14:45 23.07.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
«РАБОЧЕМУ ОРГАНУ» ПРЕЗИДЕНТА ИСПОЛНИЛОСЬ 15 ЛЕТ
22 июля исполнилось 15 лет со дня создания Администрации президента Беларуси. 15 лет назад на появление в стране «рабочего органа» президента (тогда именно так официально называлась Администрация) особого внимания никто не обратил. Центры власти в то время находились в других местах – в парламенте и в Совете Министров. Сегодня все наоборот: деятельность парламента и белорусского правительства может остаться незамеченной, а вот к решениям Администрации президента – всеобщее внимание. Как же так получилось, что первоначально малозаметный «рабочий орган» президента стал ключевым центром власти в стране?
К моменту избрания первого президента Беларуси в стране основные властные полномочия были разделены между Верховным Советом, который выполнял тогда функции парламента, и Советом Министров. Однако Александр Лукашенко, избранный президентом Беларуси в июле 1994-го, явно не хотел сохранять статус-кво. Указом №6 Александр Григорьевич постановил создать Администрацию президента, к которой затем стали перетекать самые «вкусные» полномочия.
Пикантность всей истории заключалось в том, что функции, полномочия, статус Администрации президента не были никак зафиксированы в Конституции Беларуси 1994 года. Функции и полномочия Верховного Совета, Совета Министров в Основном законе были прописаны, а об Администрации – ни слова. Тем не менее, когда Администрация президента была создана, на неконституционный статус этой структуры никто серьезного внимания обращать не стал.
Тогдашним политическим деятелям подумалось, что Администрации президента – этакий секретариат, который будет помогать президенту работать. Не более. Первоначально, впрочем, Администрация и получила статус секретариата. В первом Положении об Администрации президента было записано, что это «рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности президента Республики Беларусь».
Тем не менее, первый президент Беларуси отводил Администрации президента характер вовсе не технической структуры. В состав Администрации президента вошла вся команда, приведшая Александра Григорьевича в 1994-м году к власти. Уже это обстоятельство могло говорить о том, что новая структура будет не только готовить документы на подпись президенту. К тому же Администрация президента разместилась в здании на Карла Маркса, 38, которое до 1991 года принадлежало «рабочему органу» советской власти – Центральному комитету Коммунистической партии Беларуси. Это обстоятельство символизировало, что Администрация президента намерена стать серьезным игроком на политической сцене Беларуси.
Но ни Верховный Совет, ни Совет Министров не попытались в то время как-то ограничить сферу полномочий президентской администрации. Поэтому проактивной Администрации президента не составило труда «оттяпать» полномочия у других ветвей власти. Полтора года эволюции Администрации президента оказалось достаточно для того, чтобы повысить свой политический вес в стране. В декабре 1995 года было утверждено новое Положение об Администрации президента, которое в 3 раза (!) по своему объему превышало Положение, изданное в августе 1994-го.
В компетенции у Администрации появились новые направления деятельности: ведение государственной кадровой политики; выработка внешней политики государства; определение основ государственной идеологии; координация деятельности государственных СМИ.
Ключевое значение имело наделение Администрации президента правом заниматься государственной кадровой политикой. В июле 1996-го президент Беларуси утвердил Положение об организации работы с руководящими кадрами, которым уполномочил Администрацию президента заниматься подбором кадров на высокопоставленные должности в стране. В Положении говорилось, что «кандидатуры работников, рекомендуемых на руководящие должности» в обязательном порядке согласовываются с Администрацией президента.
Передача администрации права заниматься подбором руководящих кадров привело к тому, что президентская структура получила возможность контролировать проведение кадровой политики в других коридорах власти, в частности, в правительстве. За Администрацией президента была также закреплена обязанность по аттестации руководящих кадров, что позволяло «рабочему органу» следить за лояльностью вертикали власти.
Новую «порцию» полномочий Администрация президента получила после ноябрьского референдума в 1996-м году. К тому времени Администрация президента на официальном уровне уже не называлась «рабочим органом» президента. Ее статус был определен гораздо выше. 6 декабря 1996 года, после внесения изменений в Конституцию, Александр Лукашенко подписал указ «О полномочиях Администрации президента», в котором говорилось, что Администрация президента – «орган государственного управления Республики Беларусь».
Таким образом, «рабочий орган» президента, о котором изначально и речи не шло в Конституции, эволюционировал за короткий срок в «орган государственного управления», которому стало подвластно многое. В третьем Положении об Администрации президента, которое было принято в январе 1997-го, черном по белому было записано, что этот «орган государственного управления» имеет право вносить предложения «по реализации полномочий президента РБ в области контроля за актами правительства». Контроль Администрации президента за Советом Министров, как видим, был оформлен юридически.
Контроль Администрации президента за парламентом был установлен благодаря референдуму 1996 года. Внесение изменений в Конституцию привело к трансформации Верховного Совета в Палату представителей. Персональный состав Палаты представителей был согласован с Администрацией президента. Поэтому парламент к началу 1997 года уже не представлял угрозы для президентской власти. Контроль в стране был установлен. Благодаря президенту и «рабочему органу», который главе государства «в наведении порядка» очень сильно помог.
Николай Ливнев 9:14
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме