09:00 08.07.2021 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ПОЧЕМУ НАМ НУЖНА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМЕНА)?

Как свидетельствует милицейская и судебная практика, граждане, привлекаемые к административной и уголовной ответственности, не могут эффективно защищать свои права и в большинстве случае оказываются жертвами произвола и беззакония.

Впервые этот институт был учрежден в Швеции. В 1713 г. король Карл

После распада Советского Союза, а затем и всего «социалистического лагеря», в бывших социалистических странах стали также учреждаться должности уполномоченного по правам человека. В 1987 г. была введена такая должность в Республике Польша. В Конституции Польши 1997 г. имеется статья 80, которая гарантирует каждому право на обращение к Уполномоченному «…с просьбой о помощи в охране своих свобод или прав, нарушенных органами публичной власти».В Российской Федерации эта должность была учреждена законом от 26 февраля 1997 г. «…в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».В настоящее время институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) действует более чем в 100 государствах. В одних странах это должностное лицо называется омбудсмен (Швеция, Норвегия, Бельгия, Финляндия), в других – медиатор (Франция), в третьих – парламентский уполномоченный (Великобритания), в четвертых – уполномоченный по правам человека (во многих европейских странах и странах СНГ).

Сфера компетенции уполномоченных по правам человека (омбудсменов) распространяется, как правило, на действия (решения) органов государственного управления. В некоторых странах (например, Швеции, Финляндии, Польше) эти должностные лица осуществляют свои полномочия не только в отношении органов исполнительной власти, но и судов, пенитенциарных учреждений, органов местного управления и самоуправления.

Сфера деятельности финских омбудсменов также связана с проверкой жалоб граждан на действия и решения органов управления и должностных лиц. Наряду с омбудсменом по общим вопросам, в Финляндии имеется должность омбудсмена по вопросам равноправия женщин и мужчин.

Уполномоченный в Великобритании наделен правом рассмотрения жалоб на «плохое управление» (с анг. «» – ненадлежащие выполнение административных функций). С учетом прецедентного права «плохое управление» включает в себя незаконные действия и решения органов исполнительной власти, а также действия, которые могут вызвать нежелательные последствия для гражданина и его близких. Источниками «плохого управления» могут быть: закон, на основании которого принято решение или совершено действие; процедура принятия решения; качество исполнения решения. Уполномоченный по правам граждан Республики Польша осуществляет контроль надрешениями и действиями органов управления и должностных лиц. При этом оценка решений и действий дается не только с точки зрения законности, но и исходя из положений этики и морали. Сфера контроля распространяется на деятельность военной администрации, органов внутренних дел, а также деятельность судов в рамках, не нарушающих принцип независимости судов.

Практически во всех странах устанавливается прямой контакт омбудсмена с заявителем. Исключение составляют Франция и Великобритания, где жалобы подаются через членов парламента. Так, во Франции депутат вправе передать жалобу медиатору, если она, по их мнению, заслуживает внимания. В Великобритании уполномоченный рассматривает лишь жалобы, которые поступают от членов Палаты представителей.

В законодательстве каждой страны предусматриваются дополнительные полномочия, которыми наделяется уполномоченный (омбудсмен). Так, в Швеции в случае обнаружения признаков преступления омбудсмен может выступать в качестве обвинителя. В Норвегии и Дании омбудсмен может обратиться в компетентные органы с предложением об уголовном преследовании. В Польше уполномоченный может требовать возбуждения уголовного или административного производства, заявлять иск в защиту прав граждан, принимать участие в любом судебном разбирательстве.Возможности учреждения должности уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в Беларуси

Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. По результатам периодического отчета Республики Беларусь о соблюдении положений Международного пакта о гражданских и политических правах Совет ООН по правам человека в 2012 г. рекомендовал учредить должность уполномоченного по правам человека как дополнительное средство правовой защиты. Откликаясь на эту рекомендацию, известный в прошлом государственный деятель, а ныне –

Среди полномочий будущего уполномоченного Григорий Василевич называет право на рассмотрение жалоб граждан и других заявителей; право быть принятым президентом, председателями высших судов, руководителями других государственных органов; право обращаться в Конституционный суд с предложениями о проверке Конституции нормативных актов, касающихся прав и свобод человека.

Автор статьи является сторонником введения должности уполномоченного по правам человека (омбудсмене). Еще в 2000 году им был подготовлен соответствующий проект закона, который был опубликован и прошел обсуждение с участием зарубежных экспертов.В настоящее время автором представлена усовершенствованная модель закона об уполномоченном по правам человека (омбудсмене). Она получила поддержку со стороны Белорусской социал-демократической партии и опубликована в виде отдельной брошюры.

Во-первых, основными задачами уполномоченногоявляются: осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами; содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека; подготовка предложений по совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитие международного сотрудничества в области прав человека;содействие просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

В-четвертых, в случае необходимости уполномоченный вправе действовать по собственной инициативе, например, в случае массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан.

В-седьмых, гарантией независимого статус уполномоченного выступает его избрание парламентом, придание ему статуса депутата, обеспечение прямого финансирования офиса уполномоченного из государственного бюджета.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме