14:22 26.01.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ МЕР, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛИЛИ БЫ ПОВЫСИТЬ ПЕНСИИ НА 20 ПРОЦЕНТОВ
«Ни на каком уровне мы не обсуждали вопрос о проведении в ближайшем будущем пенсионной реформы и повышение пенсионного возраста», -- опроверг премьер Сергей Сидорский недавнее заявление министра труда и соцзащиты Владимира Потупчика о возможных изменениях в пенсионном законодательстве. Без незамедлительной реформы уже сегодняшнее поколение 40-летних белорусов не может рассчитывать на достойную старость, -- таков вывод экспертизы, проведенной для «Завтра твоей страны» бывшим заместителем министра труда и соцзащиты Геннадием БЕСПАЛОВЫМ. Но почему правительство не бросается на спасение пенсионной системы?
-- Настоятельная необходимость пенсионных преобразований, диктуется, прежде всего, неблагоприятной демографической ситуацией, -- говорит Геннадий Беспалов. -- В стране наблюдаются существенные изменения соотношения работников-плательщиков взносов в пенсионную систему и пенсионеров. По сравнению с 1990 годом доля получателей пенсий возросла почти на треть. Кроме того, у большинства пенсионеров сохраняются низкие пенсии при весьма высокой пенсионной нагрузке на экономику (около 30% фонда заработной платы).
-- Чем грозит отказ правительства от «непопулярных» мер?
-- Если бы в свое время было принято решение о постепенном увеличении пенсионного возраста, и сегодня он был бы, к примеру, на 2 года выше, экономилось бы порядка 10% пенсионного бюджета. Столько же можно было бы экономить за счет введения разумных ограничений размеров пенсий работающим пенсионерам (в зависимости от получаемого заработка, как это делается, например, в Германии, США и других странах). Эти, так называемые «непопулярные», меры позволили бы пересмотреть действующую формулу распределения пенсионных средств и повысить пенсии неработающим в среднем примерно на 20%.
-- Опровергая заявления министра труда и соцзащиты, глава правительства Сергей Сидорский успокоил народ заявлением: «Сегодня в стране достаточно средств, в том числе накоплений прошлых периодов фондов социальной защиты населения, чтобы своевременно и в полном объеме выплачивать пенсии и пособия гражданам нашей страны». Денег в пенсионном фонде действительно достаточно?
-- Сегодня деньги на выплату пенсий действительно есть. Более того, имеется небольшой резерв. Однако его явно не достаточно для того, чтобы быть спокойным за стабильность функционирования пенсионной системы в будущем, не говоря уже об изменении норм закона в целях повышения уровня пенсий.
Уже в этом году прирост трудоспособного населения в Беларуси сменится его убылью, а численность получателей пенсий будет расти. На пенсию будет выходить поколение послевоенного «бэби-бума», а на рынок труда придет молодежь 1991-1992 года рождения, когда в стране наблюдалась «демографическая яма». Что касается нерадужной демографической перспективы, могу привести еще несколько прогнозных данных. Если в 2007 году 16 лет достигло порядка 130 тысяч молодых людей (потенциальный трудовой ресурс), а пенсионного возраста -- 115 тысяч человек, то уже в 2013 году эти цифры составят, соответственно, 93 и 144 тысячи, а еще через три года – 91 и 158 тысяч. И это на фоне более заманчивых возможностей для трудоустройства с более высокими заработками за пределами Беларуси. Как это отразится на уровне пенсий и финансовом состоянии пенсионной системы нетрудно предположить.
К тому же сегодня мы не можем судить о последствиях мирового экономического кризиса для белорусской экономики. А уже сейчас в Беларуси очень высокий пенсионный налог, который ежемесячно платят все предприятия и работники страны. Суммарно он достиг отметки около 30 процентов (для сравнения в России он составляет 20 процентов). Увеличение налога скажется на конкурентоспособности отечественной продукции, что, в свою очередь, затормозит экономический рост, а значит и решение задачи повышения уровня благосостояния всего общества, включая пенсионеров. А если еще добавятся и «кризисные» последствия…
На мой взгляд, от решения проблемы пенсионного возраста, нам все равно не уйти. Я убежден, что в Беларуси необходимо увеличивать пенсионный возраст. Посмотрите на статистику: на пенсии белоруски живут, в среднем, 24 года, мужчины-пенсионеры – 14. Такого нет ни в одной стране мира. В развитых государствах пенсионный возраст гораздо выше, чем в Беларуси: для мужчин на 5-7 лет, а для женщин – на 5-12.
-- Но там и уровень жизни значительно выше, чем в нашей стране…
-- Зато ниже уровень алкоголизации населения, иное отношение у людей к собственному здоровью… Сейчас, например, Германия увеличивает пенсионный возраст до 67 лет и народ такая перспектива не ужасает. Увеличение пенсионного возраста проводится там постепенно, каждый год к этому срок добавляется один месяц. При этом у немцев сохраняется право досрочного выхода на пенсию, но тогда размер пенсионного пособия при достижении пенсионного возраста уменьшается на 3-4 процента.
-- Почему Министерства труда и соцзащиты Беларуси только сейчас заявляет об остроте вопроса о необходимости более позднего выхода на пенсию?
-- Попытки реформировать белорусскую пенсионную систему принимались не единожды. Еще в 1997 году правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Поддержал ее и Александр Лукашенко. Но за истекшее десятилетие реализованы лишь отдельные положения этого документа. Новые же законопроекты по реформированию пенсионной системы, разработанные при содействии ПРООН и МОТ и одобренные правительством, не были поддержаны либо белорусским парламентом, либо Администрацией президента.
Например, в 2001 году депутатами был отклонен проект закона «Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь». В нем, в частности, предлагалось закрепить многоуровневую структуру пенсионной системы, принципы организации и функционирования каждой ее составляющей, в том числе дополнительного (обязательного и добровольного) пенсионного страхования, предполагающего использование накопительных механизмов. В 2002 году пакет из трех законопроектов по пенсионной реформе не нашел поддержки в Администрации президента.
-- По каким причинам не поддерживались эти законопроекты?
-- Возможно, потому, что в обоих пакетах в комплексе с другими рациональными мерами содержалось предложение об увеличении пенсионного возраста. В частности, в первом пакете предлагалось его ежегодное повышение на 3 месяца для мужчин и на 6 месяцев для женщин, с доведением в течение 10 лет, соответственно, до 62,5 и 60 лет. Во втором варианте предусматривалось повысить возрастные критерии сразу на 2 года для мужчин и на 5 лет для женщин, с сохранением права выхода на пенсию по достижении прежнего пенсионного возраста. Правда, для этого потребовалось бы наличие двух условий: не менее 30 лет страхового стажа (работа с уплатой страховых взносов) и освобождение рабочего места…
– Наступят ли такие времена, когда белорусские пенсионеры смогут путешествовать, совершать дорогие покупки, а не жить от пенсии до пенсии?
– Сами по себе такие времена не наступят. Для этого, во-первых, необходимо обеспечить устойчивый рост экономики и повышение уровня зарплаты занятых, что отразится и на пенсионных выплатах. Достойные пенсии, как известно, могут быть только при достойных зарплатах, чего у нас пока еще нет.
Во-вторых, мы никогда не обеспечим достойный уровень пенсий ,пока не изменим возрастные критерии и, тем самым, не замедлим рост получателей пенсий по отношению к занятым, а также не рационализируем правила выплаты пенсий работающим. То есть, до тех пор, пока наши политики не озаботятся будущим, пока в обществе не наступит понимание того, что не может государство быть «собесом» для тех, кто в состоянии работать и зарабатывать, пенсии у нас будут мизерные.
-- Выходит, надо самим заботиться о своей пенсии. Есть ли смысл работающим белорусам уже сегодня открывать счет в пенсионных страховых фондах?
-- В развитых странах уже давно подавляющее большинство будущих пенсионеров не планирует жить лишь за счет выплат из государственной (распределительной) пенсионной системы. Там существенным дополнительным источником к пенсии стало добровольное негосударственное -- корпоративное, личное -- пенсионное страхование. Широко распространены такие накопительные программы в США, где дополнительные взносы уплачиваются как работниками, так и работодателями (как правило, в равных долях), кроме того, любой американец может открыть индивидуальный накопительный счет (при этом он сам несет ответственность за выбор и финансовые результаты инвестирования). В Великобритании более 50% работодателей имеют корпоративные пенсионные планы, куда они и работники направляют в среднем 10% заработков. Разумеется, помимо дополнительных пенсий источниками безбедной жизни пенсионеров развитых государств являются сбережения в банках, в виде ценных бумаг, доходы от собственности.
Работающим белорусам также не стоит рассчитывать лишь на государство. Прежде всего тем, кто в допенсионный период имеет хорошую зарплату. Но что касается страхования дополнительной пенсии, то у нас оно только в начале своего развития. Сегодня им занимается несколько страховых компаний, наиболее известная – государственная компания «Стравита». Открывать счет в этой или другой компании должен решать сам будущий пенсионер, ознакомившись с условиями и вариантами такого страхования.
* * *
Почему белорусское правительство медлит со спасением пенсионной системы?
У белорусов есть крайне болезненная, но неизбежная альтернатива нищенской пенсии -- полагает большинство экспертов «Завтра твоей страны». Но вместо того, чтобы проводить поэтапную целенаправленную разъяснительную кампанию и убеждать людей трудоспособного возраста, что если сейчас не пойти на изменение пенсионного законодательства, то в недалеком будущем у когорты людей, которые будут выходить на пенсию, могут возникнуть серьезнейшие проблемы, белорусское правительство делает вид, что в реформе нет никакой необходимости.
-- К сожалению, нынешние политики зачастую живут своим электоральным периодом. По большому счету, для них главное – популизм для удержания власти, а что будет при прочих правителях, их очень мало волнует. Это, к большому сожалению, характерно не только для постсоветских, но и для европейских стран, -- подчеркивает заместитель директора российского Института демографии Сергей Захаров. – Хотя в Европе политикам под давлением электората, который реально оценивает свои перспективы к старости, приходится меняться.
Эксперт констатирует: исходя из демографической ситуации, нынешнему поколению молодых в Беларуси нужно готовиться к тому, что придется работать , чтобы их уровень пенсионного обеспечения остался хотя бы на том уровне, какой существует сегодня у их бабушек и дедушек. Или отдавать государству в качестве налогов такую львиную долю зарплаты, что «вообще теряется смысл работать, интенсифицировать труд, получать образование и осваивать новые профессии.
, Владислав ПРОТАСКИН
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме