11:46 11.01.2011 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ОПРАВИТСЯ ЛИ ИМИДЖ БЕЛАРУСИ ОТ УДАРА МИЛИЦЕЙСКОЙ ДУБИНКИ?

У Беларуси никогда не было достойного имиджа за рубежом: то страна бульбашей, то сборочный цех, то последняя диктатура Европы называют ее. В результате -- туристов мало, инвесторы страну игнорируют. Как повлияли события 19 декабря на то, как выглядит теперь страна в глазах мирового сообщества?

Имидж – это то, как представляют страну за ее пределами. Даже ближайшие соседи -- россияне, украинцы, литовцы, поляки -- очень мало знают о Беларуси. До сих пор на постсоветском пространстве ее ассоциируют с партизанами, а в мире – с диктатурой.

Негативный имидж не столько ухудшился, сколько подтвердился

Эксперт института Государственных идеологий INSTID (Великобритания) Наталья Лещенко подчеркивает: если раньше фраза о том, что Беларусь является последней диктатурой Европы, была готовым штампом, которым журналисты пользовались в отсутствие иной информации или знаний о стране, то после 19 декабря журналисты имеют факты.

— Западная пресса пишет о конкретных фактах — закрытии офиса ОБСЕ, арестах 19 декабря и о реакции Евросоюза и США, -- отмечает эксперт. -- В итоге получается, что негативный имидж страны не столько ухудшился, сколько подтвердился.

Хрупкий диалог с Евросоюзом под вопросом. А это влияет на привлекательность страны в глазах инвесторов.

-- Беларусь хороша своим географическим положением, тем, что здесь низкие расходы на производство и высокий уровень обученности рабочей силы, -- таково мнение члена попечительского совета Фонда имени Роберта Боша Вольфганга Кура.

Однако наряду с такими параметрами, как развитие экономики, наличие конкуренции на рынке, возможность привлекать квалифицированные кадры, инвесторы оценивают и политические рамочные условия.

Как считает руководитель проектов российского фонда «Институт экономики города» Денис Визгалов, имидж страны сильно зависит от политики государства: сделало что-то удачно руководство государства, и имидж страны пошел вверх, допустило ошибку –имидж становится негативным.

Политика в вопросах имиджа – далеко не все

Генеральный директор Центра стратегического развития член правления ОО «Гильдия маркетологов» Анатолий Акантинов соглашается с российским коллегой: в плане имиджа маленькая ошибка может перечеркнуть большие достижения. В то же время белорусский маркетолог далек от мысли, что политика определяет в вопросах имиджа все.

— Понятно, что политика влияет на происходящее в стране и ее имидж, однако это влияние, скорее, связано с макроэкономическими вопросами, чем с имиджем. Моя точка зрения по поводу имиджа Беларуси осталась прежней: на микроуровне он достаточно устойчив и благодарен, -- отмечает Анатолий Акантинов.

Он предлагает вспомнить торговые марки и производственные бренды.

— Неужели после 19 декабря изменился имидж «Милавицы» или «Санта Бремора»? Я в этом сомневаюсь. Имидж Минска, Могилева изменился? Думаю, что если даже это и случилось, изменения незначительны, -- убежден эксперт. -- В целом в связи с имиджем я говорил бы о небольших объектах, которые представляют Беларусь — о Беловежской пуще, Браславских озерах. Или об имиджевых событиях, которые являются традиционными и важными для Беларуси — «Славянский базар», например.

Эксперты акцентируют внимание на такой проблеме, как отсутствие четкого представления о том, как позиционировать Беларусь -- это страна транзитная, спортивная или туристическая?

По мнению редактора газеты «Туризм и отдых» Лилии Кобзик, для начала следует добиться хотя бы того, чтобы Беларусь не путали с Россией.

-- Беларусь находится на том этапе, когда она по-прежнему неизвестная страна. Именно этим она может быть интересна для иностранных туристов. Важно показать им, что эта страна -- не часть России, не некий «островок» в рамках большого региона, -- подчеркивает редактор газеты «Туризм и отдых»  .

Осенью, по словам Лилии Кобзик, было много «заказов на Беларусь». Однако эксперт не берется прогнозировать, как дальше будут развиваться события.

-- Сейчас достаточно сложно об этом говорить. Туризм сильно от политики не зависит. Комфорт, хорошие цены, гостеприимство, безопасность – вот на что обращают внимание гости страны. Вот почему туризм, например, достаточно хорошо развит на Кубе или во Вьетнаме, -- считает Лилия Кобзик.

В белорусских турфирмах, работающих на прием иностранных туристов, утверждают, что в абсолютном отношении события 19 декабря пока никак не повлияли на их деятельность: все контракты, которые заключены, будут работать.

По большому счету, до весны белорусский туризм традиционно пребывает в спячке.

-- Наш сезон – это лето, хорошая погода, -- подчеркивает Лилия Кобзик. – А в остальном, вероятно, нужно подождать и посмотреть, как конкретно отреагирует Европа на белорусские события, как отреагируем мы на реакцию Европы. Только не надо думать, что в Беларуси будет процветать выездной туризм, на какие бы шаги не пошла Европа, а въездного не будет. Или, наоборот, будет существовать въездной туризм, несмотря ни на что. Так не бывает. Все взаимосвязано.

Сейчас в интересах правительства не обессиливать оппонентов, а привлечь их на свою сторону

Международные эксперты настаивают: имидж – это дело не только властей, но и каждого конкретного гражданина. Вот почему, по мнению эксперта института Государственных идеологий INSTID (Великобритания) Натальи Лещенко, самая главная задача на повестке дня для белорусских властей — создать современную белорусскую национальную идентичность.

-- Это значит — наполнить эмоциональным, ценностным содержанием уже состоявшийся белорусский суверенитет. А создать национальную общность, исключая из нее людей по признаку политической позиции, невозможно. Вот почему в нынешней ситуации интересах правительства — не обессиливать оппонентов, а привлечь их на свою сторону, найти некое общее базовое согласие, -- считает эксперт.

С точки зрения Европы и США, улучшить имидж Беларуси можно, если преодолеть нынешний кризис в отношениях, а в дальнейшем систематически представлять информацию о стране. Нужна как общая, текущая и статистическая информация, так и целенаправленная политика по созданию конкретных ассоциаций и впечатлений о Беларуси. Эти ассоциации и впечатления должны отражать реальные характеристики и ценности белорусского народа.
Виктор ЛИСТОПАДОВ, Владислав ПРОТАСКИН

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме