11:46 09.12.2013 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

Местные выборы-2014. Власть удерживает градус политической активности на нуле (дополнено)

Очередные местные выборы пройдут в Беларуси в крайний по законодательству срок — 23 марта 2014 года. Форсировать события властям нет смысла: от выборов местного уровня вряд ли кто-то ожидает большого резонанса. Тем не менее, государство наверняка использует предстоящую избирательную кампанию для обкатки поправок в избирательное законодательство, которые вступают в силу 8 декабря.

Указ президента о назначении этих выборов должен быть издан не позднее 24 декабря. До старта избирательной кампании, таким образом, менее трех недель.

Одобряя предложение Центризбиркома о дате проведения местных выборов, Александр Лукашенко 2 декабря , что предстоящие избирательные кампании в Беларуси (местная, президентская и парламентская — в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно) должны стать «демонстрацией истинной демократии».

Впрочем, принятые осенью поправки в избирательное законодательство говорят скорее об обратном. Красноречивый пример — запрет агитации за бойкот.

Правда, на местных выборах эти поправки отразятся не слишком существенно. Призывать к бойкоту во время этой кампании нет особого смысла ввиду отсутствия порога явки избирателей.

Хотя и здесь у властей будет возможность при необходимости отточить нововведение избирательного законодательства. Ведь одновременно с выборами депутатов местных советов пройдут повторные выборы по Гомельскому-Новобелицкому избирательному округу № 36, поскольку во время парламентских выборов 2012 года депутат от него избран не был.

Наиболее значимая поправка в Избирательный кодекс, затрагивающая местные выборы, касается финансирования избирательных кампаний кандидатов. Отныне они не будут получать из государственного бюджета средства на изготовление агитационных материалов. Придется рассчитывать на личный избирательный фонд, размер которого в зависимости от уровня совета может достигать 10 или 30 базовых величин (1 млн. 300 тыс. и 3 млн. 900 тыс. белорусских рублей соответственно). В любом случае сумма получается более чем скромной.

Политолог Алесь Логвинец не думает, что нынешние белорусские власти, несмотря на недавнее Лукашенко о необходимости продемонстрировать во время предстоящих кампаний демократию, способны реально ее допустить, позволяя части представителей оппозиции выиграть на выборах.

«Мне представляется, что все изменения в избирательное законодательство и последние действия властей, скорее, подтверждают их желание контролировать избирательный процесс», — подчеркнул собеседник.

Было бы большим сюрпризом, отмечает эксперт, если бы власти вдруг из волков превратились в овец.

«Такая ситуация еще не наступила. Власти скорее действуют в интересах того, чтобы снизить политическую мобилизацию общества, а не усиливать ее. Лукашенко говорил, что впереди несколько кампаний, а потому ему выгоднее держать градус политической активности на нуле. Если кому-то из оппозиции позволят выиграть на местных выборах, то это создаст нежелательную для властей динамику, ведь такая динамика может стать небезопасной для Лукашенко во время президентской кампании», — сказал Логвинец.

Чем будет заниматься оппозиция по время местных выборов, по большому счету, уже известно.

Движение «За Свободу», кампания «Говори правду!», Партия БНФ, а также Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) и оргкомитет Партии свободы и прогресса намерены проводить свою кампанию «Народный референдум». Сбор подписей в поддержку его проведения планируется начать как раз во время местных выборов.

Свои задачи будет решать и Гражданский альянс за справедливые и честные выборы для лучшей жизни «Талака». В его состав входят Объединенная гражданская партия, Белорусская партия левых «Справедливый мир», четыре оргкомитета — по созданию Партии трудящихся, Белорусской женской партии «Надзея», общественного правозащитного объединения «За справедливые выборы» и «Беларускага руху», а также незарегистрированная организация «Маладая Беларусь». Уже заявлялось об их намерении пойти на местные выборы с общим посланием к избирателям.

Конечно, нельзя исключать, что отдельные представители оппозиции все же попадут в состав местных советов, такое случалось и ранее. Но местных советов слишком много, чтобы представительство демократических депутатов в них было заметным. Да и полномочия у этих органов мизерны.

Сама оппозиция рассматривает участие в местных выборах скорее как этап подготовки к выборам президентским. Но пока ее действия слишком невнятны, чтобы свидетельствовать о наличии ясного плана, как победить на президентских выборах 2015 года.

Даже разговоры о едином послании на местных выборах пока не реализуются в конкретные действия. Хотя и само такое послание весьма сомнительно при отсутствии персонифицированного оппозиционного лидера, раскрутка которого во время местной кампании могла бы принести дивиденды годом позднее.

«Послание оппозиции на местных выборах может быть смешанным, — отмечает Логвинец. — Понятно, каждый кандидат будет иметь свои локальные программы и план действий, чтобы убедить людей, что на местном уровне он будет отстаивать их интересы. В то же время желательно, чтобы был и элемент общего послания. Насколько оно будет общим для всей оппозиции, вопрос пока остается открытым. Сегодня есть более-менее оформленные две коалиции, вероятнее всего, в их границах и будут общие послания».

Эксперт подчеркивает: если оппозиция выступает единым фронтом, то имеет больше шансов быть услышанной в обществе, мобилизовать его.

«Под каждые президентские выборы необходимо мобилизовать общество не только на голосование, но и на более широкий протест, отстаивание права быть услышанным. Наличие единого кандидата тут имеет большое значение, но это и не панацея. Если есть явный лидер, то он им становится независимо от того, сколько кандидатов баллотируется», — резюмирует Логвинец.

* * *

ПОПРАВКИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВСТУПИЛИ В СИЛУ

8 декабря вступили в силу поправки в Избирательный кодекс. Одно из главных нововведений документа, которое будет применяться уже на местных выборах 2014 года, — запрет на призывы к бойкоту выборов, пишет .

Во втором чтении поправки в некоторые законы по вопросам проведения выборов и референдумов были приняты Палатой представителей 13 ноября, после одобрения документа верхней палатой парламента его 25 ноября подписал президент.

Закон предусматривает ряд новшеств. Так, предлагается проведение выборов депутатов Палаты представителей в один тур, при этом победитель в них будет определяться по принципу относительного большинства.

Предполагается изменить порядок финансирования избирательных кампаний. В частности, на президентских выборах будет увеличен с трех до девяти тысяч базовых величин размер личного фонда кандидата. При этом формировать его можно будет не после регистрации кандидата, а с момента регистрации его инициативной группы. Изменяются ограничения при внесении в фонд личных средств кандидата. Размер избирательного фонда кандидатов в депутаты Палаты представителей останется прежний — одна тысяча базовых величин, на местных выборах в зависимости от уровня совета — до 10 и до 30 базовых величин.

В то же время предусматривается, что кандидату не будут предоставляться бюджетные средства на изготовление предвыборных материалов. Освободившиеся при этом средства будут направлены на изготовление избирательными комиссиями информационных материалов о кандидатах. Информационные материалы будут направляться каждому избирателю вместе с уведомлением о дате и времени голосования.

Согласно законопроекту при проведении избирательных кампаний и кампаний по референдуму вводится запрет на совершение действий, побуждающих к срыву, отмене или переносу срока выборов, референдума.

Документ также ограничивает круг лиц, имеющих право подавать заявления о повторном подсчете голосов. Сейчас этот перечень не определен, но по новому закону такое право предоставляется только кандидатам и избирательным комиссиям.

Предусмотрено установить предельный 10-дневный срок подачи обращений о нарушении избирательного законодательства после проведения выборов или референдума.

Кроме того, законопроект дополняет перечень вопросов, которые не могут выноситься на республиканский референдум, указанием на установление, изменение и отмену сборов (пошлин).

На первых предстоящих в Беларуси выборах — депутатов местных советов — поправки в избирательное законодательство отразятся не слишком существенно. Призывать к бойкоту во время этой кампании нет особого смысла ввиду отсутствия порога явки избирателей.

В то же время у властей будет возможность при необходимости отточить нововведения избирательного законодательства. Одновременно с выборами депутатов местных советов пройдут повторные выборы по Гомельскому-Новобелицкому избирательному округу № 36, поскольку во время парламентских выборов 2012 года депутат от него избран не был.

Наиболее значимая поправка в Избирательный кодекс, затрагивающая местные выборы, касается финансирования избирательных кампаний кандидатов. Отныне они не будут получать из государственного бюджета средства на изготовление агитационных материалов. Придется рассчитывать на личный избирательный фонд, размер которого в зависимости от уровня совета может достигать 10 или 30 базовых величин (1 млн. 300 тыс. и 3 млн. 900 тыс. белорусских рублей соответственно).

Необходимо отметить, что после принятия законопроекта в первом чтении демократические партии и организации сделали специальное заявление, в котором говорилось, что белорусские власти игнорируют их принципиальные предложения, направленные на создание минимальных законодательных гарантий для проведения честных и справедливых выборов.

По мнению оппозиции, эти поправки в Избирательный кодекс «не приближают, а отдаляют Беларусь от возможности проведения свободных, справедливых и прозрачных выборов».

Читать полностью:

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме