09:45 15.06.2021 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ПОЧЕМУ НЕ БЕГУТ В БЕЛАРУСЬ?

Право на свободу передвижения признано во Всеобщей декларации прав человека. В статье 13 говорится, что «Каждый имеет право на свободу передвижения и проживания в пределах каждого государства» и «Каждый имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную, и вернуться в свою страну».

Конечно, люди перемещались (как внутри страны, так и за её пределы) во все времена. 1948 г. (год принятия Всеобщей декларации прав человека) стал отправной точкой в правовом (международном) регулировании прав человека, в т.ч. касающегосяправа на свободу передвижения.

ё

В широком смысле слова, миграция - это процесс перемещения через границу или внутри страны, охватывающий любые виды передвижения людей, независимо от причин.

В первом случае люди покидают свои дома по собственному выбору, т.е. принимают решение самостоятельно о выезде в другую страну или город (обучение; брак; работа и пр.). Вынужденная миграция в основном является результатом «давления», таких

В первую очередь, особая уязвимость мигрантов проистекает из их иностранного статуса: они пересекли границы, чтобы въехать в другую страну, где они не являются гражданами и где они могут оставаться жить и работать на законных основаниях только с явного согласия государственных органов этой страны. Незнание местных обычаев, законов, традиций, языка принимающей стороны, зачастую приводит к снижению способности знать и отстаивать свои права. К примеру, они могут сталкиваться с расизмом и ксенофобией и становиться объектами преступлений на почве ненависти.

ещё один пример, который ярко показывает нарушения, с которыми сталкиваются мигранты. В частности, речь идёт о трудовых мигрантах, которые, казалось бы, самостоятельно принимают решение о выезде за границу или перемещении внутри страны. Сейчас рынок труда, если следовать установленной процедуре трудоустройства, стал более доступным для иностранцев. В большинстве стран мира порядок найма иностранцев, практически, ничем отличается. Основные требования: получение разрешительных документов для приёма иностранца на конкретную должность; оформление визы с правом на работу; заключение трудового договора.

Право искать убежище от преследований признано Всемирной декларацией прав человека как право человека (ст. 14). Это право лежит в основе Конвенции о статусе беженцев, принятой Организацией Объединенных Наций в 1951 г., которая вместе с Протоколом 1967 г. стала универсальным стандартом права на убежище.

Основным нормативным правовым актом в части вынужденной миграции является Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь». Несмотря на присоединение к Конвенции о статусе беженца (при этом присоединение без оговорок, т.е. обязательство по приведению национального законодательства в соответствии с международным), Если вернуться к терминологии, то в беларуском законодательстве отсутствует прямое закрепление понятий «беженец», «мигрант», «изгнанник». Законодательством определяются условия и основания, при которых тому или иному лицу может быть предоставлен статус беженца. При этом, основания предоставления статуса беженца в целом повторяют конвенционное определение самого понятия «беженец». Тем самым, Республика Беларусь признаёт беженцами только тех лиц, которые в установленном законом порядке получили статус беженца, т.е. по решению уполномоченного органа.

Таким образом, видится необходимым, что ещё до принятия решения о получении статуса беженца следует исходить из того, что те, кто пересёк границу, чтобы избежать риска серьёзного вреда в своей стране происхождения, являютсябеженцами и должны рассматриваться как таковые.

Ещё одним исключением из этого правила является принцип невысылки иностранцев. Т.е. иностранец не может быть выдворен за пределы Республики Беларусь в иностранное государство, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, вероисповедания, гражданства, национальной принадлежности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, либо иностранное государство, где им угрожает смертная казнь или существует угроза их жизни по причине насилия в условиях вооружённого конфликта международного или немеждународного характера, а также пытки.

Видится важным отметить такую категорию иностранцев, которая в большинстве случаев сталкивается с ещ

Ранее отмечалось, что помимо понятия «беженец» нет определения и понятию «мигрант». Здесь бы хотелось отметить, что данное разграничение всё-таки необходимо, хотя бы в понятийном смысле, поскольку «мигрант» не равно «беженец». Есть определённая опасность в размытии границ в понятии «беженец» от понятия «мигрант», который переехал из одной страны в другую по экономическим или социальным причинам, чтобы улучшить свою жизнь, в то время как беженцы вынуждены бежать, чтобы спасти свою жизнь или сохранить свою свободу.

- Иностранцы, которые въезжают в страну законно. В основном, это те мигранты, у которых оформлены разрешительные документы, которые позволяют въехать и находиться на территории другой страны (виза, разрешение на работу и пр.);

- Иные мигранты, которые нуждаются в защите: к данной категории относятся несколько видов мигрантов, чей статус не является чётко определённым, но которые нуждаются в международной защите и признаются, в той или иной степени, международным правом. К ним относятся лица без гражданства (вне зависимости от того, ищут ли они убежища или являются беженцами), жертвы торговли людьми, дети без сопровождения, чей статус ещё не определён, лица, которым было отказано в предоставлении убежища, либо бездокументные мигранты, которые не могут быть выдворены за пределы страны ввиду принципа недопустимости высылки.

Нередки и случаи, когда государством игнорировались и обязательства по невысылке в те страны, где человеку могла грозить смертная казнь. Кроме этого, государство не принимает или не хочет принимать во внимание и индивидуальность той или иной ситуации, в которой оказался иностранец (наличие семьи; отсутствие гражданства; реальность применения пыток, возможные преследования человека – в случае высылки и др.). Тем самым, можно отметить, что наличие правового регулирования в вопросе предоставления форм международной защиты, а также заложенная процедура, зачастую является лишь формальностью.

Конвенции о статусе апатридов (1954 г.), Конвенции о сокращении безгражданства (1961 г.), Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (2003 г.).

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме