09:46 08.10.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

СНГ РАЗВАЛИВАЕТСЯ НА ГЛАЗАХ. Кишиневский саммит Содружества недосчитается четырех президентов

 
Кишиневский саммит Содружества недосчитается четырех президентов
 
Завтра в Кишиневе состоится саммит глав государств СНГ, который эксперты и источники «НГ» уже назвали похоронами Содружества. Поводом для этого послужил отказ участвовать в мероприятии четырех президентов – Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. Демарш Центральной Азии – серьезный сигнал Москве, которую в регионе очевидно теснят Евросоюз и США.
 
О том, что на саммит не смогут приехать президенты Туркмении – Гурбангулы Бердымухамедов, Таджикистана – Эмомали Рахмон и Казахстана – Нурсултан Назарбаев, вчера утром сообщила пресс-служба Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕ) Молдавии, председательствующей в Содружестве и принимающей гостей. Об игнорировании мероприятия узбекским лидером Исламом Каримовым «НГ» сначала «по секрету» сообщил источник в дипломатических кругах республики, а позже появилась соответствующая информация пресс-службы Кремля. «Если на саммит СНГ не приезжают члены ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, в которую входят наряду с Россией, Белоруссией и Арменией Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. – «НГ») – самые дееспособные партнеры России, то можно говорить о похоронах Содружества», – заметил по этому поводу «НГ» руководитель программ России и СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар.
 
«СНГ разваливается на глазах, и это надо признать Москве, которая не замечает, сколько негатива в последнее время накопилось в ее отношениях с партнерами по Содружеству», – поясняет политолог. Он перечисляет аргументы: казахов обидело то, что Москва в одностороннем порядке сделала заявление о совместном вхождении в ВТО России, Белоруссии и Казахстана; Минску отказали в российском кредите, а Запад тут же обещал ему компенсацию – вчера МВФ завил о начале переговоров с Белоруссией о выдаче ей кредита более чем в 3 млрд. долл. «Кремль не заметил, что Белоруссия семимильными шагами идет в Евросоюз», – отметил Рар. Таджикистан, по его словам, также ожидал от России большей помощи и теперь ищет ее на других параллелях. Туркмения не простит Москве то, что та подвела Ашхабад при покупке туркменского газа. Что же до Узбекистана, то Ислам Каримов давно ждал, когда ему простят события в Андижане, чтобы сделать западный разворот, и это произошло. Так что удивляться тому, что в Кишиневе на уровне лидеров не будет представлен практически целый регион, не приходится.
 
Между тем в правительстве Таджикистана «НГ» сказали, что у президента Эмомали Рахмона причина уважительная – на 9–10 октября у него запланирован рабочий визит в Туркмению. Для Рахмона сегодня важнее решить насущные вопросы поставок из Туркмении энергоресурсов, нежели обсуждать глобальные проблемы СНГ. Тем более у него на вторую половину октября запланированы переговоры с Дмитрием Медведевым в Москве. Эмомали Рахмон намерен договориться со своим туркменским коллегой в увеличении поставок объема сжиженного газа, нефтепродуктов и товаров первой необходимости. Взамен Душанбе может предложить Ашхабаду поставки алюминия на выгодных условиях. Тем более что туркменский президент призвал Узбекистан, Казахстан и Киргизию выплачивать Таджикистану совместную денежную компенсацию для решения энергетических проблем в обмен на сохранение нынешних объемов сброса воды трансграничных рек.
 
Из центральноазиатских лидеров лишь президент Киргизии Курманбек Бакиев приедет в Кишинев. Как считают эксперты, лишь потому, что 9 октября у него запланирована двусторонняя встреча с Дмитрием Медведевым. В Бишкеке обижаются, что Москва задерживает выдачу обещанного кредита в 1,7 млрд. долл. на строительство Камбаратинских ГЭС. Причина, по мнению экспертов, в том, что Бишкек не выполнил обещание ликвидировать американское военное присутствие в Киргизии. Кроме того, киргизская сторона фактически срывает намеченное на 1 ноября подписание соглашения о размещении на юге страны еще одной российской военной базы – документы в начальной стадии разработки. Во вторник в Бишкек прояснить ситуацию прибыл глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин.
 
В свое время СНГ задумывалось как форма развода. Все эти годы Содружество держалось на взаимосвязанной экономике, и эти связи можно было бы использовать для создания эффективных региональных структур, но все попытки оказывались безрезультатными. Единое экономическое пространство (ЕЭП), на которое, кстати, возлагали надежды Белоруссия, Украина, а также Молдавия, оказалось мыльным пузырем. Всего лишь словами обернулась евразийская идея – ЕврАзЭС. Не исключено, что очередной сказкой для народов станет Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
 
У центральноазиатских лидеров были основания для того, чтобы не приехать в Кишинев, заметил «НГ» эксперт Центра Карнеги в Москве Алексей Малашенко, «и на месте Медведева я бы отменил саммит».
 
Однако отменить мероприятие президент РФ не мог, поскольку не Россия его организовала – в нынешнем году в СНГ председательствует Молдавия. А она, как сказал «НГ» лидер Демократической партии, кандидат в президенты республики от правящего Альянса за европейскую интеграцию Мариан Лупу, считает «делом чести провести это мероприятие на уровне». По словам Лупу, его страна намерена развивать отношения со странами СНГ и даже считает это приоритетом, причем как в экономике, так и в политике. По мнению молдавского политика, это продиктовано полиэтническим составом Молдавии, а также ролью, которую Россия может сыграть в деле воссоединения страны – известно ее влияние на Приднестровье. Между тем глава парламента, и.о. президента Молдавии Михай Гимпу на днях сообщил, что руководство страны сделает акцент на двусторонних связях в рамках Содружества. Эту линию сегодня считает наиболее реальной в отношениях всех стран СНГ и Алексей Малашенко. Что же касается саммита СНГ в Кишиневе, то отсутствие на нем четырех президентов – это, по мнению эксперта, «форма нажима на Россию, форма своеобразной торговли». Собственно, в этом суть лозунга о многовекторной политике Центральной Азии.
 
Что касается других стран, которые будут представлены на мероприятии, то, по мнению экспертов, Армения и Азербайджан не могут себе позволить не быть на заседаниях, на которых присутствует президент России – от Москвы в немалой степени зависит решение карабахской проблемы. На самом деле эти страны также осваивают западные направления, даже ближайший союзник РФ – Армения посматривает на Запад, готовится восстановить отношения с Турцией и также не обделена вниманием Евросоюза. Белоруссия за последний год сделала удивительный рывок в Европу. Украина идет в ЕС, не сворачивая. По утверждению Александра Рара, Запад делает огромные вливания в Украину, Белоруссию, Молдавию и намерен это делать в отношении стран Центральной Азии.
 
По словам источника «НГ» в МИД РФ, Россия такого напора не ожидала, и теперь ей придется приспособиться, переключиться на региональные образования, иначе она может совсем потерять постсоветское пространство. Впрочем, заметил источник, пока рано говорить о конце СНГ. Содружество еще просуществует какое-то время, так как экономически или гуманитарно все страны этого образования завязаны на России. И СНГ будет продолжать оставаться на искусственном дыхании до тех пор, пока о его кончине не объявит Москва. Но это теоретически, а практически, по словам украинского политолога Михаила Погребинского, «эта структура уже давно не представляет никакой важности». И все страны СНГ «ждут, как на данном этапе выстроятся отношения России с Западом в целом и с США – в частности», от этого, считает эксперт, зависят и дальнейшие отношения с Москвой всех республик Содружества. А пока страны Центральной Азии могут держать паузу.
Светлана Гамова, Виктория Панфилова
Опубликовано в от 08.10.2009
 
    *  *  *
 
                Эксперт: Беларусь на саммите СНГ постарается решать проблемы в отношениях с Россией
 
В саммите глав государств СНГ, который состоится в Кишиневе 9 октября, не примут участие президенты Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Стоит ли ехать на это мероприятие белорусскому президенту? Какие интересы остаются у Беларуси в СНГ? На эти и другие вопросы «Завтра твоей страны» отвечает политолог и публицист Александр КЛАСКОВСКИЙ.
 
-- Насколько нужно ехать на этот саммит белорусскому президенту, и поедет ли Александр Лукашенко в Кишинев?
-- Скорее всего, он поедет, потому что там, вероятно, будет российский президент, а в отношениях с Россией нерешенных проблем «вагон и маленькая тележка». Это удобный повод для разговора, поскольку Россия не отказывается от своих намерений доминировать на пространстве СНГ, и подыгрывание белорусского партнера может позволить использовать ситуацию.
А в целом невысокий интерес ряда центрально-азиатских лидеров к этому саммиту и к проектам СНГ объясняется тем, что это уже практически не действующее образование, которое превратилось в клуб президентов – кому надо решить свои, как правило, двусторонние вопросы под этой крышей, тот едет и в кулуарах их решает.
Что касается среднеазиатских стран, то на сегодняшний день они не видят такой острой потребности, тем более, что практически у всех у них сейчас не самый радужный период отношений с Москвой. Не случайно узбекский лидер вместе с белорусским «замариновал» подписание соглашения о КСОР ОДКБ.
И еще вопрос, полетит ли в Кишинев украинский президент, потому что после известного открытого письма президента России Медведева трудно представить себе его встречу с Ющенко в то время, как российский президент дал понять, что он « в упор не видит» нынешнего украинского лидера. Тем не менее, в рамках этой встречи им пришлось бы посмотреть в глаза друг другу. И уже то, что трудно представить подобное рандеву, является характерным штрихом, который показывает, как далеки от идиллии отношения между лидерами в рамках СНГ, хотя в этой аббревиатуре ключевое слово – «содружество».
 
-- Какие интересы в СНГ имеет Беларусь, поскольку ключевые вопросы, как правило, решаются именно во время двухсторонних встреч лидеров государств?
-- Насколько я знаю, на этот саммит Беларусь выдвинула свои инициативы, которые касаются преодоления протекционистских барьеров в торговле. Если бы в рамках СНГ удалось провести в жизнь такой документ, это было бы большим прогрессом, но практика показывает, что почти все принимаемые в рамках СНГ документы де-факто не работают. «Попытка – не пытка», «Хуже не будет» - исходя из этих соображений Беларусь пробует протащить такой проект, хотя в уме держатся двухсторонние отношения с Россией. Все торговые войны в последнее время в немалой степени обусловлены тем, что Россия в условиях кризиса старается закрыть свой рынок, а Беларусь платит той же монетой.
 
-- Почему СНГ не развалилось до сих пор?
-- СНГ, равно как и Союзное государство, находится в той стадии, когда практической пользы нет, - это как чемодан без ручки: тянуть тяжело, а выбросить жалко. Обилие этих структур показывает, что не удалось найти рабочей модели. За всем этим стоит желание Москвы доминировать на постсоветском пространстве, поэтому именно в Москве стратеги по очереди изобретали разные инициативы. Не пошло дело в рамках СНГ – придумали ЕврАзЭС, потому был уже полузабытый проект ЕЭП – Единое экономическое пространство, в которое хотели втянуть Украину, но тоже не получилось.
Эти структуры плодились под разными вывесками, а цель была одна – подвести какую-то базу под главенствующую роль Москвы на постсоветском пространстве, под продвижение ее интересов. Но поскольку и денег реально не хватало на то, чтобы «купить» лояльность и хорошее расположение, и, к тому же, в плане экономической модели, как и политической, Россия не является привлекательным ориентиром, то все эти модели не работают. А страны или стараются решать свои вопросы на двухсторонней основе, или берут ориентацию на интеграцию в более прогрессивные структуры: Украина, например, явно стремится в ЕС и НАТО, Грузия также взяла совершенно другие ориентиры, да и центрально-азиатские страны больше присматриваются к другим моделям регионального сотрудничества, в частности, с тем же Китаем, который набирает экономическую мощь.
Кроме того, ведутся переговоры и с европейцами, чтобы проложить трубы и качать энергоресурсы в обход России. Надежных союзников у России на постсоветском пространстве нет, и все упомянутые модели разваливаются, потому что нет главного стержня. Скажем, Евросоюз все-таки основан на рыночной экономике, на демократической политической системе, на унифицированном законодательстве, то есть, там довольно высокая степень концептуальной проработки. А если это кремлевские стратеги просто высасывают из пальца очередную диковинную идею и аббревиатуру, и за этим стоит неоимперский интерес, то и результат соответствующий – эти идеи «не катят».
 
-- А воспринимается ли сегодня СНГ в мире, или же это структура для внутреннего пользования на пространстве бывшего СССР?
-- Только в первые годы после развала СССР аббревиатура как-то была на слуху, использовалась западной прессой, потому что воспринималась как некая новая модифицированная форма территории бывшей советской империи. А сейчас эта аббревиатура стала анахронизмом и не употребляется. Проще говоря, СНГ не воспринимается всерьез в масштабах глобальной политики, и это аббревиатура, которая употребляется и живет только на постсоветском пространстве.
Геннадий КОСАРЕВ
 

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме