11:15 19.02.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

«МЫ СТАНЕМ ЕВРОПЕЙЦАМИ ТОГДА, КОГДА ЕВРОПА НАЧНЕТ ПОКУПАТЬ НАШИ МАЗЫ»

Белорусы все прагматичнее выбирают друзей. Это очень ярко проявляется при ответе реcпондентов на вопрос: с кем быть Беларуси -- с Евросоюзом или с Россией? Если к России наступает охлаждение по причине «газовых, молочных и нефтяных войн», то концентрированная формула общественного мнения в отношении Европы звучит так: «Мы станем европейцами тогда, когда Европа станет покупать наши МАЗы».

Как показывают социологические исследования, во время «газовой войны» в декабре 2006 –январе 2007 года ориентация белорусов на Россию упала примерно на 10%.

-- Этот ощутимый ценностный обвал произошел всего за один месяц. Теоретически это почти невозможное событие, но так случилось, -- констатировал директор социометрической лаборатории “Новак” Андрей Вардомацкий на конференции (Литва) «Путь Беларуси в Европе».

С другой стороны, в настроениях белорусов начало происходить усиление европейского вектора. Но оно не носило зеркальный характер: ориентация на Россию понизилась в два раза больше, чем выросли симпатии к Европе. Социологи прогнозировали, что с этой точки процесс роста европейской ориентации белорусов пойдет непрерывно, но этого не произошло даже после того, как власти принялись налаживать отношения с Европой.

-- Общественное мнение -- весьма инертное образование. За столь короткий промежуток времени оно не способно отреагировать на геополитические ориентации, которые происходят в «верхах», -- поясняет Андрей Вардомацкий. -- Белорусский народ не ощущает пока экономических последствий от сотрудничества с Европой. Многочисленные визиты высокопоставленных европейских чиновников не воспринимаются широким общественным мнением как признак перемен и улучшения отношений.

Именно по этой причине социсследования полностью опровергают обыденное представление о том, что среди жителей белорусской столицы доминирует европейская ментальность. В Минске как раз, в отличие от Гродненской или Брестской областей, 52% респондентов смотрят в сторону России и только 28,4% готовы дружить с Европой.

-- На самом деле, это вполне объяснимо: в Минске находятся основные индустриальные гиганты, тот же МАЗ. Они же являются бюджетообразующими, а основной рынок сбыта их продукции находится в России, -- комментирует Андрей Вардомацкий.

Так экономическое проникает в геополитическое.

Основными рынками сбыта грузовых автомобилей производства Минского автозавода за пределы Беларуси являются Россия и страны СНГ – на их долю приходится порядка 80% экспорта автомобильного гиганта. После объединения Европы его позиции ослабели даже в восточноевропейских странах. Впрочем, экспорт МАЗа в страны дальнего зарубежья никогда и не был выше 15%. Сейчас, если верить данным, размещенным на сайте предприятия – это .

Так есть ли у белорусов шанс стать европейцами – в смысле станет ли Европа хоть когда-нибудь покупать наши МАЗы в количестве, достаточном для коренной геополитической переориентации белорусов?

-- Это очень популистская интерпретация, -- отмечает экономист Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Дмитрий Крук. – Европа начнет покупать наши МАЗы, когда они будут конкурентоспособны. А для повышения конкурентоспособности у Беларуси сейчас не так уж и много возможностей. Вопрос в том, какая экономическая политика в большей мере этому поспособствует. Однозначного ответа здесь ни у кого в мире не найдется. А сколько это может занять времени, зависит от избранной стратегии и типа проводимой экономической политики. Но это в любом случае совсем не близкая перспектива.

В то же время Дмитрий Крук обращает внимание на то, что и на российском рынке белорусские грузовики утрачивают свои позиции. Эксперт подчеркивает: в 2009 году наблюдалось весьма существенное падение объемов поставок продукции МАЗ на российский рынок, где с нарастанием кризисных тенденций произошло смещение значительного объема спроса от автомобилей импортных к российским. Основным конкурентом белорусского предприятия в России выступает ОАО «КАМАЗ», производящий продукцию того же класса.

-- Это существенно изменяет конкурентную среду. Нивелируется специфика конкурентных преимуществ белорусских производителей в виде лучшего доступа на российский рынок, доступа к системе государственных закупок, -- отмечает экономист.

В принципе, интеграционные настроения белорусов вполне отражают и эту экономическую тенденцию. На конкретные вопросы социологов о том, должна ли Беларусь стать членом Евросоюза или войти в состав России, две трети белорусов настроены однозначно: «не входить ни в какие союзы», то есть быть независимыми.

-- Эта позиция за последние годы у жителей страны усилилась. Они все больше идентифицируют себя государством «Республика Беларусь» и хотят видеть его независимым, - говорит Андрей Вардомацкий.

Владислав ПРОТАСКИН 19.02.2010  

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме