, как все. А двигают мечтатели, "летуценнікі" такие, люди, желающие странного, не удовлетворенные тем, что есть. Они - во всех областях жизни. Это могут быть ученые, художники, общественные деятели, политики. Они никогда не вписываются ни в какую налаженную стабильную жизнь. Они всегда из нее выпадают.

И такие люди есть как в демократическом обществе, так и в тоталитарных странах. И везде на них смотрят как на чудаков, на городских сумасшедших или деревенских дурачков. Это обывательская установка по отношению к таким людям.

Поэтому, глядя сейчас на реакцию людей в интернете на смерть Новодворской, я понимаю, что отношение к ней, как к не вписывающейся в обычную жизнь чудачке, было сильно преувеличено. Не все люди, разделяющие ее взгляды, могли позволить вести себя так, как она. Поэтому скорее люди признавали в себе неспособность следовать своим убеждениям так, как это делала Новодворская.

Но, тем не менее, уважения и доброго отношения к ней я увидел больше, чем мог ожидать. Во всяком случае, наблюдая за тем, как реагировали на ее высказывания, реплики, лекции, воззвания при жизни.

- Пришедший на панихиду писатель Виктор Шендерович рассказал, что всю свою жизнь Новодворская в одиночестве боролась с режимом, была максималистом, но при этом не требовала подвига от других. С вашей точки зрения, подобные борцы-одиночки обречены на провал, или их действия меняют жизнь к лучшему?

- Нынешняя эпоха - казалось бы, не героическое время. Но было время, когда героями становились чаще: эпоха революции, борьбы с фашизмом, коммунизмом и так далее. Тогда героев было больше, пусть и не таких талантливых, как Новодворская. Эти люди никогда не оглядывались на то, что о них думают, и последуют ли за ними другие. Они руководствовались в жизни принципом "если не я, то кто? ".
Этим они зажигали других людей.

Неслучайно, очень большая часть литературы начала XX века посвящена этим людям. Причем, в метафорических формах, как у Горького - Данко, вырвавший свое сердце для того, чтобы освещать путь другим. Вот Новодворскую можно сравнить с героями произведений вот этой литературы.

Да, она не требовала героизма от других. Даже не требовала, чтобы ее личный героизм кто-то оценивал, понимал и так далее. Она делала так, как велели ее совесть, разум и сердце.

И герои-одиночки такого типа оказывают огромнейшее влияние на сознание людей из ныне живущих и последующих поколений. Думаю, что в будущем к Новодворской будут относиться еще лучше.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме