10:46 11.06.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
МОСКВА ДОБЬЕТ МИНСК БАЛТИЙСКОЙ ТРУБОЙ
Не проходит и дня без новостей об очередном обострении противоречий между Москвой и Минском. Вчера, в самый разгар молочной войны, российская компания «Транснефть» заявила о начале строительства второй очереди «Балтийской трубопроводной системы» (БТС-2). Этот трубопровод станет альтернативой нынешним путям транспортировки российской нефти в Европу, которые проходят через Украину и Белоруссию. Потери Минска в случае ввода в строй БТС-2 эксперты оценили в 600–700 млн. долл. в год, при том что бюджет этой страны составляет 15 млрд. долл.
«Благодаря этому проекту снижаются все риски, связанные с факторами, которые могут повлиять на надежную поставку наших энергоносителей», – заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин на церемонии сварки первого стыка.
Он отметил, что проект БТС-2 снимет часть рисков при реализации Украиной планов по проекту Одесса–Броды, которые могут нанести прямой ущерб российским нефтяным компаниям из-за закрытия южной ветки нефтепровода «Дружба», а впоследствии и северной ветки. В свою очередь, президент «Транснефти» Николай Токарев пояснил, что загрузка новой системы, в частности, может быть обеспечена за счет аккумулирования нефти с других направлений в объеме 30 млн. тонн.
Трасса нефтепровода пройдет по маршруту Унеча–Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Строительство нефтепровода протяженностью около 1170 км будет осуществляться в два этапа. На первом, ввод которого в эксплуатацию запланирован на сентябрь 2012 года, планируется сооружение пускового комплекса с пропускной мощностью до 30 млн. тонн. На втором этапе, где работы завершатся к декабрю 2013 года, будет осуществлено строительство очередного пускового комплекса с доведением пропускной способности нефтепровода до 50 млн. тонн в год.
Новый маршрут обходит территорию Белоруссии, по которой до сих пор транспортировалась большая часть российской нефти на Запад. В частности, по нефтепроводу «Дружба», пропускная мощность которого составляет около 100 млн. тонн нефти в год. Впрочем, как поясняют эксперты, в последние годы прокачка по нему составляла около 80 млн. тонн ежегодно. Тем не менее, начав строительство БТС-2, Москва не просто нанесет урон экономике соседней страны, но и обезопасит себя от возможных капризов Минска. Отметим, что начало строительства БТС-2 чисто случайно совпало с молочной войной между Москвой и Минском. Решение строить нефтепровод в обход Белоруссии было принято еще в январе 2007 года. Тогда Россия на четыре дня приостановила поставки нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба», после того как Белоруссия неожиданно ввела пошлины на транзит нефти по белорусской территории. Тогда конфликт удалось уладить, после подписания российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме, но соответствующие выводы Москва уже сделала.
Эксперты уверены в том, что начало строительства альтернативного нефтяного маршрута серьезно укрепит позиции России на европейском рынке, позволив сократить зависимость от стран-транзитеров. «С этой точки зрения БТС-2 полностью соответствует выбранной стратегии по минимизации транзитных рисков, – уверен эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев. – Кроме того, отсутствие посредников при транспортировке энергоносителей позволит России еще и избежать репутационных потерь». К тому же, отмечает он, с экономической точки зрения проект также имеет свои плюсы. «Маршрут БТС-2 позволит значительно загрузить мощности северных портов России, что подразумевает мощный толчок к развитию этого региона», – полагает аналитик.
По мнению ведущего аналитика ИК «Файненшл Бридж» Дмитрия Александрова, с введением БТС-2 зависимость России от нефтяного транзита по территории Белоруссии постепенно снизится примерно в 8–10 раз. «В случае успешной реализации проекта Минск лишится 50 миллионов тонн транзитной нефти в год, – подсчитал эксперт. – При нынешнем тарифе на прокачку нефти в 2 доллара за 100 км потери Белоруссии приблизительно могут составить от 600 до 700 миллионов долларов в год».
Однако амбициозные планы России по снижению зависимости от транзита через Белоруссию могут привести к чрезмерно крупным затратам, точную сумму которых назвать не решаются даже эксперты. Напомним, что в конце мая глава «Транснефти» Николай Токарев заявлял о том, что стоимость строительства БТС-2 составляет примерно 120–130 млрд. руб. Между тем в феврале 2008 года расходы оценивались примерно в 78 млрд. руб., а в 2007 году – в 65,5 млрд. руб.
«Что касается стоимости БТС-2, то не факт, что она останется на запланированном уровне, – полагает Александров. – В принципе, изменение затрат вполне возможно, однако как именно и в какую сторону – пока неизвестно. Сегодня понятно одно – себестоимость сырья для реализации проекта – то есть трубной продукции – не оказывает никакого влияния на его стоимость. Поэтому остается только строить предположения, что затраты на него уложатся в ранее озвученные финансовые рамки». Впрочем, уверен эксперт, с любой точки зрения – и с политической, и с экономической – этот проект однозначно будет выгоден для России. «Сегодня можно рассуждать, что затраты якобы необоснованны и лучше все оставить, как есть, – отмечает Александров. – Но как оценить возможные будущие риски с транзитом, при возникновении которых Россия потеряет куда больше, чем потратит сегодня?..»
К тому же, как отмечает Клюев, нынешняя стоимость проекта БТС-2 пока выглядит вполне обоснованной. «Если усилить контроль за расходованием выделенных средств, вполне возможно, что удастся избежать повышения бюджета», – считает аналитик.
Сергей Куликов Опубликовано в от 11.06.2009
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме