02:47 15.01.2013 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
МЕЧИСЛАВ ГРИБ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ «КИДАЛОВО» ИЛИ ЗАРПЛАТА В КОНВЕРТАХ
Статья 41 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что « Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.
Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединения в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении». Прекрасная статья ныне действующей конституции, хотя и не совсем грамотно изложена. Однако, суть ее понять можно, поэтому я привел ее полное содержание.
Конституция не только гарантирует право на труд всем гражданам страны, но и требует справедливого вознаграждения за труд. Статья 42 Конституции устанавливает, что «Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.
Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности». Вознаграждения за свой труд наемные рабочие получают, в основном, в виде заработной платы. Понятие заработной платы знакомо всем гражданам. О заработной плате написано и сказано много хорошего, и много плохого. Эта тема всегда интересовала и интересует всех людей.
Однако, понятия большинства людей о заработной плате, ограничены бытовым уровнем, больше или меньше, и ее покупательной способностью. В саму систему и порядок образования и начисления заработной платы люди, как правило, не вникают. Наемных работников мало интересует соотношение необходимого и прибавочного труда в конкретной отросли производства.
Система заработной платы и порядок ее начисления являются наукой и регулируются законодательством каждой страны. От уровня заработной платы зависит социальное обеспечение человека в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
Более 35% от фонда заработной платы каждого предприятия и организации постоянно отчисляется в фонд социальной защиты населения, удерживается 12% налог с зарплаты каждого работника, имеют место и некоторые другие удержания.
Чем больше фонд заработной платы, тем большие суммы удерживаются. Многих руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей такая система удержаний из заработной платы не совсем устраивает. Она обременительна для предприятий. Уровень социальной защиты конкретного работника, практически, не зависит не только от удержаний из его заработной платы, но и от удержаний из заработной платы всего предприятия.
В создавшейся ситуации, отдельные несознательные и идейно неустойчивые руководители предприятий и организации, в нарушение существующего законодательства, стали исскуственно уменьшать фонды заработной платы на своих предприятиях и в организациях, чтобы меньше платить отчислений и налогов.
Официальная заработная плата работников таких предприятий и организаций значительно уменьшалась, но работники, в основном большинстве, на это не жаловались. Потому что часть не выданной официально заработной платы, выдавалась им неофициально -- в «конвертах». А в общей сумме они получали несколько большую сумму денег, чем могли получать при официальной зарплате.
Суммы денег, выданные работникам в конвертах, как часть их заработной платы за определенный период времени, не подвергались налогообложению и с них не производились удержания в фонд социальной защиты населения. С такими нарушениями ведет непримиримую борьбу Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Всеми доступными им средствами, министерство разъясняет работодателям и наемным работникам незаконность таких действий, их отрицательное влияние на решение социальных вопросов, пенсионного обеспечения в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности и так далее.
Министерство по налогам и сборам не ограничивается только одними призывами и разъяснениями. Оно постоянно проводит проверки соблюдения законности по вопросам начисления и выдачи заработной платы, полного и своевременного отчисления удержаний и налогов в соответствующие фонды.
По результатам таких проверок, при выявлении фактов выплаты части заработной платы в конвертах, к виновным принимались самые строгие меры воздействия, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности. Однако, полностью победить это явление пока не удается. Видимо потому, что эти отчисления и налоги не связаны персонально с социальной защитой конкретного человека, работающего на данном предприятии. Они обобществлены. А все общее, это не мое, это наше, а значит ничье.
Однако, не все работающие граждане Беларуси находятся в подобных условиях. Есть категории работников, пенсии которых непосредственно зависят от заработной платы людей, которые в настоящее время работают. От размера их заработной платы зависит сумма пенсии, выплачиваемая пенсионеру. С изменением заработной платы работающего гражданина, изменяется и размер пенсии человека, ушедшего на пенсию с этой должности.
К таким категориям работников можно отнести госслужащих, военнослужащих, кроме военнослужащих срочной службы, сотрудников органов внутренних дел, государственной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям и других силовых структур.
Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, МЧС и других силовых структур устанавливает, что пенсии бывшим работникам определяются в размере от 50 до 75% от их заработной платы, в зависимости от срока службы. Для назначения таких пенсий, работник должен прослужить не менее 20 лет.
В заработную плату военнослужащих и работников других силовых структур, из которой начисляются пенсии, закон включает: должностные оклады, выплаты за звание, за выслугу лет и пайковые, которые в настоящее время составляют 58 тысяч белорусских рублей.
Из этой суммы определяется размер пенсии военнослужащего от 50 до 75%. Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих принимался в начале девяностых годов прошлого века. Он соответствовал международным стандартам и был первым и лучшим законом о пенсионном обеспечении отдельной категории граждан в Беларуси.
В то время заработная плата военнослужащих и работников других силовых структур более чем на 95% состояла из должностного оклада, выплат за звание, за выслугу лет и пайковых. Из этой суммы и определялся размер пенсии военнослужащих. В пенсию не включались суммы премиальных награждений.
В настоящее время увеличение должностных окладов, выплат за звание, выслугу лет и пайковых замедлилось и отстало от инфляции и роста цен. И, чтобы предотвратить массовое увольнение работников силовых структур, в связи с низким уровнем заработной платы, власти стали применять систему дополнительных выплат, которые не учитываются при определении размера пенсии.
Оснований для выдачи дополнительных оплат есть много и они разные. Например, дополнительные оплаты производятся за работу по контракту, за сложные условия труда и так далее. Но, названные основания, по которым производятся дополнительные оплаты работникам силовых структур, большого значения не имеют.
Дело в том, что все эти дополнительные оплаты составляют, в настоящее время, около 50% всей заработной платы работников силовых структур и, они не учитываются при определении размеров пенсии. Таким образом, пенсии военнослужащих и других работников силовых ведомств, начисляются не из полной заработной платы, а только из 50%.
Все доплаты работникам силовых структур проводятся официально, хотя, власти открыто говорить об этом не стремятся. Внешне вся эта система очень напоминает выдачу части заработной платы наемным работникам в конвертах. Но, поскольку эта выдача происходит с разрешения государственной власти, то она является как бы законной и контролю со стороны Министерства по налогам и сборам не подлежит.
Пенсионеры, ветераны органов силовых структур, в очередной раз, оказались прокинутыми. Справедливости ради, необходимо заметить, что и советская власть не баловала работников силовых структур большой заработной платой. В то время заработная плата работников силовых структур тоже была невысокой. Самая низкая была у работников милиции.
Однако, в те времена, работники силовых структур, имели целый ряд социальных гарантий, которые назывались льготами. Льготы распространялись на оплату услуг ЖКХ, электроэнергии, телефонной связи, приобретение лекарств, путевок на санаторно-курортное лечение. Для работников милиции был установлен бесплатный проезд в городском общественном транспорте, и некоторые другие виды услуг.
Все эти льготы, в определенной степени, распространялись, как на действующих работников силовых структур, так и на тех, кто ушел на пенсию. Но, от этих социальных гарантий остались одни воспоминания. Начиная с 1996 года, все льготы, а вернее социальные гарантии государства, выданные работникам силовых структур, были незаконно отменены в одностороннем порядке самим государством.
Фактически, пенсионеры, как военные, так и гражданские, оказались ненужными власти. Слишком много пенсионеров в Беларуси и содержание их стало обременительным для социально ориентированного государства. А в отличие от действующих работников силовых структур и молодых специалистов, они не могут уехать из страны и с ними можно поступать так, как власть сочтет нужным. Разве это справедливо?
Мечислав Гриб
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме