10:15 17.03.2012 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

НТВ лжет. Как делается «Анатомия протеста» и другие заказные фильмы

Не секрет, что на НТВ существует Дирекция правового вещания, которая занимается производством заказных передач на важные темы: будь то Беслан, Лужков, Лукашенко или митингующие. «Афиша» узнала у бывших и нынешних сотрудников НТВ, что это за отдел, как он появился и кто в нем работает.

  Сотрудник НТВ   

«Редакция правового вещания была создана еще во времена НТВ Гусинского. Был тогда такой Николай Николаев, ведущий программы «Независимое расследование» (сейчас работает на РЕН-ТВ) и Владимир Золотницкий (умер несколько лет назад). Вот они и создали программу «Криминал». То, что теперь называется «Чрезвычайным происшествием». Они с самого начала были немного другими. «Криминальщик» — это образ мыслей. Те же менты, только в штатском. С железной дисциплиной. С пацанскими отношениями внутри редакции. Своих никогда не сдавали. Такие конкретные мужики, которые всегда были в контрах с «белой костью» в лице тогдашней информационной службы. И когда НТВ взял под контроль «Газпром», все главные информационнщики ушли. А «криминальщики» наоборот. Остались почти полным составом. Они всегда были настроены лояльнее к властям, чем новостники или сотрудники дирекции праймового вещания. В целом, им было вообще плевать на политику. Но поскольку каждый день они видели убийства, трупы, преступления и общались с ментами, а не с правозащитниками, это создавало определенный склад мыслей.

Их руководитель Юра Шалимов тоже из старой гвардии. Он появился еще в конце 90-х. Потом ушел на «Россию». Руководил там «Дежурной частью» (тот же «Криминал», только на России). В 2004 Кулистиков позвал его обратно на НТВ. Нужно понимать, что за ситуация была тогда на канале. «Намедни» со скандалом закрыты. Рейтингов нет. Юра Шалимов оказался очень ко двору. Во-первых, возродил «Чистосердечное признание». Сначала программа соответствовала названию, в ней выходил всякий криминальный эксклюзив. Например, первое интервью сына Чикатило. Но это не приносило цифр. Тогда в программе появилась всякая «жестянка», а за ней и звезды. Особенно когда стало понятно, что они очень хорошо собирают.

В этой же дирекции работал и Алексей Малков. Насколько я помню, первый фильм о врагах народа, который попросили сделать Малкова, был «Теракт с предоплатой». О том, как Березовский финансирует чеченских боевиков. Не знаю, почему именно Малкова. Возможно, потому что опыт был, а может, просто времени свободного было больше, чем у остальных. Этот фильм, хоть и по просьбе сверху, начинался все-таки как реальное расследование. Наверху тогда боролись с олигархами, слили материал, ну а дальше доделывайте сами, дорогие журналисты. Вопрос в том, почему Шалимов и Малков согласились это делать. Не в первый раз, а когда поняли, к чему дело идет. Ведь были в их редакции и те, кто отказались. Тут мы, конечно, вступаем на зыбкую почву догадок и психологических портретов. Но, думаю, дело в том, что есть такая категория людей, которые распоряжение начальства понимают как приказ, не вникая. В криминальной дирекции всегда работали именно такие люди. Они так прямо о себе и говорили: «Мы — солдаты». Это случай Малкова. Он и в частном разговоре расскажет много правды о ЮКОСе, о пятой колонне, о врагах России. И потом, это была довольно комфортная работа. Выходили эти фильмы не очень часто. Ну, подумаешь, поработал немного, написал фильм, получил деньги. И все, тебя не трогают несколько месяцев. Такой «Леон-Киллер». Самое удивительное, что никаких особых выгод они не имеют. Разве что Малков получал какие-то правительственные награды и грамоты от ФСБ. Ну, конечно, и платят там неплохо, но не так чтобы невероятные деньги.

«Те же менты, только в штатском. С железной дисциплиной, своих никогда не сдавали. Им было плевать на политику. Но поскольку каждый день они видели убийства, трупы, преступления, это создавало определенный склад мыслей»

Сейчас под руководством Малкова производством заказных фильмов занимается отдельная небольшая редакция. А много людей для такой работы не нужно: два продюсера, два корреспондента, сценарист, режиссер. Вместе с заданием обычно им приносят информационно-аналитическую справку, где заранее прописано, кого снимать, в какую сторону думать. Видимо, спецслужбы, оказывают им еще и оперативную поддержку. Откуда бы иначе они знали о сотрудниках посольства США на митингах?

Качество у этих фильмов обычно средненькое. Происходит так чаще всего из-за нехватки времени. Иногда сверху спускается заказ: фильм нужен послезавтра. Да и потом, здесь же никому не требуется особого качества. Даже наоборот. Чем проще и доходчивее, тем убедительнее. Ведь почему так популярны были разнообразные «битвы эктрасенсов»? Потому что там на полном серьезе рассказывают о невероятных чудесах. Зритель наш это очень любит. Страшные истории безапелляционным тоном. Факты имеют второстепенное значение на этом фоне. Хотя это не значит, что реальных фактов в этих «расследованиях» нет. Но чаще всего они передернуты. Или же это такая полуправда, поданная под нужным углом зрения.

Как выбираются моменты, когда эти фильмы пускать в эфир? Очень даже понятно. Есть текущие политические вызовы, на которые власть реагирует, спуская на телевидение свои «пожелания». Последние месяцы таким вызовом была «оранжевая нечисть с Болотной». Фильм «Анатомия протеста» — часть той же кампании, что велась до выборов. В той же серии, что и рассказы о Путине, «спасшем Россию от кризиса» и пугалками про либералов, тянущих страну то ли в 90-е, то ли в 1917-й год.

Означает ли это, что в Кремле так уж боятся «оранжевой революции»? Мне кажется, это не столько ответный удар на реальную угрозу, сколько профилактическая работа. И еще вот что. Неважно, поверят ли люди в продажность «оранжистов». Важно, что митинги оппозиции (в основном, искренние), и митинги «за власть» (в основном, организованные с участием административного ресурса) после этого фильма оказываются в одном котле».

   Бывший сотрудник НТВ  

«Дирекция правового вещания — это то место, где собран весь генетический мусор компании. Там работают невероятные какие-то личности. Продюсеры — бывшие стюардессы, в общем, профессионалами их вряд ли можно назвать. Руководит этим делом Юра Шалимов, которого в компании называют Юра Магаданский — ну из Магадана парень приехал. Что про него сказать? Такой верный служака, что ему скажут, то и сделает. Дирекция правового вещания делает программы «ЧП», «ЧСП», теперь еще «Утро на НТВ», которое стало сатанинско-инфернальным, знаменитую программу «Говорим и показываем». В общем, почти весь канальный шлак производят именно они. Так вот в этой дирекции есть такой отдельный полусекретный отдел, руководит им такой Алексей Малков. Тот самый, который когда-то фильмы про Ходорковского снимал. Этих ребят особенно никогда не видно и не слышно, они не очень рукопожатные, так что как именно они работают, особенно никто не знает. Но общая схема довольно простая: подчиняется этот отдел напрямую генеральному директору. Партия и правительство сказала — «надо», ребята выполняют. Для последнего фильма про оппозицию явно много чего инсценировали. Ходили даже по каналу слухи, что для того, чтобы снять, как с оппозиционерами расплачиваются за митинги, Малков пригнал сюда два грузовика людей, ну и снимал все, что ему надо. Прежде чем начнутся съемки или сценарий они начнут придумывать, гендиректор объясняет Шалимову и Малкову, о чем должен быть фильм, а уж детальки всякие они сами придумывают. Знаете, это такой местный карательный отряд, дивизия «Мертвая голова». И ладно Малков, его и не видно особенно нигде. Но Шалимов-то — сидит на всех совещаниях, тонкой душевной организации человек. Думаю, для них никаких запретных тем нет. Им про что скажут, про то они делать и будут. Хотя Малков вроде даже идейный. Говорит довольно много про оранжевую угрозу и про масонов, которые страну развалить хотят. Впрочем, по таким никогда непонятно — верят они или просто жопу прикрывают. Профессиональные палачи».

  Павел Лобков 
бывший сотрудник НТВ, сейчас — ведущий телеканала «Дождь»

«При Гусинском и Киселеве такие истории тоже случались — связанные то с Национальным фондом спорта, то с делом писателей. Поручать такое мне, Пивоварову или Глускеру никто бы не решился. Потому что знали, что нас сразит черная оспа, укусит муха цеце, мы подвернем связку. Будет много вони из ничего. Поэтому были специальные люди, часть из которых, кстати, сейчас работает в очень демократических СМИ, а тогда они с удовольствием брались за такие дела. И тогда и сейчас — это все вопрос личного выбора. Мы не в фашистском государстве живем, никто не заставляет делать такое кино под угрозой, что тебя расстреляют. Ну нет такого. Подчиняются они все напрямую Шалимову. И, зная Юру Шалимова, это не тот человек, который будет размышлять: «Хотим мы сделать про это или нет?». Он просто скажет: «Ты будешь делать про это, про это и про это». И у него работают люди, которые с такими условиями соглашаются.

На самом деле, уровень профессионализма и их исполнительского мастерства сейчас, конечно, повысился. Если раньше были огромные куски лжи и огромные куски правды, и все это было грубо перемешано. Сейчас, напротив, порублено на славу. Их Геббельсы могут похлопать их по плечу и сказать: «Дас ист фантастиш». Если в Москве этот фильм вызовет массу отторжения от НТВ, то в провинции может и сработать. Для того, чтобы понять, где там белое, а где черное, нужно все-таки знать контекст.

Там есть совершенно выдающееся художественное достижение. Знаете, ведь мы тоже пытались снять, как деньги раздают на Манежке. Могу вам авторитетно заявить — это совсем непростая задача. Когда вы даете взятку, играете в наперсток или картежничаете, вы не очень-то склонны к тому, чтобы вас снимали с разных точек. А тут стоит в Сокольниках очередь, и нам дают крупный план, снятый на хороший бетакам. Крупно деньги в руках, все видно вплоть до номера купюры. И при этом никто никого не гонит. Странно? — Более чем.

Естественно, реакция любого нормального человека, вызванная этими фильмами, будет распространяться на всю телекомпанию НТВ. Представьте, что вы живете в доме, где в подъезде наркопритон, и вот вы приходите в ЖЭК и говорите: «Ой, у меня тут вода протекла в подъезде», а вам в ответ — «А-а-а-а. Дом, где наркоманы живут». Все сотрудники НТВ, чем бы они ни занимались — информацией, документальными фильмами, — теперь слышат в свой адрес это вот: «А-а-а-а-а». Финальным результатом и того, что делала оппозиция, и вот этого вот контрудара оказалась полная дискредитация любых доказательств. Если раньше люди не верили в судебную власть, то теперь не будут верить доказательствам вообще. Это война компроматов, равной которой вообще-то не было раньше, потому что она захватывает абсолютно все, начиная от телеэкранов и заканчивая частными блогами».

Фильм «Анатомия протеста» будет повторен на НТВ в воскресенье в 20:00 — «по многочисленным просьбам телезрителей"
  

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме