09:31 20.08.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ПЕНСИОННУЮ НАГРУЗКУ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТ С РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА РАБОТНИКОВ?

В Беларуси одновременно говорят о стабильности пенсионной системы и о настоятельной необходимости ее реформы. Если раньше поколение работающих кормило пенсионеров, то теперь трудоспособная часть общества не может прокормить и себя. Тем временем расходы Фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов в этом году сокращены на 1,5 трлн рублей.

В Министерстве труда и социальной защиты разрабатывается пакет законопроектов, предусматривающих структурные изменения в пенсионной системе. Документы должны быть представлены в правительство в декабре текущего года.

–– Пакет законопроектов предусматривает в том числе переход к исчислению пенсий из объема пенсионных взносов работника (введение условно-накопительных счетов). Эта мера направлена на совершенствование национальной пенсионной системы, -- цитирует замминистра труда и социальной защиты Валентину Королеву. Суть предложений Минтруда -- регистрация взносов в каком-либо фонде на индивидуальном лицевом счете работника. Однако эти взносы не являются реальными деньгами. Кроме того, в Беларуси уже существует система персонифицированного учета работающих граждан, частично выполняющая функцию условно-накопительной системы.

Выходит, механизм финансирования пенсий особо не меняется. А условные деньги, между тем, в период перемен и кризисов становятся весьма уязвимыми.

С точки зрения независимого эксперта, бывшего министра труда Александра Соснова, предложения чиновников –– лишь заявление о намерениях, в то время как давно назрела необходимость реформ в экономике и пенсионной системе.

–– Речь пока идет о перекладывании средств из одного кармана в другой. Главный вопрос сегодня –– хватает ли средств в Фонде социальной защиты. Скорее всего, он испытывает не лучшие времена. Большие проблемы у экономики, деньги брать неоткуда. У многих предприятий нет средств на выплату зарплаты, -- констатирует эксперт.

В этом году расходы Фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов сокращены на 1,5 трлн рублей.

Действующий в Беларуси пенсионный тариф -- один из самых высоких на постсоветском пространстве. Но снизить страховую нагрузку более радикальным образом не представляется возможным, поскольку из собираемых взносов финансируются пенсии практически четверти населения страны. А в ближайшие годы ожидается приток получателей в пенсионную систему.

Беларусь уже более 15 лет живет в условиях депопуляции. Однако при уменьшении общей численности населения экономика пока не испытала негативных последствий этого процесса. И только потому, что в течение названного периода росли численность и доля трудоспособного населения. Все изменилось в 2008 году, когда число лиц трудоспособного возраста начало сокращаться. Этот процесс будет длиться не менее 15-20 лет.

Валентина Королева сообщила также, что в рамках работы по совершенствованию национальной пенсионной системы прорабатываются подходы к перераспределению обязательной страховой нагрузки между работодателем и работником. Над этим сейчас работает межведомственная группа в составе представителей министерств труда и соцзащиты, финансов, по налогам и сборам, экономики.

–– Перераспределение страховой нагрузки между работодателем и работником будет способствовать не только снижению экономической нагрузки на работодателя, но и в целом повышению рейтинга Беларуси в сфере ведения бизнеса, –– считает замминистра труда.

В свою очередь, Александр Соснов замечает:

–– Они стыдливо намекают, что надо установить связь между размером взносов и будущей пенсией. Сейчас пенсионные отчисления формируются следующим образом –– из зарплаты работника вычитается 1%, а наниматель из своих средств отчисляет 29% фонда заработной платы. Будет ли это действительно накопительная система, трудно сказать. А увеличение налогов для населения –– мера всегда непопулярная.

Между тем, для действенной накопительной системы нужны так называемые «длинные деньги». Это означает, что часть средств, оставленных в фонде, не «проедается», а работает, растет. Для этого требуются структурные изменения в экономике страны.

Александр Соснов отмечает –– если раньше поколение работающих кормило пенсионеров, теперь трудоспособная часть общества себя не может прокормить.

–– Нерентабельность производства, не проведенные вовремя реформы теперь дают горькие плоды, -- говорит бывший министр труда.

Эксперт не видит однозначного решения проблемы.

–– Существует, например, даже такое мнение, что надо отменить пенсию, чтобы решить демографическую проблему, -- говорит Александр Соснов. -- Это означает, что люди будут вынуждены заводить много детей, чтобы иметь в старости надежду на достойную жизнь. В конце концов, государственные пенсии платили не всегда. Им чуть более 50 лет. Во многих странах нет и теперь пенсий, как например, на Ближнем востоке. Брошенных стариков там также практически нет.

Действительно, Закон о государственных пенсиях появился в СССР в 1956 году и расширил круг лиц, имеющих право на пенсию. Колхозникам стали платить пенсию только с 1964 года.

На зависимость стабильности работы пенсионной системы и числа работников указывала ранее «Завтра твоей страны» начальник отдела развития пенсионной системы Министерства труда и социальной защиты Татьяна Погонышева:

-- Если работников очень мало, то совершенно не важно, сколько у вас денег. , сколько бы денег на руках у вас не было.

–– Пенсия –– это хорошо, но необязательно, считает Александр Соснов. –– Если человек получает достойную зарплату, чтобы часть ее откладывать в каких-то фондах или на банковских счетах, он сможет обойтись и без пенсии. Для этого, правда, он должен уметь принимать самостоятельные решения, в том числе финансовые.

Экономист исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (ИПМ) Александр Чубрик убежден, что любом случае необходимо вводить второй уровень пенсионной системы, когда человек в течение трудовой жизни отчисляет средства на свою будущую пенсию.

-- Эти деньги работают, соответственно, затем из этих сбережений платится пенсия, -- поясняет Александр Чубрик.

Повышение возраста, о котором в последнее время тоже часто говорят в Беларуси -- лишь откладывает решение проблемы. По мнению экспертов «Завтра твоей страны», эта мера является эффективной, если происходит одновременно с введением системы обязательного пенсионного накопления. Если повышается пенсионный возраст, и работает накопительная система, получается, что количество нынешних пенсионеров уменьшается. Это «разгружает» пенсионный фонд.

По такому пути: накопительная пенсия вместе с повышением пенсионного возраста пошли страны Центральной и Восточной Европы и Балтии. При этом пенсионная реформа проводилась параллельно с реформами в других сферах экономики, в частности, финансового рынка. Пока же начисление пенсий в Беларуси носит распределительный характер и в определенной степени уравнивает пенсионеров. Материальное неравенство среди них гораздо меньше, чем среди работающих людей.

Во всем мире нет абсолютно однозначных доводов в пользу накопительной или солидарной пенсионной системы. У каждой из них есть преимуществ и недостатки. Основное достоинство накопительной системы заключается в том, что огромные суммы денег привлекаются для развития национальной экономики, потому что эти деньги инвестируются в национальное развитие. Это то, что наблюдалось в Латинской Америке, в Чили, которая первой ввела принципы накопительной пенсионной системы еще в 1970-е годы.

Но для стран СНГ в этом случае, по мнению координатора по вопросам старения Департамента по экономическим и социальным вопросам штаб-квартиры ООН Александра Сидоренко, есть одно очень серьезное осложнение -- рынок финансовых бумаг здесь практически не развит, не существует канала инвестирования этих денег в национальную экономику, не говоря уже о том, чтобы выйти на международный валютный рынок. Для этого необходим очень высокий уровень интеграции экономики и финансовых институтов в международные системы.

Справка Затвра твоей страны
На 1 июля в Беларуси различные виды пенсий получали 2 млн. 453,9 тыс. граждан. В январе—июле среднемесячный размер пенсии по возрасту составил 408,9 тыс. рублей, минимальный размер пенсии по возрасту — 230,8 тыс. рублей. Реальный размер пенсии по возрасту в январе—июне по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 1,7%, хотя в соответствии с прогнозом он должен был увеличиться на 14%.
Средняя пенсия у мужчин в Германии — 1391 евро, у женщин — 1115 евро, в Польше –– 500 евро.

20.08.2009  Виктор ЛИСТОПАДОВ

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме