09:00 21.01.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Пять рисков для белоруса от «нефтяной войны» с Россией
Белорусов ожидает «сюрприз» ценою в 3-4 млрд. долларов -- столько денег придется заплатить в бюджет России, если наше правительство решит импортировать такой же объем сырой нефти, как в 2009 году. Это около 6% ВВП. Нефтяной конфликт с Кремлем подтолкнет миллионы белорусов к ревизии собственных потребительских бюджетов.
«Нефтяная война» – это удар, в первую очередь, по карманам рядовых обывателей. Каким бы щедрыми ни был МВФ, как бы ни входил в положение белорусского правительства Всемирный банк, дырку в бюджетах страны и операторов энергетического рынка придется закрывать из карманов рядовых потребителей и налогоплательщиков.
Риск 1: Подорожание жилищно-коммунальных услуг
В прошлое уходят времена, когда домашние хозяйства страны тратили на ЖКУ менее 9% потребительских расходов. Подорожание газа и нефти увеличит себестоимость производства электроэнергии, а также всех жилищно-коммунальных услуг. Рост напряжения в бюджете не позволит субсидировать их в прежнем объеме. Ресурс перекрестного субсидирования и изъятия прибыли от высокорентабельных предприятий также не может быть увеличен. Значит, правительство будет вынуждено пойти на повышение тарифов на все ЖКУ. Очевидно, это произойдет летом -- после отключения отопления «жировки» белорусов не станут заметно легче.
Даже несмотря на то, что 2010 год – это время президентской кампании, и резкое повышение ЖКУ маловероятно, все равно правительству не обойтись без повышения цен на электричество, водо- и газоснабжение, вывоз мусора, техническое обслуживание и, конечно же, подогрев воды.
Прогноз: Расходы средней белорусской семьи на ЖКУ и обслуживание квартиры/дома могут увеличиться до 13-15% ее потребительских расходов. Не исключено, что ежемесячная «жировка» средней белорусской семьи «потяжелеет» на 20 долларов.
При сокращении реальных доходов придется сократить расходы на другие товары и услуги. Скорее всего, это будут расходы на покупку одежды, ремонт жилья и содержание личного транспорта. В 2007-2008 годах, на пике потребительского бума, они резко выросли. В 2010 году следует ожидать затягивания поясов именно по этим направлениям.
Риск 2: Повышение цен на продукты питания
Переход на мировые цены на нефть и повышение экспортных таможенных пошлин сократит возможности правительства субсидировать сельхозпроизводителей, в том чисел в виде дешевых энергоресурсов. Значит, де-факто колхозно-совхозная система под руководством самого архаичного монополиста – Минсельхозпрода – в привычной для себя манере повысит цены на продовольствие на внутреннем рынке.
Аграрное лобби не сможет сделать это с экспортом продовольствия -- там правила игры определяет рынок, а не директивы. Но вот заблокировать для белорусов доступ к дешевому импортному продовольствию получится. Равно как и заставить Совмин повысить внутренние цены на молочные, мясные продукты, крупы, а также фрукты и овощи.
Прогноз: Вполне возможно, что доля расходов на продукты питания обыкновенных белорусов увеличится с 40-42% в 2009 году до 45-48% в 2010 году.
Риск 3: Ухудшение условий кредитования
Беларусь ожидает дальнейшая потеря валютной выручки. Зарабатывать на экспорте нефтяных продуктов будет очень сложно. Это еще больше подкосит банки. Ресурсный голод будет идти в паре с дефицитом качественных бизнес-планов нереформированных предприятий. Банки будут стараться снизить риски высокими процентными ставками по кредитам. Валюты будет еще меньше, так как сами банки и крупный бизнес будут стараться спастись от инфляции переводом ресурсов в евро или доллары.
В контексте намерений Нацбанка резко увеличить скорость печатания рублей банки будут всеми правдами и неправдами повышать процентные ставки, чтобы на шаг-два опережать инфляцию.
Прогноз: Прежде всего пострадает кредитование жилья и автомобилей. Кредиты на долгий срок будут давать только в валюте и под высокие проценты. Из-за проблем с наполнением бюджета сократится возможность выдачи льготных рублевых кредитов. Пострадают и желающие получить потребительские кредиты. Легче будет тем, кто имеет свои сбережения и доходы в валюте.
Риск 4: Рост цен на топливо и на транспорт
Правительство будет закрывать дырку в бюджете, в том числе за счет роста акцизов на топливно-энергетические товары. Высока вероятность роста цен на бензин, солярку, мазут и автомобильные масла. в связи с убыточностью их реализации на внутреннем рынке и ухудшением условий экспорта нефтепродуктов, который ранее позволял частично компенсировать убытки от внутренних продаж.
Регулярная езда на своем авто будет обходиться значительно дороже. Почти 2 млн. домашних хозяйств, имеющим автомобили, придется думать, какие расходы сокращать, чтобы хватало на обслуживание авто. Не исключено, что именно на автомобилистов будет направлено внимание правительства в плане получения дополнительных доходов бюджета. Могут быть увеличены страховые взносы и стоимость других услуг, которые необходимы владельцам автомобилей.
Прогноз: Не исключено, что около 100 тысяч домашних хозяйств откажутся от регулярных поездок на автомобиле и даже решат продать свое средства передвижение, поскольку оно станет непозволительной роскошью.
Потребителей услуг общественного транспорта также ждет повышение цен на билеты оценочно на 30–40%, особенно если Нацбанк интенсифицирует кредитную экспансию. Ездить по стране станет дороже. Возможности государства будут сужаться до поддержки льготных тарифов на пригородные электрички и для отдельных категория граждан на общественный транспорт.
Риск 5: Обесценивание и потеря вкладов
Рядовые белорусы особенно чувствительны к своим вкладам в белорусских банках. В 2009 году банки сохраняли высокие ставки по депозитам, чтобы не допустить оттока денег. Пока им это удалось, но финансовое состояние банков вызывает серьезные опасения. Зависимость от внешних кредитов и поддержки государства резко увеличилась. Растет разрыв между «длинными» кредитами, которые банки выдают госпредприятиям, и обязательствами сегодня. Нефтяные доллары от экспорта помогали сохранять устойчивость белорусской банковской системы. В 2010 году их будет гораздо меньше.
Высокая инфляция может спугнуть вкладчиков. Потеря даже 10% вкладов может обернуться очень серьезными последствиями для всей финансовой системы страны.
Совмин и Нацбанк будут делать все, чтобы сохранять «номинальное» счастье вкладчиков, но инфляция грозит сократить доходы по вкладам до минимума. Если во второй половине года возникнут трудности с получением внешних кредитов, то власти вбросят в финансовую систему свеженапечатанные рубли. Они-то и будут причиной обесценения вкладов. Если Нацбанк не станет увеличивать количество рублей в обращении, а держать курс на снижение инфляции, то возникнет проблема обслуживания обязательств перед вкладчиками.
Прогноз: Финансовая пирамида, которая выстраивается белорусскими банками при помощи высоких процентов по рублевым и валютным вкладам, в 2010 году станет еще более шаткой. Впрочем, вышеописанные риски можно будет ненадолго нейтрализовать, если Китай, Иран или Венесуэла расщедрятся на очередные 6–8млрд. долларов выгодных кредитов.
Ярослав РОМАНЧУК 21.01.2010
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме
12 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |