10:45 14.01.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

РОССИЯ И ЕЁ СОСЕДИ В 2009 ГОДУ: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПО ВЕРСИИ ИА «REGNUM»

Война в Южной Осетии (август 2008) и нагрянувший практически параллельно с ним мировой финансово-экономический кризис самым серьезным образом скорректировали общую ситуацию в сопредельных с Россией государствах и сказались на позициях самой России на постсоветском пространстве. На днях американское аналитическое агентство STRATFOR, занимающееся стратегическим прогнозированием, выступило с оптимистическим относительно позиций России в зоне ее "привилегированных интересов". Как свидетельствуют американские эксперты, в 2009 году Россия сумела добиться "значительных успехов в некоторых странах постсоветского пространства", воспользовавшись тем, что США сфокусировали свое внимание на Афганистане и Ираке.

Американские эксперты дают позитивную оценку внешней политике России в период правления Дмитрия Медведева. Но STRATFOR вовсе не аплодирует - он усыпляет внимание.

Согласно прогнозу STRATFOR, в 2010 году Россия еще больше укрепит свои позиции, чтобы противостоять возросшим интересам Соединенных Штатов в регионе. Говоря о ключевой точке геополитической конкуренции - Украине, где 17 января начнутся президентские выборы, американские эксперты неожиданно заверили, что все основные кандидаты "полностью контролируются Кремлем": "Россия покончит с прозападной ориентацией Украины, получив возможность восстановить свое влияние в экономике, вооруженных силах и силовых ведомствах этой страны". Американские эксперты "убаюкивают", но, судя по информационному вакууму в российском телеэфире относительно предстоящего важного политического процесса на Украине, в Москве и без того пассивны и осторожны и, видимо, не имеют даже определенного прогноза об исходе процесса.

По своему "убаюкивающему" эффекту доклад-прогноз STRATFOR перекликается с инициативой Белого дома по "перезагрузке" отношений с Москвой. Между тем, единственным внятным промежуточным итогом "перезагрузки" сегодня можно назвать лишь ухудшение российско-иранских отношений. При этом программа расширения системы ПРО США в Восточной Европе приобрела еще больший размах, включив в себя территории Балкан и Турции. Впрочем, поддержка Россией жесткой линии Вашингтона против Тегерана изначально мыслилась в качестве ответного жеста Москвы на полный отказ США от планов развертывания системы ПРО в Восточной Европе. Хотя МИД России такую увязку категорически отметал, хронологическое совпадение двух процессов не могло быть полной случайностью, а отказ России выполнять подписанные с Ираном контракты по поставкам комплексов С-300 и задержка запуска Бушерской АЭС объяснены каким-либо образом не были. Но поддержка США против Ирана оказана, а практического отказа США от антироссийских планов - нет.

Реальная, а не поднесённая американскими экспертами в духе позитивного комикса, картина, сложившаяся на постсоветском пространстве по итогам 2009 года, выглядит не так уж оптимистично.

Белоруссия

Основной тенденцией белорусской внешней политики в 2009 году стало полномасштабное укрепление отношений Минска с западными структурами, прежде всего, с ЕС. Обозначенный несколько лет назад курс Белоруссии на "многовекторность" обрёл реальное содержание. Именно этот фактор стал определяющим для внешнеполитической повестки дня белорусского руководства.

Центральными пунктами этой повестки стали: 1) МВФ в качестве основного кредитно-финансового донора Белоруссии; 2) наращивание связей Минска с Евросоюзом и другими постсоветскими государствами, особенно с Украиной, Литвой и Азербайджаном; 3) экономическое противостояние с Россией; 4) серьёзное ослабление политического взаимодействия с Москвой. С некоторыми оговорками можно утверждать, что политическое измерение в работе Союзного государства ныне отсутствует полностью.

При этом для российско-белорусских отношений год начался весьма многообещающе. 3-4 февраля 2009 года в ходе прошедших в Москве заседаний Высшего госсовета Союзного государства, а также саммитов ЕврАзЭС и ОДКБ, был принят ряд политических решений, в частности, о создании единой системы ПВО Союзного государства и Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин также заявил, что в обозримом будущем Россия и Белоруссия перейдут во внешнеэкономических расчётах на российский рубль, а Минск признает Абхазию и Южную Осетию. Скоро стало ясно, что в Москве политическую ответственность за хлестаковщину никто не понесёт.

Ловко уловив неожиданно возникший пункт для политического торга, о том, что вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии будет рассмотрен в самом скором времени, различные представители белорусского руководства заявляли на протяжении всего года. Однако он даже не был включён в повестку дня белорусского парламента. Единственное, что было сделано белорусскими властями на данном направлении - формирование депутатской группы, которая была направлена в регион для "изучения возможности" признания двух кавказских республик. При этом из 12 депутатов 6 отправились в Грузию, где были приняты рядом высших грузинских госчиновников, в частности, спикером парламента Давидом Бакрадзе и главой МИД Григолом Вашадзе.

Не лучшим образом обстояли дела и в области интеграции в рамках ОДКБ. Через некоторое время после заключения соглашение о создании КСОР Александр Лукашенко выразил сомнение в том, что белорусские солдаты должны воевать за интересы другой страны где-нибудь в Центральной Азии. Но по-настоящему вопрос об участии Белоруссии в КСОР был актуализирован в июне, когда между Россией и Белоруссией разразилась "молочная война". Лукашенко отказался ехать на саммит ОДКБ в Москву, где Белоруссия должна была принять председательство в организации. Белорусский президент также отложил присоединение своей страны к соглашению по КСОР. В результате Минск объявил о своём участии в КСОР лишь в октябре. Председательство в ОДКБ Белоруссия не приняла на себя до сих пор.

Наиболее ярким событием в российско-белорусских отношениях в 2009 году стало экономическое противостояние Москвы и Минска. 28 мая глава Минфина РФ Алексей Кудрин на заседании Высшего госсовета Союзного государства заявил, что Москва примет решение о выделении очередного полумиллионного транша своего кредита для Белоруссии лишь после того, как она убедится в том, что Минск проводит "адекватную экономическую политику". Кудрин также высказал сомнения в платежеспособности Белоруссии. Это вызвало крайне резкую реакцию со стороны Лукашенко, который заявил, что Белоруссия должна перестать "кланяться перед Россией" и идти "искать счастья в другой части света". 6 июня глава "Роспотребнадзора" Геннадий Онищенко запретил ввоз в Россию 500 видов белорусской молочной продукции. Через некоторые время последовал запрет уже на все наименования, а в конце июля добавилось ещё и эмбарго на ввоз мяса. В ответ Лукашенко отказался ехать в Москву на саммит ОДКБ и заявил о введении нового таможенного режима на российской границе. После того, как, по информации ряда источников, российская сторона потребовала у Минска предоставить ей контроль над белорусскими молочными заводами, Белоруссия перекрыла транзит российской нефти в Европу по нефтепроводу Унеча-Вентспилс. Российско-белорусские противоречия были частично урегулированы лишь в августе, однако многие важные экономические вопросы (в частности, дальнейшая динамика цен на сырьё) остались непрояснёнными.

Заключённое соглашение о создании единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана (Таможенного союза) также не исключило возможности возникновения новых экономических конфликтов - Россия и Белоруссия вошли в 2010 год без соглашения об условиях поставках нефти, и переговоры по данному вопросу успехом пока не увенчались. С определённостью можно утверждать лишь одно - попытки прямого экономического давления на Минск пока что приносят Москве результат, прямо противоположный задуманному.

Всё это время Минск масштабно наращивал отношения с Западом.

В этом контексте декабрьские заявления посла РФ в Белоруссии Александра Сурикова о том, что Москва не будет поддерживать в Белоруссии никакие политические силы, находящиеся в оппозиции к Лукашенко, в том числе, и пророссийские, можно признать самой адекватной в течение 2009 года формулой, официально отражающей неадекватную, непрофессиональную и капитулянтскую внешнюю политику России на постсоветском пространстве. В отношениях Кремля и нынешней минской власти остаётся всё меньше дружбы и партнёрства, о котором так много говорилось в былые годы, и всё больше "прагматизма", оборачивающегося прямым экономическим торгом, шантажом, ростом враждебности и недоверия сторон друг к другу.

03:21 14.01.2010

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме