09:16 05.01.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

О политической и экономической ситуации в стране и задачах партии

БСДП – одна из первых партий, образованных в новейшей истории Беларуси. В марте 2009 г. ей исполняется 18 лет. БСДП – также старейшая по истокам своего происхождения, поскольку является наследницей  Белорусской Социалистической Грамады (1903–1918) и Белорусской Социал-Демократической Партии (1918–1924). Благодаря М. Чернявскому,  М. Ткачёву, А. Сидоревичу и тем, кто отозвался на их призыв возродить белорусскую социал-демократию, 2 марта 1991 года была создана наша партия, продолжающая традиции братьев Луцкевичей,  Алоизы Пашкевич, М. Богдановича, Я. Коласа, традиции тех, кто провозглашал Белорусскую Народную Республику (БНР), а также тех, кто стоял у истоков БССР.
Наша партия, единственная в Беларуси, является носителем исторического опыта взаимодействия с Западом и Востоком. Мы несём ответственность не только перед нынешним и будущим поколениями белорусов, но и перед нашими славными предшественниками.

Ответственность за будущее Беларуси требует от партии не высокопарных деклараций, а трезвой и адекватной оценки политической ситуации в стране, а также геополитических и геоэкономических реалий, детерминирующих эту ситуацию. Партия – это не клуб мечтательных идеалистов и романтиков, это инструмент консолидации своих сторонников, завоевания большинства избирателей и, как следствие, прихода к власти. Партия -- это  авангард, который не боится принимать нестандартные решения, не боится оправданных рисков в процессе реализации своих политических задач. Мы должны научиться наступать, а, при необходимости, и отступать. Не поступаясь принципами, мы должны быть готовы заключать целесообразные союзы, коалиции и поддерживать все инициативы, в том числе и властей, если они служат процветанию и демократизации Беларуси. Чистоплюйство и романтические мечтания в реальной политике сродни ханжеству. 

Завершился очередной  цикл политических кампаний – «президентская», «местные советы», «парламентская». В последней кампании кандидатами в едином списке ОДС стали 16 членов БСДП, на этап регистрации вышли 13, зарегистрировано 10. Партия разработала предвыборную платформу, оказывала посильную методическую, организационную и иную помощь своим кандидатам. Следует отметить, что некоторые партийцы проигнорировали партийную дисциплину и выдвинулись альтернативными кандидатами в округах, где шли кандидаты из единого списка ОДС (в частности, Владимир Нистюк), а трое бывших наших товарищей – Таисия Кабанчук, Николай Расюк и Михаил Ковальков – пошли на выборы как беспартийные. Игорь Валяев сошёл с дистанции в ходе избирательной кампании. Александра Микулина и Ирину Вешторд власть просто побоялась регистрировать. У Максима Комаровского якобы не хватило нескольких  подписей.
Партия выражает огромную благодарность Ирине Вешторд, Максиму Комаровскому, Александру Микулину и тем кандидатам, которые прошли кампанию до конца: Ольге Козулиной, Валентину Лазаренкову, Игорю Масловскому, Альберту Маркову, Елене Медведевой, Игорю Рынкевичу, Сергею Солдатенко, Валерию Фролову, Анатолию Юревичу.

В рамках ОДС БСДП активно включилась в кампанию «За справедливые выборы!», предусматривающую ряд действий, направленных на изменение законодательства и практики проведения избирательной кампании, создание условий для честных и прозрачных выборов. Были разработаны и внесены на рассмотрение Центральной избирательной кампании 6 проектов постановлений. ЦИК отклонила все проекты, что стало первым объективным и документально зафиксированным подтверждением, что власть не намерена проводить справедливые выборы.
БСДП активно участвовала в выдвижении своих представителей в окружные и участковые избирательные комиссии. Однако большинству выдвинутых демократическими силами кандидатов мест в комиссиях не нашлось. Из 110 кандидатов в окружные комиссии власти включили всего 36, а из 15000 кандидатов в участковые – только 45 (в основном в комиссии на закрытых или сельских участках с небольшой численностью избирателей). Отказ включить в комиссии демократических представителей и формирование их по корпоративному принципу (в нарушение даже белорусского законодательства) стал другим объективным критерием, свидетельствующим, что власти пока не готовы к честным и свободным выборам.
Так оно и случилось. Во всех округах в первом туре (чего не может быть в принципе согласно любому учебнику политологии) в парламент были усажены все 110 кандидатов от власти. Кандидатам от единого демократического списка власть оставила в среднем 13,5% голосов (кстати, в странах с развитой демократией такой уровень поддержки избирателей считается очень высоким).
Белорусские власти, безусловно, понимали, что после этого невозможно рассчитывать на полное признание выборов со стороны западных стран соответствующими демократическим стандартам. Поэтому реакция на довольно жёсткое заключение, сделанное миссией ОБСЕ, была сдержанной. Всё ограничилось сообщением в государственных СМИ, что по заключению наблюдателей выборы проходили в строгом соответствии с национальным законодательством.

Демократические силы, которые определили две цели своего участия в выборах: максимальную (избрание депутатов, при справедливом подсчёте голосов) и минимальную (использование кампании для  работы с населением и вскрытие фактов недемократичности выборов), со второй задачей успешно справились. Участие в кампании позволило провести серьёзную информационную и агитационную работу. Только в период выдвижения кандидатов из единого демократического списка было посещено более полумиллиона домов, квартир и комнат в общежитиях, собрано свыше 153 тысяч подписей.  Кандидаты БСДП собрали более 13 тысяч подписей. В ходе агитационной кампании было распространено свыше двух миллионов экземпляров различных агитационных материалов, состоялись встречи с сотнями тысяч избирателей. Кандидаты от ОДС получили хотя и минимальную, но возможность общаться с избирателями с помощью телевидения и радио. В общей сложности более суток в теле- и радиоэфире звучали альтернативные официальной пропаганде оценки  ситуации в стране и мысли о дальнейших путях развития Беларуси. Повсеместно активисты, работавшие в кампании, отмечали значительный интерес и позитивное отношение людей к кандидатам ОДС.
Общий вывод об итогах кампании состоит в том, что ОДС и власть не смогли в полной мере реализовать поставленные цели.
Власть привычным путём заселила в Палату 110 своих  представителей, но не решила задачу признания выборов со стороны ОБСЕ, ЕС, США. Палата представителей по-прежнему остаётся в глазах значительной части белорусов и международного сообщества нелегитимным представителем народа Беларуси.
Демократические силы вскрыли убедительные факты несоответствия выборов национальному законодательству и стандартам ОБСЕ, провели неплохую информационную и агитационную кампании, что позволило кандидатам от единого списка ОДС одержать в ряде округов фактическую победу. Однако найти действенные инструменты для отстаивания фактических результатов голосования ОДС не удалось.

Следует отметить, что миссия ОБСЕ, давая в целом негативную оценку парламентской кампании, отметила некоторое движение Беларуси в сторону демократизации избирательных процедур в сравнении с прошлыми парламентскими выборами. Наряду с освобождением политических заключённых, такая оценка избирательной кампании послужила основой для продолжения диалога между Западом и Республикой Беларусь.
Европа приняла новую долгосрочную стратегию трансформации белорусского общества (пошаговая стратегия диалога с белорусскими властями). Этот процесс некоторые аналитики называют «трансформацией без демократизации» или «китайским» вариантом перемен. Россия, со своей стороны, так же  выстраивает более прагматичную  политику в отношении Минска. Запад, США и Россия вступили в новый этап своих взаимоотношений, что ключевым образом отражается на внутренней и внешней политике Беларуси. Всемирный финансовый кризис и события на Кавказе обострили необходимость трансформации белорусской системы для её же выживания. Внутренняя социальная и экономическая динамика также требуют трансформации. Грядёт новая президентская кампания.
Нам необходимо провести откровенный разговор с учётом новых обстоятельств и учётом прежнего опыта партии. Выработать адекватные новой ситуации политические решения и оптимальные пути достижения реальных целей и задач.

         1. Некоторые международные факторы трансформации системы

Следуя программе «Европейская политика соседства», которая была начата Евросоюзом после его последнего расширения (2004 г.) и направлена на предотвращение появления новых разделительных линий между членами ЕС и его соседями, Запад, как известно, принял новую долгосрочную стратегию трансформации белорусского общества. Европа не хочет иметь на своих границах стран, в том числе и Беларусь, с неустойчивой экономикой и непредсказуемой политической системой, не желает экономических кризисов и беспорядочной трудовой миграции.
Со стратегией Евросоюза коррелируется стратегия «диалога», принятая Конгрессом демократических сил Беларуси в мае 2007 года. Правда, на этот  раз Европа не настроена решительно и последовательно, как во времена Ганс-Георга Вика, и не настояла на том, чтобы в диалоге участвовали три субъекта, три стороны: Европейский Союз, власти и демократическая оппозиция. ОДС присутствует в диалоге косвенно – в качестве консультанта. Это как бы жест доброй воли наших европейских партнёров. Однако диалог между ЕС и властями Беларуси без полноформатного участия ОДС не даст серьёзного результата. Любые итоги такого «диалога» могут обернуться уступками Европейского Союза белорусским властям и не приведут к системным изменениям в Беларуси.

К сожалению, в рамках ЕС всё меньше уделяется внимания политическим реформам и стандартам в области прав человека. Евросоюз во взаимоотношениях с РБ больше концентрируется на практических и, прежде всего, экономических вопросах, представляющих взаимный интерес. Правда, ЕС ставит вопрос о необходимости изменения избирательного законодательства, предоставления большей свободы СМИ и реализации других мер по демократизации Беларуси.
Многие аналитики говорят, что геополитические и экономические интересы Запада победили демократические ценности. В белорусском экспертном сообществе звучит мнение, что Европа и особенно США скорее хотят перекупить Беларусь у России, а не трансформировать её политическую систему. Запад, по мнению экспертов, якобы слишком быстро поднял шлагбаум, не дождавшись перемен или хотя бы последовательных шагов по направлению к ним со стороны белорусских властей.  По их мнению, Беларусь интересует Запад в первую очередь в противостоянии России. Скорее всего, предполагают эксперты, сейчас идёт торг за то, кому, в конце концов, достанется Беларусь и её экономика. По мнению некоторых экспертов, белорусская демократическая оппозиция стала заложником этого торга. Думается, что в какой-то мере мнение экспертного сообщества находится не так далеко от истины.

         2. Некоторые внутренние факторы трансформации системы

Почему Александр Лукашенко много лет остаётся реальным политиком? Прежде всего, потому, что он постоянно использовал геополитическую «карту», положение Беларуси между Западом и Россией.
Противоречия между Востоком и Западом по поводу нашей страны существуют уже не одно столетие, но так и не были разрешены до настоящего времени. Это позволило Александру Лукашенко политически и экономически опираться на Россию и с её помощью сохранять власть и обеспечивать населению минимальные социальные стандарты. Следует признать, что первый президент, не допустив радикальной приватизации и не отдав на расхищение, как в России, государственные предприятия, соответственно сохранил рабочие места. В кризисной ситуации 1994--1995 гг. при поддержке России он стабилизировал социально-экономическую ситуацию. Жёсткая вертикаль власти обеспечила управляемость страной и укротила дерзость криминальных авторитетов. В стране выдерживаются минимальные социальные стандарты и установлено относительное социальное равновесие.

Лукашенко, хотя и не сразу, преодолел, боязнь самостоятельности после распада СССР и многолетнюю привычку во всём полагаться на «старшего брата». Понадобилось почти десять лет, чтобы административные и  хозяйственные кадры также осознали, что Беларусь может существовать как независимое государство. Многие из них ощутили себя «державниками», что стало важным факторам сохранения суверенитета и независимости страны, а также важной основой формирования в исторической перспективе национальной элиты.
Таким образом, нам следует признать тот объективный факт, что, несмотря на многие ошибки, Александр Лукашенко выполнил свою историческую миссию по первоначальному обустройству страны после распада СССР, становлению белорусской государственности и сохранению независимости Беларуси.

Сегодня наблюдаются тенденции к смене курса развития страны. Началась нормализация отношений с Западом. Меняется экономическая политика в сторону либерализации: введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, упростилась система налогообложения, отменена «золотая акция». Президент поставил задачу вывести Беларусь в число 30 лучших государств по инвестиционному климату. Происходит корректировка «государственной идеологии». Вместо апелляции к советскому прошлому и союзу с Россией акценты перемещаются на стабильность и укрепление суверенитета. Наблюдается конвергенция некоторых политических целей власти и оппозиции.
Эксперты называют в основном четыре причины этих изменений: экономические трудности, отказ России дальше субсидировать Беларусь, укрепление позиций номенклатуры и изменение социальной поддержки власти. Последнее обусловлено тем, что на Беларусь в 2003-2006 гг. свалились «шальные» нефтедоллары и в стране начался потребительский бум. По мнению политолога В. Карбалевича, вместо социальных низов, аутсайдеров Лукашенко стал поддерживать нарождающийся средний класс. Чтобы удовлетворить потребительские запросы этого класса, власть вынуждена расширять экономическую свободу.  Президентские выборы 2006 г. показали изменение характера общественной поддержки А. Лукашенко. Эмоциональная поддержка харизматического лидера, по мнению профессора А. Вардомацкого, сменилась рациональной поддержкой лидера, гарантирующего стабильность.

Бесспорно, поворот белорусских властей в сторону нормализации отношений с Западом в первую очередь обусловлен серьёзными  экономическими причинами. Известно, что белорусская экономика тесно привязана к российской. Мы до сих пор получаем российские энергоносители (газ и нефть) по льготной цене – в 3,5 раза ниже среднеевропейской. В рамках таможенного союза белорусский экспорт в Россию (это 50% внешней торговли) не облагается пошлинами. Но даже в таких сверхтепличных условиях,  по прогнозам специалистов, отрицательное торговое сальдо с Россией составит к концу текущего года около 11 миллиардов долларов, то есть 1/3 взаимооборота (товарооборот с Россией составляет 33 млрд.: 22 из России в Беларусь и 11 из РБ в Россию). За счёт российских дотаций по энергоносителям, к примеру, можно выплачивать годовую пенсию всем белорусским пенсионерам и двухмесячную заработную плату всем четырём миллионам трудящихся. Мы достоверно не знаем, есть ли ещё примеры в мире, где страна получает такую огромную безвозмездную дотацию. Эти факты говорят о том, что политически суверенная Беларусь, сегодня экономически во многом зависима от восточного соседа. А если учесть, что цены на энергоносители, в соответствии с договором 2006 года, в ближайшие два года будут расти с выходом в 2011 году на общеевропейский уровень, то даже если бы в стране начали работать самые продвинутые реформаторы, технологически невозможно до грядущей президентской кампании перевооружить полномасштабный массив производства с износом 80% его активных основных фондов. Следовательно, страну ожидает резкий рост энергетических затрат в производственном секторе со снижением конкурентоспособности белорусских товаров. Отрицательный платёжный баланс в целом может составить 15% от ВВП. Финансовая система Беларуси дестабилизируется. Ещё больше вырастет инфляция с угрозой перехода в гиперинфляцию. Издержки экономики быстро ощутит социальный сектор: рост безработицы, проблемы по зарплате и пенсиям, обесценивание вкладов населения в банках.
До конца не предсказуемы последствия для экономики Беларуси мирового финансового кризиса. Некоторые независимые аналитики указывают как минимум на 10 миллиардов долларов возможных потерь, что составляет 20% ВВП страны. Беларусь стоит перед серьёзными вызовами, на что указывает экспертное сообщество.

 Таким образом, сближение с Западом и США стало действительно жизненно важной стратегией белорусских властей, особенно после того, как пошёл на убыль поток «шальных» нефтедолларов, а падение цен на энергоресурсы стало устойчивой тенденцией в условиях глобального финансового и сопутствующего ему экономического кризиса.
 Белорусские власти серьёзно обеспокоены ситуацией. Власти пытаются менять экономический курс внутри страны и в отношении с внешними партнёрами. Руководство пытается предпринимать меры по выходу страны из изоляции, поскольку технологическая модернизация современного уровня возможна, прежде всего, при опоре на Европу и США. Беларусь провозгласила курс на экономическую либерализацию: приватизацию,  рост торговли с Западом, на приток инвестиционного капитала. Для Беларуси, экономика которой является экспортно-импортной на 60% ВВП (6–5 место в мире по этому показателю),  сохранение административно-командных методов управления является разрушительным.

 Руководство Беларуси и Запад подчёркивают, что новый политический курс осуществляется не в ущерб взаимоотношениям с Российской Федерацией. Президент заговорил о том, что Беларусь является мостом между Западом и Россией, что еще в 2000 году, предлагалось в «Стратегии для Беларуси», разработанной под руководством Мечаслава Гриба. Он называет Запад партнёром, а Россию – союзником Беларуси, артикулируя давнишнюю формулу профессора Леонида Лойко.
 Таким образом, новая политика нормализации отношений с Западом не случайность, а закономерный итог накопления экономических, социальных и политических проблем, решение которых требует изменений во внутренней и внешней политике. Конечно, от белорусского руководства можно ожидать попятных движений,  но эти движения были бы губительны и для власти, и для народа.

 Нам, как социал-демократической партии, важно обратить внимание ещё на одно обстоятельство, вызвавшее изменение отношений с Западом. В Беларуси, если использовать терминологию Карла Маркса, уже осуществилось первоначальное накопление капитала. Богатые  «семьи»  заинтересованы в  легитимизации и признании своих капиталов европейскими элитами. «Новые белорусы» уже не хотят оставаться в роли Остапа Бендера, когда деньги есть, а возможностей и гарантий ими распорядиться недостаточно. Они  уже хотят и нуждаются  в переменах.  Они  желают разблокировать отношения с Западом, чтобы открыть шлюзы для «семейных» капиталов и иметь больше свободы ими распоряжаться. Взаимодействие с восточным соседом по  устоявшимся схемам служит приращению их капиталов, а налаживание отношений с Европой, где существуют правила и законы, гарантирует их сохранность и ещё большее приумножение.
Взаимоотношения с Европой могут развиваться достаточно динамично, поскольку этого ждёт сама Европа и для этого созрели внутренние предпосылки в Беларуси.  Власть пробует соответствовать новой геополитической конъюктуре, стремится легитимизировать себя в глазах западного общественного мнения.

Вертикаль власти, в свете новых обстоятельств, чтобы  сохраниться, должна модернизироваться и искать новые точки опоры. Матрица общественного и политического развития, очевидно, будет меняться эволюционно, в том числе посредством консенсуса внутри правящих группировок. При определённом стечении обстоятельств это может открыть путь к диалогу с демократической оппозицией, путь к изменению избирательного законодательства и введению мажоритарно-пропорциональной системы. Власть, следовательно, может приступить к формированию, по аналогии с Кремлём, влиятельных системных политических партий. 
Представляется, что отмеченные факторы (внутренняя динамика, геополитический и финансово-экономический) обусловливают необходимость,  с одной стороны, консенсусного перераспределения власти в узком кругу правящего класса, а с другой стороны – перераспределение функциональных ролей между ветвями и институтами власти.
Внутренняя динамика, финансовый и сопутствующий ему экономический кризис, неизбежно усложнят социальное положение населения. Идеи социал-демократии о социальной защите, о сохранении рабочих мест, достигнутого уровня зарплат, пособий, пенсий, об оказании помощи малоимущим и т.д. будут крайне востребованы обществом в канун подготовки и проведения  президентской кампании. Поэтому избирательное поле для распространения социал-демократических идей будет очень благоприятным, что одновременно требует от партии взвешенных и ответственных подходов в оценке решений властей. В этот непростой период мы обязаны поддержать все инициативы, которые направлены на защиту и поддержку населения РБ. Ответственная партия в условиях кризиса не приемлет популистских, тем более провокационных заявлений и действий. Мы должны всеми силами отстаивать и развивать имидж партии, которая болеет за страну и её десятимиллионный народ и не спекулирует на трудностях с целью любой ценой прорваться к власти. От этого мы только выиграем в глазах белорусского народа, поскольку авторитет партии и её сторонников приобретается тем, что партия живет интересами народа и исполняет волю своего народа. Мы должны чётко артикулировать, что партия не приемлет перекладывания всей тяжести кризиса и грядущих перемен на плечи населения страны.

         3. Деятельность БСДП в новых условиях

До очередных президентских выборов ещё два года. Можно сказать и так: всего лишь два года, что предполагает активную к ним подготовку. В тоже время внутренняя и международная ситуация меняется очень динамично, и обсуждать предметно этот вопрос на сегодняшнем заседании ЦК пока преждевременно. Для конкретного обсуждения необходима большая ясность. Прежде всего это касается нынешней неопределённости отношений белорусской демократической оппозиции с Западом и США. Каким образом вести себя оппозиции в новой ситуации? Ей, как известно, не нашлось места в диалоге между официальным Минском и Брюсселем. Запад начал диалог с белорусскими властями и пока чётко не просматривается формат его отношений с ОДС. В США грядёт смена администрации, что может внести коррективы по белорусскому вопросу. Также пока не ясно, как далеко может зайти белорусская власть в диалоге с ЕС, насколько далеко она может пойти по пути либерализации. Оправдаются ли надежды на изменение избирательного законодательства, на предоставление большей свободы СМИ и т.д. Представляется, что в ближайшей перспективе ясности будет больше, и мы сможем более конкретно обсудить вопросы о подготовке к президентским выборам, определиться со своей стратегией и тактикой в предстоящей политической кампании.

Вместе с тем один важный вывод мы можем сделать уже сегодня – необходимо более активно и креативно формировать позитивный образ партии. Это диктуется стойким неприятием белорусскими гражданами воинственных проявлений некоторых представителей оппозиции, которые тут же тиражируются официальными СМИ.
Прежде чем начать конкретный  разговор о работе партии в новых условиях, хотелось бы коротко остановиться на общих методологических вопросах  партийного строительства и деятельности оппозиции.
В оппозиционной среде есть деятели, которые только тем и занимаются, что  примеряют на себя тогу моральных авторитетов, обвиняя остальных в измене и  искажении чистоты идеалов. Эти «авторитеты» не хотят или не способны видеть, что международная и внутренняя ситуация меняется. Следует заметить, что подобные «авторитеты» не доминируют в БСДП, хотя, надо признать, они в партии также присутствуют.
Раньше идеалы оппозиции и власти были диаметрально противоположными. Сегодня власть перехватывает лозунги своих оппонентов. Оппозиция – за суверенитет и независимость, власть – тоже. Оппозиция – за рынок, власть – тоже. Оппозиция – за сотрудничество с Европой, власть – тоже. Журналист и политолог Александр Класковский по этому поводу спрашивает: «Что остаётся в остатке у оппозиции?»  И констатирует: «Голые лозунги!»

Старо как мир: политика – реальность возможного. Идеалы – это больше сфера должного, сфера морали. Политика – сфера реального и сущностного. Из этого вовсе не следует, что политика аморальна.
В политическом поле можно существовать, когда адекватно оцениваешь ситуацию, собственные силы и ресурсы, ставишь посильные задачи и выставляешь реальные требования (это, конечно, не исключает пиаровских и иных форм рекламы). Если же ставятся непосильные задачи, и это повторяется, люди просто устают от неудач, и на инициаторов начинают смотреть как на скоморохов. Конечный результат такой политической деятельности – маргинализация или диссидентство. Некоторые эксперты давно отмечают, что в силу разных причин нынешняя оппозиция уже движется в этом направлении. От этого не свободна и БСДП.
Существует то, что называется объективной логикой исторического процесса, «суровой правдой жизни».  Российский Союз правых сил (СПС), к примеру, согласился войти в кремлёвский проект, чтобы таким образом отойти от процесса маргинализации и сохранить для России либеральную идею и партию.  По этому поводу Александр Класковский резонно замечает: «оппозиция в России хотя бы какую-то форму выживания нашла». В свете высказывания Александра Лукашенко – «этой оппозиции скоро не будет» – белорусским демократам есть о чём задуматься.
Оппозиция и наша партия должны научиться адекватно оценивать ситуацию и, в соответствии с ней реализовывать стратегию и тактику своей деятельности. В этой связи, к примеру, оппозиция должна учитывать то, что восточный сосед не заинтересован в появлении НАТО на границе Смоленской области, что Кремль просто обречён на поддержку нынешних белорусских властей до тех пор, пока оппозиция не будет считаться в своей стратегии с национальными и геополитическими интересами России. Оппозиция, мягко говоря, не дорабатывает на восточном векторе. Но ведь только невежды могут отрицать развитие цивилизованных отношений с нашим восточным соседом. По крайней мере,  А.Лукашенко на немецко-белорусском форуме (13-15 ноября 2008 г.) даже от европейцев получил ясный сигнал:  «Беларусь не между Россией и ЕС», а  «Беларусь вместе с Россией и ЕС». Таким был лейтмотив немецко-белорусского форума в Минске.

Суровая «правда жизни» диктует серьёзным политикам быть рациональными прагматиками, а не идеалистическими романтиками, ставить перед собой реальные и выполнимые задачи. Котёнок должен подрасти и превратиться в тигра, чтобы бороться за взятие власти. Демократическая оппозиция совместно со всеми сторонниками перемен, в том числе и из правящего «класса» (о чём я писал уже после президентской кампании 2001 г. и накануне кампании 2006 г.), сначала должна ставить задачу перераспределения власти в их узком кругу. В учебниках политологии это называется эволюционной трансформацией системы. В среде сформировавшегося правящего круга, стержнем которого остаётся президент, есть и истинные патриоты Беларуси, и прагматики, которые понимают, что им и стране не нужны политические и иные потрясения, а нужна спокойная и адекватная новым реалиям трансформация. В необходимости таких шагов нужно убеждать управленцев, хозяйственников,  общество в целом. Надо развивать коммуникации с директорским корпусом, предпринимателями, банкирами, ректорами вузов, силовиками, дипломатами, представителями вертикальной власти всех уровней и пр.
Возвращаясь к вопросу о деятельности партии в новых условиях, следует отметить, что приоритетными остаются традиционные задачи: расширение социальной базы, завоевание электората и развитие партийных структур. Однако, хотелось бы посмотреть на эти задачи с точки зрения прошлого опыта партии, посмотреть, что мы делали правильно и от чего необходимо отказаться. Почти 18-летний опыт БСДП даёт нам для этого богатую эмпирическую базу.

Ретроспективный взгляд на историю партии позволяет сделать очевидный вывод: мы так и не научились саморазвиваться. Ещё не все поняли, в том числе и некоторые руководители региональных организаций и активисты, что партия – это демократическая организация. Функционировать и нормально развиваться она может только как сложноорганизованная («большая») система.  Попробуем разобраться в сущности этой проблемы.
Однажды Николай Статкевич, тогда председатель партии, произнёс фразу, которая стала достоянием, если не всех, то многих партийных активистов: «Партия – это моё унитарное предприятие». В прессе также иногда звучат, высказывания типа – «партия Статкевича», «партия Шушкевича»» и т.д. Я понимаю журналистов, они следуют правилам своего жанра. А как быть с политиками? Ведь отождествление партии с ее первым лицом свидетельствует о её неразвитости, о том, что она не обрела необходимые качества саморазвивающейся системы. Скорее всего, это примитивная вертикальная структура во главе, которой стоит «босс», «председатель», а если точнее – «добытчик». Все остальные – «вассалы».
Подобная вертикальная структура, будь то на уровне общества или отдельной партии, не может устойчиво и гармонично функционировать, а тем более развиваться по демократическим принципам. Поэтому следствием  вертикально построенной структуры является авторитаризм и диктатура, а формой управления – командно-административный стиль (по известному принципу: «ты начальник – я дурак….»).  

Мы, как одна из старейших партий Беларуси, должны решительно отказаться от грубых проявлений подчинённости по вертикальному принципу. Мы – равные товарищи, как в принятии решений, так и в их исполнении. У нас демократичный устав, и с меня правильно требуют быть демократичным во всём. Но, с другой стороны, по старой привычке с меня требуют: дай, организуй, обеспечь, сделай. Конечно, такие требования также частично оправданы, но при условии, что мы все должны работать и нести ответственность. Председатель -- не главный вертикальный начальник и уж никак не олигарх, который может себе позволить создание своей партии, которую он же и кормит. Такой подход в строительстве и функционировании партии, как показал опыт, не ведёт к её развитию. Мы должны развиваться как демократическая партия а, следовательно, как саморазвивающаяся система. Что это значит в настоящих условиях?
Главное заключается в том, чтобы опираться на внутренние ресурсы, которыми являются структуры партии и её кадры.
В соответствии с Уставом и решениями ЦК у нас предусмотрены обязанности руководителей партии, аппарата ЦК, региональных руководителей, а также избранных органов партии (Президиум, ЦК, комиссии ЦК). Принципиальный вопрос заключается в том, как в условиях крайне ограниченных первичных ресурсов задействовать потенциал этих структур и всех членов партии (на первом этапе хотя бы партийный актив) для создания дополнительных ресурсов развития партии и расширения её влияния в обществе.

В этой связи очень важен имидж партии, то есть, как её воспринимают в стране и за рубежом. Не скрою, для меня как председателя, избранного совсем недавно (3 августа 2008 г.), было важным понять отношение к БСДП со стороны зарубежных партий, с руководством которых я встречался в конце ноября и начале декабря в Вильнюсе и Мадриде. Со всей ответственностью докладываю членам Центрального Комитета, что перемены в руководстве нашей партии социал-демократией Литвы, Польши, Австрии, Швеции и даже Германии восприняты с пониманием. В результате переговоров появились условия для развития наших отношений с партиями этих стран.
Полезными были переговоры с Генеральным секретарём Социалистического Интернационала Луисом Айялой, а также с сопредседателями Комитета Социалистического Интернационала по странам СНГ и Кавказа – Александрой Доболи и Марио Налпантяном. Мы договорились начать процедуру восстановления ассоциированного членства партии в Социалистическом Интернационале. В этом вопросе нам обещали поддержку все руководители партий, с которыми я встречался. О поддержке партии говорит и тот факт, что мы были приглашены на Совет Партии Европейских Социалистов в Мадрид. С трибуны этого форума лидер литовских социал-демократов Гедиминас Киркилас напрямую обратился к европейским социал-демократам проявить солидарность с нашей партией. За время, прошедшее после съезда, мы установили контакты с социал-демократами Украины, Молдовы, Латвии, Эстонии и даже Казахстана. На свои форумы нас приглашает партия «Справедливая Россия». Все это создаёт предпосылки для развития прямых межпартийных контактов и сотрудничества, в том числе и для руководителей региональных структур. Как говориться, берите инициативу в свои руки.

Конечно, после съезда прошло немного времени и мы ещё только в начале пути развития межпартийных связей, особенно на межрегиональном уровне. Однако это направление работы для руководства партии будет одним из важных. Региональные организации должны становиться самодостаточными. В этом заключается огромный потенциал развития партии в целом.  
Чтобы этот процесс развивался динамично, необходимо включить в него активистов региональных структур. Это можно сделать через включение их в работу партийных комиссий. Участие в проектах комиссий должно быть интересным партийным активистам. Мы должны создать такие условия, чтобы каждый член комиссии был морально и материально заинтересован в разработке и реализации тех или иных проектов и планов. Партийные комиссии должны выйти из режима формального существования и войти в режим активной и эффективной деятельности. В их состав обязаны войти и эффективно работать все без исключения члены ЦК, на которых также лежит персональная ответственность за партию.  Комиссии – это мотор, который должен завестись и заработать, тогда лучше заработает и вся партия. Работа должна начинаться с комиссий и в комиссиях. Как говорят, «живое творчество масс» должно аккумулироваться в комиссиях и посредством комиссий. Председатели комиссий должны стать ключевыми представителями и организаторами  «живого творчества масс». Именно они и их активные помощники, работая в комиссиях, должны приводить в «удобоваримый» вид инициативы и предложения наших товарищей по партии. В комиссиях эти инициативы должны обретать вид реальных проектов и планов по тем или иным направлениям деятельности партии.

Все вопросы по соответствующим направлениям развития и деятельности партии (проекты, планы, идеи, предложения, акции, мероприятия и т.д.) должны «вариться» в комиссиях и затем утверждаться по их рекомендации, если это необходимо, в ЦК или Президиуме. Задача руководителей  партии лоббировать, продвигать, организовывать, помогать, курировать и содействовать работе комиссий. Руководители партии, особенно первый и заместители председателя Игорь Масловский, Иван Анташкевич, Анатолий Сидоревич и Валерий Фролов, генеральный и международный секретари должны нести персональную ответственность за работу комиссий по своим  направлениям деятельности. Должно стать постоянной практикой заслушивать их отчёты и отчёты председателей комиссий о проделанной работе в Президиуме партии и ЦК. Конечно же, это ни в коем случае не снимает ответственность с Президиума партии. Таким образом, через партийные комиссии мы задействуем в работе значительный кадровый потенциал партии. Проекты и планы деятельности комиссий вовлекут руководителей региональных организаций в более активную работу, а через них и других членов партии.
Какими могут быть направления деятельности комиссий? С одной стороны, нелишним будет вернуться к Плану перспективных направлений деятельности партии, утверждённому в июне 2007 г. Там для комиссий работы более чем достаточно, особенно, в части методов завоевания электората и развития партийных структур. С другой стороны, динамика предстоящих двух лет (кризис, президентская кампания) предопределят ряд новых инициатив, выходящих за рамки утверждённого плана.  Будут востребованы проекты связанные с социально-экономической проблематикой, социальной защитой. Проекты этой тематики могут оказаться настолько актуальными, что мимо их не сможет пройти ни одна комиссия. Обращение к проблемам, которые так или иначе в ближайшие два года затронут каждую семью, к проблемам, близким и понятным простым людям, будет повышать авторитет партии и расширять число её сторонников.

Целесообразно сосредоточить усилия на работе с отдельными социальными группами – рабочими, молодёжью, учителями, предпринимателями. Акцент в этой работе нужно делать на оказание содействия в решении их непосредственных проблем, а так же местных проблем, стоящих перед конкретными регионами страны. Именно решение или содействие в решении локальных проблем (практика малых дел и малых побед) должны стать основой деятельности партийных организаций
  Конечно, всем нам предстоит непростая задача поиска фундаторов этих проектов, тем более, что в последние годы ряд проблем партии подкинули  Н.Статкевич и так называемые фракционеры, которые делали всё, что бы формировать недоверие к БСДП у европейских социалистов. Дошло до того, что «фракционеры» открыто вредили развитию отношений с Литовской социал-демократической партией, с которой у нас имеется подписанное соглашении о сотрудничестве. После ХII съезда партии нам пришлось возобновлять  отношения с литовскими товарищами с чистого листа.

Из поля зрения нельзя упускать и ряд текущих технических задач, которые должны решаться Президиумом и руководителями областных и Минской городской организациями. Заканчиваются сроки сбора партийных взносов (до 31 января). Положительный опыт прошлого года в этом вопросе нужно закрепить в этом году. Необходимо постоянно заботиться о приведении партийной документации в должный порядок. В первую очередь речь идёт о составлении и обновлении списков членов партии. До первого января списки необходимо уточнить. Нужно ускорить работу по приведению в надлежащий порядок учётных карточек. В ходе документальных сверок из-за недосмотра или чрезмерного бюрократического усердия мы не должны потерять из своих рядов ни одного человека. Думаю, было бы полезным просить ЦРК в 2009 году в плановом порядке проверить состояние партийной  документации во всех партийных структурах и, если это потребуется, помочь в исправлении недостатков, если такие будут обнаружены. Предстоит, совместными усилиями, решать ряд других проблем, в частности по регистрации организаций, по помещениям, юридическим адресам и т.д.
Заметьте, я специально выделил слова «совместными усилиями». Ещё раз категорически утверждаю, что партия как демократическая организация, о чём мы говорили выше,  по- иному существовать и развиваться не может. Хватит нам «унитарных предприятий»!
Ведь дело доходит до  того, что некоторые региональные руководители звонят мне и с обидой, а то и гневом упрекают, что дескать Президиум или лично Левкович не поздравил того или иного члена партии с юбилеем или ещё с каким-то событием. Другие же руководители организаций вообще не знают о ситуации в организации и о жизни и проблемах своих партийцев. Доходит иногда до того, что человек уходит в иной мир, а руководитель об этом  не знает или знает, но из-за своего разгильдяйства не информирует аппарат и руководство партии.
Хочу в присутствии членов ЦК ответить таким руководителям от себя лично и от Президиума партии: конечно, мы стараемся отслеживать юбилеи и прочие знаменательные и прискорбные события в жизни наших партийных товарищей, однако, непосредственно этим должны заниматься сами руководители организаций. Это их, как говориться, самая минимальная и самая святая обязанность: знать, чем и как живут их товарищи по организации. Именно руководители парторганизаций должны готовить поздравительные и иные тексты и заблаговременно информировать Президиум о тех или иных событиях в жизни своих однопартийцев. Поступая наоборот, мы ставим всё с ног на голову. Так делать нельзя!
К разряду таких явлений можно отнести жалобы (а вернее, «нытьё») по поводу отсутствия бумаги, конвертов и прочих мелочей. Кому из нас неизвестно, что все партии в РБ специально поставлены в ситуацию постоянного ресурсного дефицита?! То, что нормально для политических партий в демократическом обществе, у нас в Беларуси считается незаконным. Между прочим, собирать пожертвования в пользу партии является привычной практикой для всех, в том числе и ведущих европейских партий. Могу привести положительный пример по сбору средств для организации на примере Беларуси. В частности уважаемому Олегу Анатольевичу Трусову, члену ЦК, руководителю  Таварыства беларускай мовы, не стыдно ходить с коробкой на груди на всех массовых мероприятиях. Тем самым он проводит  постоянные акции по пропаганде своей организации и по сбору средств на её развитие. В каждом райцентре, областном центре, в Минске всегда найдутся партийцы и беспартийные граждане способные пожертвовать небольшую сумму на текущие расходы. Абсолютное иждивенчество (подчёркиваю слово «абсолютное») нужно объявить «вне закона».

В силу разных причин пока ещё системно не налажена работа центрального аппарата ЦК, пресс-службы. Всё это нам предстоит ещё сделать. Впрочем, уже сегодня ничто не мешает и.о. пресс-секретаря внести изменения в рубрику партийного руководства. Ведь после съезда прошло уже пять месяцев. Пользуясь случаем, прошу всех членов Президиума, ЦК и председателей комиссий (а может, и членов комиссий) в течение двух недель дослать на адрес пресс-службы свою фотографию и короткую биографию для переоформления партийного сайта. Также прошу представителей тех партийных организаций, где имеются офисы, подумать как организовать в них работу, поскольку платить «за воздух» в наших условиях – непозволительная роскошь. По поводу организации работы офиса богатый опыт имеют брестские товарищи.
В заключение хочу отметить, что самые «героические» люди в партии, патриоты партии, её золотой фонд – это те партийные руководители и партийцы, которые повседневно решают будничные вопросы своей организации.  От имени Президиума партии, от имени Вас, членов ЦК, хочу выразить им, скромным и несгибаемым, огромную благодарность за мужество и твёрдую веру в построение Справедливой и Солидарной Беларуси.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме