22:18 09.12.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

СОВМЕСТНЫЙ ЭНЕРГОПРОЕКТ КИЕВА, МИНСКА И ВИЛЬНЮСА - ДЕМОНСТРАЦИЯ НЕДОВЕРИЯ К РОССИИ: ЭКСПЕРТ

Белоруссия, Украина и Литва могут обсуждать совместную схему транспортировки в Литву азербайджанской нефти. Такую точку зрения высказал 9 декабря корреспонденту доцент МГИМО МИД РФ Кирилл Коктыш.

Напомним, что 8 декабря в ходе встречи министров иностранных дел государств ЕС и стран, состоящих в программе "Восточное партнёрство", Белоруссия, Украина и Литва предложили её участникам ряд совместных проектов в области "энергетической безопасности".

"От нефтепровода "" нужно проложить не больше ста километров трубы до белорусской части нефтепровода "Дружба". В результате получается готовый нефтепровод, который идёт через оба белорусских НПЗ и заканчивается на литовском нефтяном заводе в Мажейкяе", - считает эксперт.

"У Литвы есть свой простаивающий НПЗ в Мажейкяе, в Белоруссии функционируют ещё два завода. Насколько это строительство оправдано экономически - вопрос отдельный по той простой причине, что ввозить нефть издалека всегда дороже, чем получать её фактически на месте", - отметил политолог.

"Этот проект может быть подаваем как недружественный, хотя в рамках этих стран он будет позиционироваться как попытка обезопасить себя. Это демонстрация определённой степени недоверия к России и желания диверсифицировать энергетические источники. Это давний проект, но до сих пор из-за экономических вопросов он оставался нереализуемым. К этому трудно относится как к чему-то, что уже запущено", - сказал Коктыш.

Отвечая на вопрос корреспондента , насколько определено участие Белоруссии в этом проекте, эксперт сказал: "Цена вопроса небольшая. Достройка ста километров нефтепровода - это не так много. Вопрос в том, сколько будет стоить эта нефть и хватит ли её, чтобы наполнить трубу. Существуют серьёзные опасения, что она будет дороже российской нефти. Поэтому можно сказать, что мы имеем дело со страховкой на случай, если Россия будет демонстрировать "нерыночное поведение". Это традиционное подозрение Восточной Европы, которое Россия долго и упорно пытается развеять".

"Что же касается перспективы наполнения трубы азербайджанской нефтью, то на этот вопрос нет ответа. Действующий нефтепровод до сих пор не выведен на полную мощность. Не ясно, может ли Азербайджан в должной мере заполнить хотя бы эту трубу. Это является знаковым фактором", - подвёл итог Кирилл Коктыш.

Напомним также, что, как сообщало , 8 декабря министр иностранных дел Украины Пётр Порошенко рассказал о том, что в первой половине февраля будущего года планируется встреча глав МИД Белоруссии, Украины и Азербайджана с целью обсуждения проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Этот проект подразумевает транспортировку каспийской нефти в Европу в обход России. По словам представителя президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности , положительно оценила обоснование проекта

           20:41 09.12.2009

   *  *  *

Эксперт: Цель "Восточного партнёрства" - завершение слома СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ

В Брюсселе 8 декабря прошла встреча глав МИД стран-участниц программы "Восточное партнёрство" и государств . Её содержание и политический смысл прокомментировал 9 декабря для заместитель директора Фонда стратегической культуры .

Брюссельское совещание министров иностранных дел стран-участниц инициативы ЕС "Восточное партнерство" является первой встречей министров в таком составе после учреждения программы на саммите в Праге весной этого года 27 странами Европейского союза и шестью государствами-партнёрами: Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией и Украиной.

Прозвучали оптимистичные заявления о расширении визового сотрудничества, способного в перспективе упростить посещение Европейского союза гражданами государств, входящих в "Восточное партнёрство". Напомним, в рамках данной инициативы Евросоюзом предусмотрено выделение шести странам до 2013 года 600 миллионов евро. Эти средства предназначены для укрепления государственных институтов, контроля границ и оказания помощи малым компаниям.

Министр иностранных дел Польши в качестве главного проекта "Восточного партнерства" ЕС называет именно либерализацию визового режима между Евросоюзом и странами-участницами инициативы. "Можно за небольшую цену и быстро дать нашим соседям с Востока почувствовать, что они пользуются привилегиями в отношениях с Европейским союзом", - заявил, в частности, глава польского МИД. Однако можно предположить, что чувствительная для ЕС тема энергетики занимает в повестке дня "Восточного партнёрства" куда более существенное место. В ходе совещания министров прозвучало несколько заявлений о намерениях реализовать совместные проекты, прежде всего в энергетической сфере. В частности, в рамках проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора выдвигалась идея транспортировки каспийской нефти по маршруту "" на два западноукраинских НПЗ, а затем и в Европу. Польско-украинское международное трубопроводное предприятие "Сарматия" в апреле 2009 года утвердило техническое задание на подготовку ТЭО проекта коридора "-Плоцк-Гданьск". Как известно, проект разработан одной из американских компаний, а его ориентировочная стоимость - $5−7 млрд. Планируется поставлять каспийскую нефть из Азербайджана по трубопроводу в грузинский порт Супса на Черном море, оттуда на танкерах в Одессу и далее - по нефтепроводу в Броды. От Брод нефтепровод будет достроен до польского Плоцка с выходом на порты Балтийского и Северного морей и рынки Западной Европы. Разумеется, подобный проект изначально может быть только политическим, так как его экономическая целесообразность, мягко говоря, сомнительна.

Все проекты, выдвигаемые в рамках "Восточного партнерства", как представляется, соответствуют реальным целям данной инициативы, которые состоят в завершении слома , , , а также в недопущении формализации союзных отношений между Россией и Белоруссией. Сейчас, после саммита в Минске, положившего начало формированию , борьба за Белоруссию обостряется, и последние телодвижения ЕС это только подтверждают.

            17:11 09.12.2009

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме