11:01 30.03.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
«МАЙН КАМПФ» — СИБИРСКАЯ ЯЗВА
Странная дискуссия развернулась, на мой взгляд. Хорошо ли поступает Генпрокуратура, запрещая «Майн Кампф». Ну хорошо, если «Майн Кампф» не запрещать, то есть ли вообще такие книги, которые запретить следует? И чем хуже те книги, которые уже внесли в черные списки?
Говорят, что запретный плод сладок и стоит сейчас запретить сочинение Гитлера, как все кинутся его читать. Но, во-первых, сладость этого плода уже вряд ли чем подсластишь. А во-вторых, «Майн Кампф» из чувства протеста, совмещенного с любопытством, не читают. Для этого нужна все-таки внутренняя потребность. И те, у кого она есть, либо прочли эту книгу, либо так или иначе ее прочтут, невзирая на запреты.
Говорят еще, что «Майн Кампф» – скучная, плохо написанная вещь и потому не слишком впечатляет даже нестойкие умы. Еще говорят, что те, кто состоят в крайне правых организациях, прекрасно обходятся без чтения – хоть Гитлера, хоть чего угодно. И, наконец, говорят о том, что запрет Книги (с большой буквы) кощунственен. Что, запрещая Книги, мы не сильно в этом отличаемся от нацистов. Мол, Книга… — это же Книга! Мысль нельзя запретить, ее можно только победить!
Насчет мысли – совершенно верно. Насчет неприкасаемости Книги как таковой – не согласен. Потому что не все то, что напечатано и снабжено обложкой, является литературой. Подавляющее большинство этой продукции – хлам, и ничего сакрального в ней нет. Запрещают же почему-то очевидно расистские или откровенно террористические вещи. А уж «Майн Кампф» – это символ Злой литературы. И как бы скучно и литературно скверно она не была написана, как бы не были безграмотны националисты, не нуждающиеся в трудах Гитлера для своей деятельности, – вопрос не в этом.
Вопрос в государственном отношении. Этот как со Сталиным. Граждане могут его любить или ненавидеть, ученые могут вести дискуссии. Можно вообще не иметь никакого мнения и быть безразличным. Но государство безразличным быть не может. Оно не может не иметь позиции по вопросам Добра и Зла. Гитлер – это Зло. И его главное сочинение – это один из атрибутов его Зла. Поэтому я считаю, что государство не должно позволять легального, публичного распространения такой книги.
Что же касается запрета на саму Идею как способа борьбы с ней, то здесь моя точка зрения такова. Люди должны знать, о чем написано в «Майн Кампф». Они должны знать, в чем состояли идеи Гитлера и фашизма. Потому что без этого знания не постичь весь ужас нацизма. Я не знаю, как это лучше сделать, но «Майн Кампф» должны начинать изучать еще в школе. В пересказе (непременно с цитатами), в хрестоматии, в виде тезисов – не знаю, пускай педагоги и историки придумывают. К этой книге должны иметь доступ ученые в библиотеках. Но ее нельзя продавать в магазинах в разделах «Мемуары», «Жизнь замечательных людей» или «Историческая литература», а то и вовсе вперемешку с Донцовой и Марининой. «Майн Кампф» нельзя продавать в ста метрах от могилы Неизвестного солдата, как это происходило долгие годы в Москве, где у музея Ленина на развалах лежал и Гитлер, и прочая сволочь. И это именно вопрос отношения государства. Изучать — изучайте, как сибирскую язву: в пробирке, в защитном халате и маске, в перчатках. Но выпускать сибирскую язву на вольный воздух нельзя.
* * *
«Майн Кампф» Кремля
Официальный запрет на издание книги Адольфа Гитлера «Майн Кампф» в России является скорее популистским жестом Кремля в преддверии 65 годовщины разгрома фашистской Германии, нежели сигналом о начале борьбы властей с русскими нацистскими, националистическими или близкими к ним организациями.
Впрочем, это можно понять, поскольку часть последних, исходя из многочисленных публикаций в российской прессе, была создана (или в их рождении принимали участие) спецслужбами страны, видимо, не без одобрительных жестов со стороны Кремля.
Книгу Гитлера не только необходимо издавать, но она должна войти в школьную программу. Чтобы дети понимали не только ситуацию в Германии в начале 30-х годов, в результате которой фюрер оказался у власти (не без помощи коммунистов и Сталина), но и ту идеологию, которая привела большую часть немцев в скотское состояние.
Многие мои друзья, коих я спрашивал об их мнении относительно запрета книги Гитлера, считают его правильным. В качестве основной причины, они, конечно же, называли число погибших граждан СССР во время Второй мировой войны. Я ждал такого объяснения и напоминал им о «плодотворных» усилиях Иосифа Сталина, которые превзошли «старания» его немецкого коллеги.
Часть моих собеседников согласилась с этим доводом, заявив, что и «труды» Сталина необходимо запретить, а лучше вообще о нем забыть. Так же, впрочем, как и некоторые фантастические по кровожадности работы Владимира Ульянова, чье маниакальное желание истреблять вряд ли требует каких-либо доказательств.
Проблема в том, что, запрещая книги чужих или своих диктаторов, недалекое руководство страны пытается неуклюже замазать краской как историю собственного государства, так и мировую историю, тесно связанную с СССР.
Помощь Сталина немецким коммунистам, а затем военная и политическая Гитлеру, пакт Молотова-Риббентропа, следствием которого стал советско-немецкий разрыв Польши, и прочие согласованные действия двух режимов в Европе не оставляют сомнений в «благородных» намерениях двух диктаторов.
Разница между ними заключалась не только в том, что Сталин в итоге оказался умнее и хитрее, а в том, что Коба не был расистом или просто тщательно это скрывал. Этническое происхождение истребляемых им граждан СССР и соседних с ним государств его не очень интересовало. Во всяком случае, до конца 40-х годов, то есть до начала массовой антисемитской кампании в стране.
А если вспомнить, что идея концлагерей в 20-ом веке принадлежала не Гитлеру, а «доброму» дедушке Ленину и была по полной программе осуществлена Сталиным, то, видимо, запретить нужно книги всех троих. Это было бы логично. Но в списке экстремистской литературы ни Ульянову, ни Джугашвили места не нашлось...
Вторым доводом, о котором я не могу не упомянуть, стала мысль о неготовности населения страны в целом и подрастающего поколения в частности к объяснениям властей о чудовищной идеологии, которую несет «Майн Кампф».
«Русские скинхеды и националисты по всей стране убивают таджиков, украинцев, узбеков, кавказцев, негров, евреев. Движение «Наши» преследует послов как бывших стран СССР, так и западных и выступало в поддержку войны с Грузией, а ты хочешь, чтобы они еще и Гитлера правильно читали?»
Во-первых, те, кто убивали и продолжают охотиться за неславянами, могли свободно читать Гитлера и до запрета, не обращая никакого внимания на то, чего стоило СССР (вместе с союзниками) победить фашистскую Германию. Причем, в Москве они, как известно, имели возможность купить «Майн Кампф» непосредственно в нескольких метрах от входа на Красную площадь, рядом с музеем Ленина. Символично, не правда ли?
Кроме «Майн Кампф», там продавалась и другая литература, включая так называемые «Протоколы сионских мудрецов», которые, как мне известно, никто в России пока не запрещал. Удивительно, потому что было бы логично запретить и их, имея в виду пещерный антисемитизм как Гитлера, так и тех «мудрецов», составивших известную фальшивку.
Последнюю «книгу», кстати, тоже необходимо включить в школьную программу, чтобы не «алкаш в бакалее» или «большие ребята во дворе» объясняли необходимость продолжения «славной» традиции погромов в России, а учителя выбивали генетический антисемитизм из подрастающего поколения.
Но страна, как утверждают мои друзья, к этому не готова. Я это где-то уже слышал, причем много раз. Не в отношении книги Гитлера, а относительно демократии или ее западного варианта в России. Как будто существует какой-либо другой вариант, например, китайский, саудовский или, не дай бог, российский?
Вспомнил, об этом гражданам России и супостатам, как всегда жаждущим окружить кольцом великую страну, неоднократно вещал Кремль. В его лице эту версию поддерживают люди с разным уровнем образования, объединенные невероятной, почти бескорыстной, юношеской любовью к власти. Хорошо образованные Жириновский, Дугин, Леонтьев, хуже — Максим Шевченко, совсем плохо — идущие за ними члены движения «Наши». А дальше уже совсем беспросветка.
Они и их менее подготовленные коллеги постоянно выступают на ТВ, пишут книги, но их труды власти не собираются запрещать, наоборот, всячески поощряют эти старания. И движение «Наши», конечно же, менее агрессивное, по сравнению с иными националистическими организациями, продолжает жить и побеждать здравый смысл, даже после травли господина Подрабинека и массового сброса в унитаз (сделанный из папье-маше) книг господина Сорокина. Они же книги на костре не сжигали, как Гитлер и Ленин, и Сорокина с Подрабинеком не убивали или на «корабле философов» (как в 1922 году) заграницу не высылали. Все живы, здоровы и живут в России. Благодать.
На самом деле все до предела просто. В отличие от близких Кремлю идеологических стенаний упомянутых господ власть не хочет, чтобы кто-либо, когда-либо подробно препарировал «Майн Кампф» даже для детей. У них ведь может возникнуть очень много вопросов, из числа тех, что взрослые ныне боятся задавать Кремлю.
Например, об отличиях национальной идеи от национализма. Или о разнице между толерантностью (простите — терпимостью) и пропагандой межнациональной ненависти.
Кроме того, очевидно, что исполнять этот запрет будут вяло. Рейды и рапорты о победных закрытиях типографий подготовят поближе к 9-му мая. «Майн Кампф» уйдет в подполье, сделавшись запретным плодом, который захочет попробовать значительно большее, чем прежде, число людей, малоподготовленных к чтению этой книги. Результат подобных упражнений давно известен.
А дарить уже почти исчезнувшей группе ветеранов подарки, будь то запрет на книгу Гитлера или очередное обещание отдельных квартир через 65 лет после окончания войны и 8 лет бума цен на энергоносители — отличный популистский ход. Оплачивать который, скорее всего, побегут российские олигархи. Если, конечно, им дадут команду «на старт»... выстрелом из пистолета.
P.S. Моей 87-летней бабушке-ветерану войны власти уже очень долго обещают подарить холодильник «последней» модели, где нужно самому размораживать морозильник. Она, смеясь, им сказала, что они могут не успеть с подарком. А вы говорите квартиры! Кстати, для тех кто этим особенно интересуется — квартира ей не нужна. Да и холодильник, собственно, тоже. Просто дело принципа.
30 МАРТА 2010 г.
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме