20:31 19.01.2016 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Тунеядцы, на выход!
Похоже, пришло время «разобраться» с беларускими тунеядцами или, как их называют в президентском декрете №3 от 2 апреля 2015 г., «социальными иждивенцами.
14 января на сайте Национального правового портала был обнародован Закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. В нем идет речь об административной ответственности лиц, которые не заплатят так называемый сбор «на финансирование государственных расходов» в установленный срок или в полном объеме. Для них в части 10 статьи 13.6 КоАП предусмотрен штраф в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест.
И это еще не весь сюрприз для «тунеядцев-уклонистов». В случае неуплаты вышеназванного сбора административно арестованные лица в обязательном порядке будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ. Об этом прописано в новой редакции статьи 18.8 ПИКоАП.
Указанные поправки в законодательство вступят в силу с 4 апреля 2016 года. К тому времени налоговые инспекции разошлют всем плательщикам «письма счастья».
Как можно с правовой точки зрения оценить данные нововведения?
Кто такие тунеядцы?
В обычном понимании «тунеядец» – это человек, живущий за чужой счет, бездельник, дармоед. Это слово стало нарицательным в годы Советской власти. В уголовном законодательстве СССР тунеядство считалось преступлением.
Известно, что всемирно известный российский поэт и переводчик Иосиф Бродский в марте 1964 г. был признан тунеядцем и выслан «в отдаленную местность» сроком на пять с обязательным привлечением к труду (на лесоповал). Потом он был выслан из СССР и стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Беларуские власти также не симпатизируют лицам, которые по разным причинам уклоняются от работы в народном хозяйстве. Правда, здесь имеются в виду не какие-то асоциальные элементы типа бомжей и попрошаек, а трудоспособные граждане, которые уезжают на заработки в другие страны, занимаются приграничным бизнесом, продажей сельхозпродукции, репетиторством.
По неофициальным данным, в настоящее время в стране не работает порядка 500 тысяч граждан от 18 до 60 лет. Из них домохозяек – около 100 тыс. человек. А чем занимаются остальные? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, органы власти стали собирать сведения о временно неработающих лицах.
Кому-то пришла мысль обложить эту категорию граждан «побором». Логика здесь простая: живешь на территории государства, пользуешься услугами образования, медицины, транспорта и т.д., сделай посильный взнос на «общее дело».
В результате раздумий над решением проблемы появился декрет №3 от 2 апреля 2015 г. «О предотвращении социального иждивенчества». В первом пункте декрета устанавливается, что «…граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее – граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов».
Далее определяются категории граждан, которые освобождаются от уплаты этого сбора. Это – молодежь, пенсионеры, инвалиды, недееспособные, лица, уплатившие подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин и др.
Тунеядцем может стать каждый
В пункте 5 декрета перечисляются случаи, когда гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов. Это может быть работа по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве. К общественно полезной работе приравнивается деятельность в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период налогов по такой деятельности. Допускается выполнение работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.
В декрете перечисляется 19 видов такой деятельности и еще делается ряд отсылок. Изучение этого списка работ позволяет понять, что утрата одного из видов деятельности автоматически переводит работника в разряд «тунеядца», если он в течение 6 месяцев не найдет другой работы. В условиях обострения экономического кризиса, роста безработицы, нехватки рабочих мест перед многими «замаячит» перспектива получить «письмо счастья» с предложением уплаты «сбора».
Между прочим, в разряд «тунеядцев» могут попасть руководители оппозиционных политических партий, иных общественных объединений, правозащитники, которые не имеют постоянного места работы, фрилансеры (свободные журналисты, работающие на зарубежные СМИ и Интернет-порталы), представители творческих профессий, не имеющие соответствующих сертификатов.
Кому нужны «тунеядцы»?
До президентского декрета №3 тунеядцами в Беларуси мало кто интересовался. Разве что налоговые органы, получая по базе данных нулевые результаты за календарный год в отношении мужчин «в расцвете сил». Когда подсчитали, сколько в стране «незанятого» населения, то ахнули. Почти полмиллиона трудоспособных людей заняты непонятно чем. И главное – не платят государству налогов, а пенсию оформляют вовремя.
Как заставить этих людей работать? Правильно: или трудоустроить, или ввести налог за «тунеядство». И то, и другое государству выгодно. Не хочешь работать – плати налог. Чем больше будет «тунеядцев», тем больше дохода получит государство с его чиновничьим аппаратом.
Однако установление нового налога влечет за собой ряд вопросов и правовых последствий.
Что-то не так!
Вопрос 1: на каком основании установлен новый налог? По Конституции налоги могут вводиться только законодательным органом (парламентом) и только при соблюдении общепризнанных принципов налогового законодательства (социальная польза, всеобщий характер, наличие соответствующих доходов у налогоплательщиков, установленный законом порядок). Практически ни один из указанных принципов при введении налога «на финансирование государственных расходов» не был соблюден.
Вопрос 2: почему размер налога установлен в сумме 20 базовых величин? Какие критерии взяты для расчета этой суммы? Не придется ли для восполнения государственных расходов увеличивать сумму налога? Ответов на эти вопросы налогоплательщики до сих пор не получили.
Вопрос 3: почему новый налог носит избирательный характер? Почему одни категории граждан в него включены, а другие, похожие категории, из него исключены. Например, одни творческие работники платят этот налог, а другие, которые предъявят соответствующие документы, – не платят. Другой пример: граждане, состоящие на учете в центрах занятости, могут попасть в число «тунеядцев», если дважды откажутся от предложения по трудоустройству.
Вопрос 4: на каком основании государственные органы вторгаются в сферу личных интересов граждан, выясняя характер их занятий и размер заработка? По Конституции тайна личной жизни гарантируется (ст.28).
Можно поставить и ряд других вопросов, если они возникают. Но не менее важно обратить внимание на правовые последствия, которые наступили при введении нового налога. Так, в развитие президентского декрета принято постановление Совета Министров №771 от 15 сентября 2015 г. “Об установлении порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно-полезных работ”. В нем, в нарушение Конституции и трудового законодательства, вводится обязанность для административно арестованных трудиться в течение 8 часов в день бесплатно «на основании заявок организаций республиканской или коммунальной формы собственности». При этом перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не менее 20 минут и не более одного часа, которые не включаются в период «общественно полезных работ».
Потом был Закон, о котором шла речь в начале статьи. Закон жесткий: карательный и принудительный. Плати штраф за неуплату налога, иначе будешь отрабатывать 15 суток на «общественно полезных» работах на виду публики. Этот факт может особенно «напрягать» молодых женщин, а также оппозиционеров, которых заставят заниматься «конкретным делом».
Понятно, что здесь что-то не так. Сначала незаконно введенный «сбор», потом – штраф или обязанность трудиться в качестве наказания, потом – принуждение к тому, чтобы устроиться хоть куда-нибудь. Возможно, многие «незанятые» молодые люди, оценив ситуацию, посчитают лучшим вариантом съехать с нашей неласковой страны.
Самое интересное, что перед новым годом (29 декабря 2015 г.) свое мнение по поправкам в КоАП и ПИКоАП высказал Конституционный суд и признал, что они вполне соответствуют Конституции и законам Республики Беларусь и даже международным актам. Конституционные судьи почему-то считают, что понятие «принудительный труд» не включает работы, которые назначаются на основании «законного распоряжения суда».
В этом случае я как бывший судья Конституционного суда заявляю: «Товарищи судьи! Прочитайте часть 3 статьи 41 Конституции. Согласно ей, допускается принуждение к труду только по приговору суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении».
Думаю, что выносить приговоры к «общественно полезному труду», как это было в Советском Союзе, просто неудобно, а вводить для этого чрезвычайное положение глупо. Так что надо скорее отказаться от налога на «тунеядцев» и перестать смешить мир своими «социалистическими» изысками.
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме