16:30 08.09.2020 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Революция — это она. Как женщины стали главной силой белорусского протеста
Фота ілюстрацыйнае
До 2015 года в Беларуси на вопрос «может ли женщина быть политическим лидером?» ответом было «нет». На женское политическое лидерство распространялись стереотипы патриархальной культуры, согласно которым женщина-лидер может быть только слабой и манипулируемой фигурой. Эти стереотипы способствовали регистрации Татьяны Короткевич кандидатом в президенты в 2015 году и отчасти препятствовали ее поддержке со стороны оппозиции и гражданского общества, включая даже гендерное движение. Тем не менее, согласно Gallup/Baltic Surveys, в ходе голосования «нежелезная леди» Короткевич набрала 19% (около 1 миллиона) голосов избирателей, то есть белорусские избиратели оказались подвержены стереотипам меньше, чем их элиты и контр-элиты.Главе ЦИК принадлежат изречения о том, что место женщины не на площади, а на кухне (протесты 2010 года), о том, что «женщина по своей природе аполитична» (2016), а также следующая сентенция: «Несмотря на то, что я женщина, считаю, что мужчины гораздо более креативны. Работа президента — работа творческая, это способность к неожиданным и очень смелым решениям. Женщины более осторожны, склонны к консерватизму и вряд ли готовы к неожиданным решениям. Когда женщина совершает нечто нетипичное для женщины, это скорее аномалия, а не норма» (президентские выборы 2015). Ермошиной вторит Лукашенко. В конце мая 2020 года он заявил, что белорусское общество пока не «созрело» для избрания президентом женщины, и «спрогнозировал», что на выборах победит мужчина. Он убежден, что белорусская конституция написана «не под женщину», так как по основному закону президент обладает сильной властью.Светлану Тихановскую и объединенный штаб поддержала Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич, главный мотив книг которой — сострадание, так чуждое режиму Лукашенко. При этом сам Лукашенко невольно способствовал выходу женщин на политическую сцену, а в более узком смысле — их участию в протестном движении. Открытое пренебрежение к женщинам на основе культа силы и принуждения, грубое давление на профессиональные группы, в которых большинство составляют женщины — медики и учителя, запредельное насилие в отношении протестантов 9–11 августа возмутило женщин.Это постепенно привело к самым большим протестным акциям за всю историю страны — мирным шествиям. Так белорусы увидели, насколько их много. И вооруженные люди на службе Лукашенко тоже увидели. Но, помимо стотысячных воскресных акций, женщины поддерживают протест ежедневными акциями солидарности. Они могут петь или читать стихи (или главы Конституции) прямо в черные маски ОМОНа, просто стоять в цепочках с цветами, делать ручейки и водить хороводы. Нежные женщины против жестоких агрессоров, избивающих свой народ — это сильное воздействие, побуждающее и других не сдаваться.Участницы марша оказались изобретательны в протесте. Они изматывали ОМОН внезапными сменами маршрута, протеканием через цепи людей в черном словно вода, визгом и смехом, дерзостью и непоследовательностью. И еще: в плакатах, которые они несли, тема женской эмансипации стала настоящим оружием, нередко оскорбительным, но метким. «Мне не страшно, я рожала», «Саша, нет — значит нет», «Любимую не бьют», «Спрячь свою вялую дубинку», «Уступи женщине место», «Место женщины у могильной плиты диктатуры», «Любимая тебя не хочет», «Беларусь — это она, я голосовала за нее».Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме