01:45 07.02.2013 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
...Но нам туда не надо
Не знаю, почему молчат наши серьезные обществоведы по поводу инициатив "Тозика и К" в сфере образования, но они-то наверняка понимают, что этот маленький человек разворачивает страну во вчерашний день.
Напомню тезисно идеи последних месяцев: сократить количество мест в педагогических вузах, сократить количество бюджетных мест в вузах, повысить стоимость обучения, закрыть малокомплектные школы...
Стране нужны рабочие! В XXI век Беларусь вошла под таким лозунгом. Нашим руководителям не нравится, что белорусы хотят получать высшее образование. Им не нравится, что надо содержать небольшие школы. Нам все время рассказывают, как отлично можно устроить жизнь после ПТУ. Весьма популярной в устах разных чиновников стала фраза, что в стране переизбыток специалистов с высшим образованием.
Местные власти берут под козырек и уже хотят доплачивать родителям, которые направят своих детей в профтехучилища (Барановичи; но, думаю, это не единственный пример). Другие рапортуют о том, сколько школ они готовы закрыть (Витебская область -- 23 школы, Брестская -- 19 и т.д.). Полностью будут сокращены недоукомплектованные старшие классы. То есть ребенок либо должен будет добираться в школу за десятки километров, либо для него открыты двери все тех же ПТУ.
Любому, кто сопоставит дважды два, понятно, что меры по закрытию школ никак не согласуются с тем бумом рождаемости, о котором рапортовали в последние годы. Хотя детки подрастут и им надо будет где-то учиться. Огромные средства вбухиваются в программу демографической безопасности и стимулирования рождаемости, но при этом в планах по очередной реформе системы образования власть уже сейчас исходит из того, что эти деньги тратятся без толку и семей с тремя и более детьми больше не станет.
Про то, что средств не хватает именно на детей, зато их хватает на ледовые дворцы, Рождественский хоккейный турнир, фестиваль с фейерверками в деревне Александрия и огромную армию полиции, в сто пятьдесят какой-то раз и говорить не хочется. Тем более, что по большому счету это второстепенные детали.
Но почему молчат обществоведы, философы, политологи?
В какой век, в какой общественно-политический уклад идет страна? Умные книги там, во власти, кто-нибудь читает?
Чтобы безвозвратно отстать от мира, и чтобы заезжие гости покупали нас яркими технобусиками, как папуасов, именно систему ПТУ и надо поднимать. Потому что нынешняя стадия развития человеческого общества -- постиндустриальная. Была доиндустриальная (аграрная), когда самыми богатыми становились государства с развитым сельским хозяйством. Была индустриальная -- когда богатства странам давал прорыв в промышленных технологиях. Но сейчас человечество вышло в своем развитии на новый виток -- постиндустриального общества. По-научному, это означает, что капитал и труд как основа богатства и экономической мощи уступают место информации и знанию.
Опять же, по-научному. Основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную — капитал, источники сырья и энергии, в постиндустриальную — знания, технологии и квалификация людей.
В современном мире все можно привезти -- и сырье, и дворников, и строителей. Но, грубо говоря, богатыми становятся те страны, которые могут придумать, куда пустить это сырье и чем занять строителей. Наступает время, когда дороже всего будут стоить идеи. (Да это видно уже сейчас).
Придумать! Открыть! Найти! Для этого нужны знания, а не тупая мускульная масса. Даже если говорить о рабочих, то востребованными на рынке будут только те, кто умеет быстро переучиваться. Потому что мир ускорился, он слишком быстро меняется.
Я не обществовед, у меня описание получается слишком упрощенным. Но главная мысль, думаю, понятна. Бездумным лозунгом "Стране нужны рабочие!" в систему образования, на будущее, мы закладываем собственную ущербность. Это значит, что дальше собственного носа мы не видим и не просчитываем.
Потому что, согласно политологическим и экономическим теориям, постиндустриальная экономика будет испытывать все меньше потребности в неквалифицированном труде. И именно население с низким образовательным уровнем останется невостребованным. Впервые в истории человечество движется к прецеденту, когда рост населения (в его неквалифицированной части) будет снижать, а не увеличивать экономическую мощь страны.
Когда наши власти хвастаются докладами ООН по человеческому развитию, они вообще понимают, почему именно уровень людей с высшим образованием вытягивал Беларусь на высокие позиции?
Они понимают, почему в развитых странах, где считают каждую копейку, высшее образование остается бесплатным. А там, где оно платное, развита система всевозможных грантов, отсроченных и дешевых кредитов, ссуд, позволяющих получить образование любому человеку "с проблеском".
Кроме Ленина, они кого-нибудь читали?
Светлана КАЛИНКИНА
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме