09:00 08.03.2022 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ПОЧЕМУ НАМ НУЖЕН СУД ПРИСЯЖНЫХ?

Как и почему появился суд присяжных?

Считается, что суд с участием присяжных заседателей возник в Англии в XII веке. Тогда правосудие осуществляли королевские судьи, которые разъезжали по территории страны. Присяжные выбирались из местных жителей в качестве гарантов справедливого разрешения дела. Коллегия присяжных могла создаваться как по имущественным спорам, так и по уголовным делам, когда подсудимый не соглашался с предъявленным обвинением. Задача присяжных состояла в том, чтобы вынести вердикт о виновности или невиновности преданного суду лица. Этот вердикт был обязательным для судьи.

Позднее суд с участием присяжных заседателей был учреждён во Франции в 1791 г. Правда, в условиях якобинской диктатуры суд стал посмешищем и утратил доверие граждан. Впоследствии император Наполеон попытался возвысить роль суда присяжных и содействовал его распространению на территории захваченных государств, в частности, Австро-Венгрии, Германии, Италии, Швейцарии.

В наши дни во Франции используется суд ассизов, то есть совместная коллегия из трёх судей и девяти присяжных заседателей, которая рассматривает накопившиеся уголовные дела в сессионном порядке (обычно один раз в квартал).

В землях Германии суды с участием присяжных заседателей появились после оккупации армией Наполеона. Однако позднее присяжные заседатели были заменены шеффенами – выборными заседателями, которые решают все вопросы совместно с судьями. Дела о тяжких преступлениях рассматриваются в расширенном составе судей и шеффенов.

Суд присяжных получил наибольшее распространение в США. Там практически каждое гражданское или уголовное дело может рассматриваться с участием большого или малого жюри присяжных. Согласно шестой поправке к Конституции США 1787 г., каждый обвиняемый в совершении преступления, имеет право на суд присяжных, если ему грозит тюремное заключение на срок свыше шести месяцев.

Как применяется суд присяжных в России?

В Российской Федерации суд с участием присяжных заседателей был введён после принятия Концепции судебной реформы 1991 г. и закрепления в Конституции 1993 г. права обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.32).

С 1 ноября 1993 г. суды с участием присяжных заседателей в порядке эксперимента были введены в десяти субъектах РФ, в том числе в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях. В последующем они стали применяться повсеместно.

20 августа 2004 г. в России был принят Федеральный закон №113-З «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». В нём определялись суды, в которых могли создаваться такие суды, требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели, материальное обеспечение присяжных заседателей и др.

В соответствии со статьями 30 и 31 УПК Российской Федерации с участием присяжных заседателей судами субъектов РФ рассматриваются, в основном, уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за совершение которых может быть назначено пожизненное лишение свободы.

Следует отметить, что изначально в законодательстве РФ намечалась достаточно узкая категория уголовных дел, которые могли рассматриваться с участием присяжных заседателей (47 составов преступлений).Позднее (с 2008 г.) из компетенции судов присяжных были изъяты дела о терроризме, вооружённом мятеже с целью захвата власти, диверсии, массовых беспорядках. В 2013 г. из ведения присяжных были изъяты дела о взяточничестве, преступления против правосудия, транспортные преступления, половые преступления. Кроме того, права на суд присяжных лишились лица в возрасте старше 65 лет, а также лица, обвиняемые в совершении неоконченного преступления.

В результате количество дел, рассматриваемых судами с участием присяжных заседателей, является небольшим. Так, в 2012 г. присяжные заседатели вынесли вердикты по 516 делам, а в 2013 г. — по 542 делам, в 2014 г. – по 492 делам.

5 декабря 2014 года Президент РФ Владимир Путин предложил реформировать систему судов с участием присяжных заседателей. В целях реализации этих предложений 23 июня 2016 г. были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и Федеральный закон «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Они вступили в силу с 1 июня 2018 г.

В связи с указанными изменениями коллегии присяжных заседателей были введены в районных (городских) судах в составе шести человек. В то же время коллегия присяжных в областных (и приравненных к ним) судах была сокращена с 12 до 8 человек.

С участием присяжных заседателей в районных судах начали рассматриваться дела об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлёкшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), об убийствах, совершённых без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 105 УК РФ), а также о некоторых других преступлениях.

В соответствии со ст.389.25 УПК РФ оправдательный приговор, вынесенный с участием коллегии присяжных заседателей, может быть отменён лишь в виду существенных процессуальных нарушений. Тем не менее, почти третья часть оправдательных приговоров отменяется вышестоящими судебными инстанциями.

Российские юристы выделяют некоторые негативные моменты в применении института присяжных. Во-первых, нередки случаи, когда судьи не согласны с решением присяжных, но вынуждены выносить вердикт, который считают незаконным. Причиной принятия неправильных вердиктов присяжными часто является тот факт, что они проявляют жалость в отношении подсудимого. Во-вторых, на практике непросто в короткие сроки сформировать коллегию присяжных заседателей (в основном, по этой причине был сокращён состав коллегии присяжных). В-третьих, нередко возникают трудности с выплатой компенсационного вознаграждения присяжным заседателям.

Как видим, институт присяжных заседателей приживается в Российской Федерации со значительными трудностями. Судьи, в своем большинстве, негативно относятся к этому нововведению, считая коллегию присяжных серьёзным обременением в своей деятельности. Оправдательные вердикты присяжных в ряде случаев продиктованы их эмоциональным отношением к подсудимому, что создаёт позднее проблемы с их отменой.

Что имеем в Беларуси?

Как известно, в Республике Беларусь сохраняется советская модель состава суда по уголовным делам. В соответствии со ст.32 УПК судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание до 10 лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних. В составе коллегии из судьи и двух народных заседателей рассматриваются дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях несовершеннолетних.

В Кодексе о судоустройстве и статусе судей имеется глава 14, посвящённая статусу народных заседателей. В ней определяются требования, предъявляемые к народным заседателям, порядок формирования и утверждения списков народных заседателей, привлечению их к участию в рассмотрении дел в суде, гарантии и компенсации на время исполнения обязанностей народных заседателей.

Постановлением Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. утверждено Положение о привлечении народных заседателей к участию в рассмотрении дел в суде (с изм. и доп. от 26 сентября 2019 г. №5).

Подбором народных заседателей занимаются районные (городские), областные (Минский городской) исполкомы, районные администрации на основании списков граждан, имеющих право участвовать в выборах (референдумах).

Для народных заседателей введена присяга, которую они должны принести на общем собрании народных заседателей соответствующего суда. Акт о принесении присяги подписывается народным заседателем и хранится в его личном деле.

Однако в судебной практике наблюдается «перекос» в сторону единоличного рассмотрения уголовных дел, а в случае рассмотрения дел с участием народных заседателей обеспечивается главенствующая роль судьи. Народным заседателям отводится роль «кивал» или «статистов», поскольку все вопросы решаются судьёй.

Таким образом, следует признать, что присяжные заседатели не могут быть заменены любым числом народных заседателей (шеффенов). У них разный статус, иная роль, разное отношение к делу, разная ответственность. Суд с участием присяжных заседателей был и остаётся уникальной формой народного представительства при осуществлении правосудия.

В чём преимущества суда присяжных?

Суд с участием присяжных заседателей необходим, прежде всего, для «оздоровления» и демократизации нашей судебной системы. По мнению профессора И.И.Мартиновича, «…суд присяжных – важная гарантия права обвиняемого на защиту и права человека в целом. Доказано, что суд присяжных способствует повышению профессионализма уголовной юстиции. Являясь одной из форм народовластия, он содействует формированию гражданского общества, нравственно-правовому процветанию населения, развитию его социальной активности» (Мартинович И.И. Почему нам нужен суд присяжных заседателей // «Юстиция Беларуси, 2012, №4, с.9).

Мировой опыт свидетельствует, что суд с участием самостоятельной коллегии присяжных заседателей – наиболее справедливая и демократическая форма осуществления правосудия в тех случаях, когда обвиняемый не соглашается с предъявленным обвинением и ему грозит суровое наказание. Этот суд гарантирует объективное и справедливое решение вопроса о виновности обвиняемых, а также реальное участие граждан в осуществлении правосудия. Известный российский дореволюционный правовед А.Ф.Кони писал, что «…суд присяжных есть суд жизненный, оказывающий облагораживающее влияние на народную нравственность, служащий проводником народного правосознания».

Введение народного представительства в процесс осуществления правосудия повышает доверие людей к суду, является лучшей школой приобщения к праву и государственному строительству. Благодаря участию присяжных заседателей из суда устраняется формализм и чиновничий дух.

Положительным следствием суда присяжных может стать преобразование не только самого суда, но и всей системы правоохранительных органов: органов дознания, следствия, прокуратуры, учреждений юстиции. Проведение процессов с участием присяжных заседателей станет мощным стимулом для качественной подготовки материалов уголовного дела. Возродится наша полузадушенная адвокатура, появятся свои «Плевако» и «Спасовичи», самоотверженно и ярко защищающие своих клиентов.

Народ повалит на судебные процессы с участием присяжных. Судебные репортажи станут самыми привлекательными материалами в СМИ. Прокуроры и адвокаты будут узнаваемыми «героями» среди юристов и граждан. Суды и судьи смогут вернуть подорванный авторитет и престиж судебной власти.

Кто будет выступать в роли присяжных заседателей?

Суд присяжных учреждается для народа и с участием народа. Поэтому в нём должны принимать участие практически все взрослые граждане, способные высказать своё мнение по обстоятельствам уголовного дела для его справедливого разрешения.

За основу списка кандидатов в присяжные заседатели предлагается взять списки избирателей, которые должны быть открытыми для общественности (понятное дело, что партии должны добиваться обнародования и корректировки этих списков как в целом по стране, так и по отдельным административно-территориальным единицам. – Авт.).

Из официального списка избирателей в пределах судебного округа должны отбираться определённые квоты граждан, достигших 25 лет и не старше 61 года (списки кандидатов в присяжные заседатели предлагается утверждать сроком на три года. – Авт.). Дальше со списком избирателей (скажем, не меньше 500 человек) придётся «поработать» на предмет допустимости их в качестве присяжных заседателей. Эту работу предлагается возложить на местные органы власти, а также аппарат суда.

С каждым из включенных в список граждан нужно встретиться, побеседовать, разъяснить роль присяжных в судебном процессе. По результатам беседы гражданин либо включается в список кандидатов, либо исключается из списка. Кроме основного списка кандидатов, рекомендуется составить запасной список.

В дальнейшем из списков кандидатов будет формироваться состав присяжных заседателей при рассмотрении конкретного дела.

Как будет проходить совещание присяжных заседателей?

После напутственного слова судьи присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта. Первым делом присяжные избирают председательствующего путём рейтингового голосования.

Далее председатель предлагает присяжным ответить на следующие вопросы: 1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется конкретное лицо; 2) совершил ли обвиняемый инкриминируемое преступление; 3) подлежит ли обвиняемый наказанию; 4) заслуживает ли обвиняемый снисхождения.

Каждый из присяжных высказывается «за» или «против» и удостоверяет своё решение подписью. Общее решение определяется по большинству голосов.

Полученные результаты (вердикт) оглашаются председателем коллегии присяжных. При оправдательном вердикте судья обязан постановить оправдательный приговор. При обвинительном вердикте судья удаляется в совещательную комнату для постановления приговора и определения меры наказания.

Какие гарантии предоставляются присяжным заседателям?

Прежде всего, на присяжных заседателей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. При наличии попыток каких-либо лиц воздействовать на присяжного заседателя с целью склонения его к желательному голосованию он должен сообщить об этом председательствующему в судебном заседании, а равно потребовать принятия дополнительных мер безопасности.

Присяжным заседателям на период осуществления обязанностей гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Увольнение работника по причине его отсутствия на работе не допускается.

За исполнение обязанностей присяжного заседателя гражданин получает соответствующие выплаты из республиканского бюджета пропорционально числу дней участия в судебном разбирательстве. Причём, выплаты положены как работающим, так и неработающим гражданам.

Кто и как будет реализовывать данный закон?

Ответственность за реализацию закона предлагается возложить на Правительство, Министерство юстиции, суды и местные исполнительно-распорядительные органы. Перед указанными органами будут стоять в первую очередь задачи по подготовке зданий судов для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Для этого необходимо будет оборудовать хотя бы один зал судебных заседаний с местом для нахождения коллегии присяжных, а также местом для размещения публики.

В процессе подготовки к ведению судов с участием присяжных заседателей следует осуществить учёбу судебных, следственных и прокурорских кадров.

Следует также учитывать, что введение суда с участием присяжных заседателей дорого обойдётся государственному бюджету. В этой связи придётся сформировать внебюджетный фонд для выплаты сумм присяжным заседателям. Работа по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели потребует расходов из местных бюджетов.

* * *


Как видим, введение суда с участием присяжных заседателей будет весьма хлопотным дельцем как для государственных органов, так и органов местного самоуправления. И даже для самих граждан, поскольку многим из них придётся примерить мантию «судьи».

Тем не менее, основная нагрузка по реализации закона ляжет на тех, кто будет изо дня в день продвигать его на практике, устранять препоны на его пути, прилагать усилия для эффективного применения закона в конкретном случае. При этом следует исходить из того, что участие граждан в судебной деятельности оздоровит наш суд, усилит охрану прав обвиняемых, повысит авторитет судебной власти и доверие к ней народа.


Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме