09:20 06.05.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ПОЧЕМУ БЕЛОРУССКИЕ ЧИНОВНИКИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ?

Двадцать лет назад белорусское здравоохранение было в шаге от страховой медицины. Но в 1996 году реформу свернули. И сегодня министр здравоохранения Василий Жарко считает, что Беларусь все еще не готова перейти к страховой модели. Кто или что тормозит процесс, признанный эффективным во всем мире? Ситуацию оценивает врач-реаниматолог РНПЦ «Мать и дитя», автор сайта doctor.by Андрей ВИТУШКО.

-- Андрей, так ли страшен переход к страховой медицине, как его представляют белорусские чиновники?

-- Во всем мире страховая медицина -- доминирующий способ организации медицинской помощи и финансирования системы здравоохранения. В Германии, Франции, Японии, где страховая медицина развивается не одно десятилетие, лучшей альтернативы этой модели не найдено. При этом продолжительность и качество жизни в этих странах значительно выше, чем в Беларуси, где бесплатное государственное здравоохранение декларирует доступность и качество медицинской помощи.

-- Давайте популярно: в чем суть страховой медицины?

-- Человек из своей зарплаты отчисляет определенный процент на собственное медицинское обслуживание и соответственно этим уплатам может рассчитывать на разный уровень получения медицинской помощи. Страховые взносы могут оплачиваться и работодателем. Страхование может быть и обязательными, и добровольными. Мировая практика показывает, что страхование должно быть все же обязательным, чтобы в случае необходимости каждый человек имел гарантированную возможность получить медицинскую помощь.

Взносы поступают в страховой фонд, который формируется не только за счет обязательных отчислений, но и из прибыли, госдотаций, помощи благотворительных фондов. Одним словом, это другой механизм перераспределения средств в системе здравоохранения.

Сейчас в Беларуси происходит практически то же самое. Мы также платим налоги со своих доходов, причем подоходный налог, который участвует в формировании бюджета страны, составляет, в среднем, 12 процентов от зарплаты. Плюс к этому предприятие отчисляет 35 процентов от заработной платы своих работников в социальный фонд. Но какая часть этих денег идет на здравоохранение, а какая на строительство ледовых дворцов или содержание БРСМ, мы не знаем. При страховой медицине – все прозрачно.

-- Но в таком случае действительно придется ломать все систему белорусского здравоохранения…

-- В общем, да. Придется переделывать всю систему финансирования здравоохранения. Кроме того, страховая медицина работает по законам рынка, когда неизбежно уменьшается роль государственных структур, роль министерства здравоохранения, штат которого приходится значительно сокращать. Вот почему страховую медицину у нас никто не популяризирует, не рассказывает населению о плюсах такой модели. А они очевидны.

-- Например…

-- Страховая медицина позволяет человеку получить качественную медицинскую помощь, выбирать врача и клинику, воспитывает у человека ответственность за свое здоровье. Она позволяет решить и многие из существующих ныне проблем белорусского здравоохранения. Например, законы рынка регулируют оплату труда врачей, делая ее зависимой от качества лечения. Врач, который умеет работать, будет востребован, а к доктору, который не работает с полной отдачей, люди не пойдут, и, следовательно, его зарплата будет иной. С введением страховой медицины у врачей появится стимул хорошо работать, повышать уровень знаний, интересоваться новыми достижениями и разработками в медицине.

Сегодня же в здравоохранении есть единая тарифная сетка, с ее уравнительным характером оценки труда врача, и, следовательно, отсутствием желания работать лучше: зачем стараться, если зарплата все равно будет такой же, как у коллеги?

Страховая медицина добавляет честности в систему здравоохранения -- то, чего нам сегодня не хватает. Например, сегодня больные гепатитом С не могут получить качественное лечение, потому что оно дорогое. Их пробуют лечить дешевыми препаратами, а это лечение менее эффективное, имеет побочные эффекты. Помощь как бы есть, но толку от нее немного.

-- Россия попыталась внедрить обязательное медицинское страхование, но сегодня этот опыт критикуют и рядовые россияне, и чиновники…

-- Российский опыт действительно негативный. Но не надо экстраполировать его на Беларусь. Есть достаточно других примеров, которые могли бы успешно использоваться при реформировании белорусского здравоохранения.

Например, опыт Словакии, Чехии, где превращение неэффективной государственной системы здравоохранения в систему, предусматривающую страхование здоровья населения, прошло практически безболезненно. Там врачам отдали в аренду кабинеты в поликлиниках и наладили их связь со страховыми компаниями. Постепенно это привело к тому, что общий уровень медицины стал выше, врачи были вынуждены оказывать качественную помощь, иначе рисковали остаться без пациентов и, следовательно, без работы. К слову, с появлением страховой медицины в Чехии даже уменьшился набор в медицинские вузы, потому что решился вопрос с кадровым дефицитом врачей.

-- А готовы ли белорусские страховые компании к переходу на страховую модель здравоохранения?

-- Безусловно, реформирование такой сферы, как медицина, возможно только при устойчивом уровне развития экономики, когда в стране достаточно людей, готовых платить за себя. А в Беларуси, где каждый четвертый житель страны пенсионер, а каждый восьмой – милиционер, действительно внедрять принципы страховой медицины непросто. И в этом смысле понять опасения министра здравоохранения Василия Жарко можно.

Но страховая медицина не вводится за день. Есть переходный период. И, безусловно, в любой стране есть социальные больницы, которые оказывают помощь всем, независимо от социального статуса пациента.

Такие клиники, как правило, специализируются на экстренной помощи и финансируются за счет государства. Ведь в чем, например, состоял парадокс американской системы здравоохранения: люди, не имея страховки, не могли вылечить насморк, но при этом им бесплатно, например, могли пересадить сердце, потому что пациент поступал в клинику в критическом состоянии, и это уже была мера по спасению жизни.

Я хочу сказать, что в модели страховой медицины в обязательном порядке должны быть заложены стандарты оказания бесплатной экстренной помощи. Например, немногие семьи смогут себе позволить выхаживание недоношенного ребенка с массой тела 900 гр. (только первые сутки он получает лекарств на 2-3 тысячи долларов). Или операцию на сердце, которая жизненно необходима.

В принципе, в белорусском здравоохранении есть много способов сэкономить деньги. И, на мой взгляд, как раз страховая медицина помогла бы более рационально их использовать. Кампания по переоснащению отделений интенсивной терапии и операционных районных больниц – это хороший жест со стороны государства. Но человек чаще ходит в поликлинику, чем лечится в реанимации. К тому же, в райбольницах нет специалистов, которые могли бы работать на этой современной дорогостоящей технике. Доходит до абсурда: анестезиологи и реаниматологи из областных медцентров вахтовым методом ездят работать в районные больницы.

-- Андрей, если все-таки подвести итог нашей беседы: это Беларусь не готова к введению страховой медицине или чиновники искусственно тормозят реформу здравоохранения?

-- Думаю, что к реформе мы не готовы экономически. Да и наш управленческий аппарат привык, что он все решает в здравоохранении, он -- главный, с ним нужно дружить и договариваться, а при страховой медицине чиновники этот статус теряют.

На мой взгляд, психологически не готово к реформе и население. Наши люди воспринимают врача как обслуживающий персонал. Во время недавнего исследования в Минске выяснилось, что от 48 до 60 процентов своего времени на вызовах врач тратит на выписку рецепта, а 80 процентов пациентов, которых доктор посетил на дому, могли бы самостоятельно прийти в поликлинику на прием. То есть бесплатную медицину население во многом рассматривает как благо, отказываться от которого будет тяжело. И, наконец, прежде, чем начинать реформу, необходимо усовершенствовать правовую, законодательную базу и налоговую систему.

         Справка «Завтра твоей страны»

Министр здравоохранения Василий Жарко считает страховую медицину неприемлемой для Беларуси. «Я противник введения в Беларуси страховой медицины, поскольку на примере России и других стран мы видим, что она еще несостоятельна. Уходят большие денежные потоки на содержание этих страховых компаний, на ненужные проволочки. Кроме того, мы еще не готовы в финансовом плане», — подчеркнул министр во время онлайн-конференции на сайте государственного агентства .
Юрий ЛАЗАРЕВИЧ

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме