09:01 08.04.2011 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

В БЕЛАРУСИ ДЕФИЦИТ АВТОЗАПЧАСТЕЙ (Trade-in — хорошо, но машины дешевле не станут, дополнено)

Проблемы на валютном рынке вторую неделю блокируют работу разных импортеров Беларуси, в том числе продавцов запчастей. Продажи практически остановлены, склады пустые, а завезти новые детали не на что: валюты нет.

В автомобильном бизнесе Беларуси сложилась странная ситуация, немыслимая для рыночной экономики в XXI веке. Спрос есть, товара нет. Из-за дефицита валюты официальные продажи запчастей фактически остановились. Автоцентры начинают отказывать клиентам в обслуживании. Проблему комментирует председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) и директор импортера Volkswagen в РБ Сергей Михневич: «Мы уже остановили продажу запчастей. У разных дилеров еще могут быть разные запасы, но в целом ситуации схожи. Мы вынуждены были в очередной раз поднять цены, пытаемся купить валюту за любые деньги. Используем любые варианты, чтобы обслужить хотя бы гарантийные автомобили, по срокам ремонта и сервиса которых у нас есть обязательства. А со следующей недели начнется настоящий дефицит запасных частей».

У крупных продавцов неоригинальных запчастей тотального дефицита пока нет в силу огромного ассортимента производителей. Но, как сообщил «Eжедневнику» один из минских оптовиков, из каталогов выпали некоторые конкретные позиции, в основном из средней ценовой категории. Например, универсальные масляные фильтры для Opel 1980–1990-х годов от известного немецкого производителя запчастей, которые поставлялись в одной упаковке по 20 штук, стоили по опту примерно $3 и пользовались бешеной популярностью, теперь фактически отсутствуют — можно заказывать поштучно, но тогда конечная цена будет совершенно неконкурентоспособная. Есть проблемы с поставками и других ходовых деталей: например, в Минске вдруг закончились немецкие ролики ГРМ для дизельных Volkswagen 1.9 TDI — осталось лишь несколько упаковок у одного из четырех крупнейших оптовых поставщиков, которые будут разобраны в ближайшее время. Следом, очевидно, будет раскупаться то, что ранее спросом не пользовалось, – вместо «середнячков» в ход пойдут дешевые низкокачественные детали. Ведь «входные» для импортеров цены в евро не изменились — изменились отпускные цены в рублях.

Если еще неделю назад продавцы запчастей пересчитывали доллары в рубли по курсу 3500, то сегодня — уже по 4000–4500. Рыночный курс евро при оплате одновременно с передачей товара — 5300–5400 рублей, кое-где 6000 рублей. А вот если детали заказываются с условием оплаты, скажем, через 20–30 дней, то курс евро — ни много ни мало 8000 рублей! Более того, некоторые «точки», где от проверенных людей принимают наличную валюту, готовы отдавать товар без оплаты, с отсрочкой, лишь бы получить твердую валюту, а не белорусские рубли.

Тревожная ситуация и в автосалонах. Несмотря на некоторое оживление рынка новых автомобилей в феврале-марте, новые партии машин не заказываются. А те, что были заказаны ранее, невозможно оплатить и ввезти, причем валюту на бирже не могут купить даже те импортеры, которые поставляют автомобили из России, — несмотря на обещанное Нацбанком снятие ограничений для товаров из стран Таможенного союза.

Дилеры не стремятся распродавать и те автомобили, которые остались в наличии на складах: неизвестно, по каким ценам их продавать, чтобы не остаться в убытках, курс Нацбанка не отвечает реалиям, биржевого рынка нет, а курс межбанковского рынка крайне нестабилен.

        *  *  *

                                               Trade-in — хорошо, но машины дешевле не станут

4 апреля Александр Лукашенко подписал указ №130, который вносит долгожданные изменения в условия работы автомобильного бизнеса.

 Указ №130 вносит принципиальное новшество в более старый указ №546, регулирующий вопросы начисления налога на добавленную стоимость. Доселе первый поставщик, т.е. импортер автомобиля в Беларусь, освобождался от уплаты НДС, а все последующие продавцы платили НДС со всей стоимости машины. Легко понять, что такие правила делали абсолютно бессмысленным выстраивание настоящей иерархии «импортер–дилер», ведь автомобиль, проданный по всем правилам мирового авторынка дилеру, становился дороже как минимум на 20% НДС. Кроме того, невозможно было и выстраивание системы trade-in — услуги, при которой старый автомобиль клиента забирают в зачет стоимости нового. Убытки терпели вообще любые юридические лица, которые хотели бы продать свои автомобили: чтобы продать машину по рыночной цене, им приходилось снижать свой доход на величину НДС. Соответственно, в Беларуси практически не было «белого» вторичного авторынка, когда подержанные машины покупаются в автохаусах, у юрлиц. Лучшее, что могли предложить дилеры, — договор комиссии, когда машина не выкупается и не идет в зачет новой, а просто выставляется на продажу на площадке дилера.

Вступление в силу президентского указа №130 в корне меняет ситуацию. Отныне при перепродаже автомобилей одним юрлицом или ИП другому юрлицу НДС платится только с разницы между ценой приобретения и ценой продажи. Это открывает дорогу формированию официального, «белого» авторынка, когда значительную долю (если не большинство) подержанных машин будут продавать уже не частники на авторынках, а юридические лица — дилеры и автохаусы.

Что хорошего в новом указе?

* Появилась возможность формировать настоящую дилерскую сеть, когда импортер продает машины дилерам, а не передает на условиях комиссии.
* У дилеров появилась возможность нормально работать с лизинговыми компаниями, опять же продавая им новые автомобили, а не передавая на комиссию.
* Стало меньше работы у бухгалтеров — более не нужно подавать в белорусскую налоговую заявления о ввозе и получать справки для российских экспортеров, дабы они могли подтвердить факт вывоза продукции и оправдать нулевую ставку НДС.

Что плохого в новом указе?

Как ни странно, но анонсированная отмена НДС и акцизов на автомобили, ввезенные из РФ, скорее всего приведет не к снижению цен, а к повышению.

Дело в том, что ранее импорт легковых автомобилей из РФ подпадал под действие межправительственного соглашения, устанавливавшего правила уплаты НДС — по стране назначения. То есть — в Беларуси. И в белорусских рублях. Отныне правила будут регулироваться не соглашением, а собственно указом №546 (с поправками в него по указу №130): если в Беларуси НДС не платится, то его придется платить российскому поставщику. Логично предположить, что этот НДС будет включен в отпускную стоимость автомобиля для белорусского импортера.

Будут ли автомобили дешевле? Станет ли выгоднее ввозить российские машины в Беларусь? Однозначного ответа нет. Отмена акцизов — хорошо, но для самых популярных на рынке автомобилей B- и C-классов с небольшой мощностью двигателя это скидка в 100–200 тысяч белорусских рублей, что на общем фоне незаметно. Поэтому надежду на удешевление машин дает только разница между старым (белорусские 20%) и новым (российские 18%) НДС. Правда, это надежда призрачная — в Беларуси НДС взимался в белорусских рублях (1/5 от стоимости машины с учетом транспортировки), а теперь она ляжет новым валютным грузом на плечи импортеров — российский производитель включит свои 18% НДС в отпускную цену, естественно, сформированную отнюдь не в белорусских рублях. Так что еще не известно, а будет ли скидка? По сути, в условиях, когда Беларусь как манны небесной ждет очередного российского кредита, Россия «продавила» весьма выгодное для себя изъятие из межправительственного соглашения об уплате НДС на экспортируемые товары, пополнив свой бюджет. При этом Беларусь ничего взамен не получила: указы №130 и №546 регулируют только налогобложение экспорта-импорта легковых и легких коммерческих автомобилей. А подобную технику Беларусь не экспортирует.

Мы попросили крупнейших дилеров прокомментировать новый указ.

Ольга Анисова, маркетолог официального дилера Skoda:

— Безусловно, мы будем развивать направление trade-in. Система trade-in давно интересовала не только наших клиентов, которые покупали новый автомобиль, но и тех, кто хотел приобрести Skoda с пробегом. Поскольку указ только недавно был опубликован и еще не вступил в силу, то конкретные программы пока не разработаны. Думаем, что к маю уже появится ясность в механизмах реализации указа. Это будет отдельное направление с четкими правилами для наших клиентов. Сегодня еще не принято решение относительно того, будут ли приниматься в зачет автомобили других марок и на каких условиях будет осуществляться покупка новых автомобилей по данной системе.

Изменения в части НДС по автомобилям из России, увы, пока нас не коснутся. На данный момент мы продолжаем поставлять Skoda, собранные на заводах Чехии. Пока что машин российского производства не хватает даже для удовлетворения внутреннего спроса в России, квота на Беларусь не выделяется.

Александр Чупригин, директор официального дилера Nissan:

— То, что появился этот указ, — конечно, хорошо. Мы ждали этого два года. Безусловно, давно пора было принимать такие изменения. Это прогрессивный указ. Однако задачи срочно внедрять trade-in у нас нет. На данный момент более актуален вопрос, где купить валюту.

Но есть все предпосылки к тому, что услуга trade-in будет востребована. С 1 июля отменят льготу для физических лиц по ввозным пошлинам на автомобили. Подержанные машины станет невыгодно ввозить из-за границы. Люди будут вынуждены покупать машины в автосалонах. И тогда, безусловно, появятся желающие сдать свой старый автомобиль в зачет нового. Найдутся и те, кто захочет купить подержанную машину у дилера — с гарантией и подтвержденной историей. Что это будет за гарантия — на усмотрение продавца. Заводская гарантия на новый автомобиль устанавливается заводом. Как только заводская гарантия заканчивается — начинается гарантия продавца. И в данном случае только продавец будет решать, какую гарантию давать и давать ли ее вообще. К тому же в Беларуси есть правила продажи товаров, бывших в употреблении. Их никто не отменял.

Подешевеют ли российские автомобили после отмены НДС и акцизов? Начнем с того, что в России выпускаются всего три модели — NissanTeana, X-Trail и Murano. Для Беларуси все три модели мы пока получаем японского производства. Думаю, что в 2011 году мы начнем продавать также и российские машины, но вряд ли это будут только российские. На данный момент в самой России продаются как автомобили российского, так и японского производства. Будут ли машины из РФ дешевле? Затрудняюсь ответить на этот вопрос, так как досконально не понимаю, как после отмены белорусского этот НДС будут уплачивать российские поставщики. Раньше мы уплачивали налог в Беларуси, теперь нам самим будет легче с точки зрения документооборота. Но скорее всего «входная» цена на автомобили для нас станет выше.

Сергей Михневич, председатель правления автомобильной ассоциации «БАА», директор официального импортера Volkswagen:

— В любом случае это революционное изменение. Указ делает возможным развитие нового направления — trade-in. Более того, изменения в правилах начисления НДС касаются продаж автомобилей всеми юридическими лицами, не только дилерами.

Несмотря на валютный кризис, мы собираемся воспользоваться открывающимися возможностями. Мы даже рассматриваем 1 мая как стартовую дату, чтобы начать скупку автомобилей. В конце концов, нам выгодно даже продавать их в Россию. Если бы мы работали в нормальных экономических условиях, то действовали бы иначе, но в нынешней ситуации вариантов немного — у дилеров почти не осталось способов заработать денег. Единственное что — с 1 мая мы скупать машины сможем, а вот продавать – вопрос. Скорее всего подождем 1 июля, когда должны появиться предусмотренные в указе новые постановления и инструкции правительства, чтобы не столкнуться с проблемами при оформлении и продаже автомобилей.

Вообще, в развитых странах от 30% до 50% новых автомобилей продается по схеме trade-in. В России trade-in работает с прошлого года — у разных дилеров разные успехи, но в целом финансовые результаты могут быть внушительными. Исследования даже российского рынка показывают, что trade-in наиболее эффективен в комплексе с продажами новых машин. Сам по себе trade-in — это стульчик на одной ножке, он очень зависим от всевозможных внешних изменений условий формирования спроса на рынке подержанных автомобилей. В России сейчас массово заканчивается гарантия у автомобилей, которые были проданы на пике спроса перед кризисом, предложений на вторичном рынке становится больше. Компании, которые занимаются trade-in, успешно работают. А вот в 2012–2013 годах, когда постареют машины, проданные в кризисные 2009–2010 годы, предложение подержанных автомобилей резко сократится. Вторичный рынок ведет себя как рынок новых машин, только со сдвигом во времени. Применительно к Беларуси пока рано говорить о том, что trade-in будет большим каналом зарабатывания денег. Сегодня авторынок вовсе на грани остановки.

Отмена взимаемого в Беларуси НДС на российские автомобили не уменьшит цену для белорусских покупателей. При оприходовании российского авто и уплате 20% НДС в Беларуси мы отсылали уведомления российским поставщикам, чтобы они имели право не платить НДС в России. Теперь же им придется либо этот НДС взять на себя, либо включать 18% налога в отпускную стоимость, что куда более вероятно. Нам придется больше платить поставщику за российский товар. С точки зрения конечной цены для нашего покупателя ничего не изменится.

Сергей Варивода, заместитель председателя РОО «БНПА», руководитель группы компаний «Интеллект»:

— С трудом разделяю слезы радости отдельных специалистов и импортеров российских автомобилей после ознакомления с текстом указа. Итак, баланс интересов изменился и изменился однозначно в пользу бюджета Российской Федерации. Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, вступившее в силу для сторон с 1 января 2005 года, гласит: «При экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Данное положение не распространяется на товары, вывозимые с территории государства одной Стороны и ввозимые на территорию государства другой Стороны, которые на территории государства другой Стороны не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию в соответствии с законодательством другой Стороны».

Итак, отныне российский завод-экспортер автомобилей обязан исчислять и уплачивать в установленном порядке косвенные налоги в бюджет Российской Федерации по действующим ставкам (например, НДС — 18%). На сумму этих налогов увеличивается цена приобретения товара для белорусского импортера, которая уплачивается:

а) в валюте по курсу ее покупки в отличие от ввозного НДС и акциза, исчисляемого с использованием в расчетах курса НБ РБ (вопрос, где взять валюту, оставим за рамками данного комментария);

б) в сроки, согласованные с поставщиком (не исключена и предоплата), в отличие от уплаты косвенных налогов при ввозе в страну сейчас — в месяце, следующем за месяцем ввоза, то есть с отсрочкой до 50 дней.

К безусловным плюсам нового порядка можно отнести рост маржи (валового дохода) белорусского импортера примерно процентов на 10–15 при условии сохранения текущих цен для потребителя. Если доходность (маржинальность) деятельности импортеров сохранить на прежнем уровне, то потребитель может рассчитывать на очень незначительную скидку (1–1,5%).

Подведем итог: импортеры российских автомобилей и белорусские потребители вряд ли окажутся в выигрыше, а бюджет страны явно проиграет.
Владимир Гурьянов

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме