18:30 01.02.2013 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Лукашенко не разгонится пилить сук, на котором сидит
Белорусская власть упрощает для себя правила игры на выборах, заодно выбивая почву из-под ног оппозиционеров-бойкотистов и заставляя кандидатов раскошеливаться на агитацию. Такова суть изменений в избирательное законодательство, проект которых обсуждался 31 января на у главы государства.
Законопроект, в основу которого легли Центральной комиссии по выборам, еще будут шлифовать до мая, но в принципе все уже ясно. Независимые эксперты единодушны во мнении, что поправки — косметические. Выборы не станут более прозрачными, возможности оппозиции ухудшатся.
Даже «Белую Русь» решили не баловать
На совещании официальный лидер показал традиционный консерватизм, повторив свою излюбленную мысль, что ничего не надо ломать, тем более в угоду загранице. Хотя ломать его подчиненные и так ничего не собирались.
Но Лукашенко забраковал даже отнюдь не революционную идею дать право выдвигать кандидатов в депутаты республиканским общественным объединениям.
Этот «облом» глава ЦИК Лидия Ермошина тут же изящно подала как уступку политическим оппонентам, которые-де «активно возражали против данного новшества».
Действительно, идею критиковали, но прежде всего как попытку пролоббировать режим наибольшего благоприятствования для проправительственного РОО «Белая Русь». В общем же, как отметил в комментарии для Naviny.by сопредседатель инициативы «За справедливые выборы» Виктор Корнеенко, этот пункт для оппозиции не был принципиальным.
В итоге президент, как видим, решил не баловать даже функционеров «Белой Руси», к амбициям которых он относится настороженно. И без этой привилегии члены организации взяли 63 мандата из 110 в нынешнем составе Палаты представителей.
Что же касается оппонирующих режиму общественных объединений, то из крупных зарегистрированных структур, которые могли бы воспользоваться забракованной новацией, можно назвать разве что движение «За Свободу» Александра Милинкевича.
Но во время минувшей оно и так имело когорту неформальных выдвиженцев. К тому же надо учесть, что подарок, полученный в 2010 году партиями, когда их возможности выдвигать кандидатов через свои руководящие органы расширились, оказался троянским конем.
Оппозиционные партии пошли легким путем и стали игнорировать выдвижение через сбор подписей граждан. То есть ослабили и так не ахти какую мощную работу в массах (ради которой, как утверждают, и ввязываются-то в кампании с заранее известным итогом).
Хочешь в кандидаты? Раскошеливайся!
А вот оставшееся в пакете предложение увеличить личные избирательные фонды кандидатов в президенты и парламентарии, а также разрешить образовывать такие фонды кандидатам в депутаты местного уровня выглядит внешне прогрессивным.
Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, полагает Виктор Корнеенко, «здесь очевидно желание власти больше не предоставлять оппозиции средства из бюджета на проведение ее избирательной кампании». Теперь предполагается, что кандидаты сами будут раскошеливаться на листовки и плакаты.
На практике фору получат лояльные властям кандидаты. Их проспонсировать — дело техники, а вот источники фондов оппозиционных конкурентов будут изучаться под лупой. Нещадно поротый бизнес давно отучен давать деньги «пятой колонне».
Сами же выдвиженцы от оппозиции в большинстве случаев бедны как церковные мыши: безработные, пенсионеры — те, кому нечего терять. В их фондах будет гулять ветер.
Бойкотистов зажмут
Наконец, власти обложат красными флажками ту часть оппозиции, которая пытается досадить им бойкотом. По сообщению пресс-службы президента, участники совещания «согласились с предложениями ЦИК о том, что данная деятельность, направленная на срыв выборов, должна быть выведена из избирательного законодательства и из предвыборной деятельности как таковой и вестись отдельно, но не кандидатами в депутаты».
Иначе говоря, если в прошлом году хотя бы часть бойкотистов прорвалась на телеэкран и в радиоэфир, то впредь такой фокус не выгорит. Агитировать же за бойкот на улицах — значит подпадать под действие де-факто запретительного закона о массовых мероприятиях.
Впрочем, аналитики, критикующие за неэффективность, замечают: нет худа без добра, теперь адептам этого подхода волей-неволей придется пересматривать позиции и шевелиться.
Будет дешево и сердито
Остается добавить, что власти намерены перейти к принципу относительного большинства на парламентских выборах уже в первом туре. Проще говоря, не обязательно будет набирать 50% плюс один голос.
В итоге казна сэкономит деньги, а «вертикаль» не так будет напрягаться по поводу явки. Бойкотируйте на диване сколько влезет, одобренный верхами кандидат все равно железно пройдет на раз!
Вот, собственно, и все «фишки» проекта. «Все это нельзя будет назвать модернизацией политической системы, но правила игры заметно упрощаются», — отметил в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Павлюк Быковский. Это, в свою очередь, «не означает увеличения возможности для состязательности и конкуренции представителей разных политических взглядов».
Зачем Лукашенко возня с переделкой Избирательного кодекса, если изменения косметические? Просто «после каждых выборов белорусские власти исправляют то, что считают ошибками в избирательном законодательстве», говорит Быковский.
Иначе говоря, затыкаются даже те мелкие щели, что позволяли оппозиции хотя бы локально навязывать свою игру, как это было с прорывом бойкотистов в СМИ на .
Принципиальные предложения демократического сообщества — гарантировать представительство оппозиции в избиркомах, обеспечить прозрачный подсчет голосов, возможность для наблюдателей видеть каждый бюллетень, сократить досрочное голосование — властями даже не рассматриваются.
Так, недавно было отвергнуто предложение провести поправок в избирательное законодательство. Сейчас ряд партий и движений готовят совместный альтернативный законопроект, который собираются представить в Национальный центр законодательства и правовых исследований. Но незавидную судьбу этого документа легко предугадать.
Механизм «элегантных побед» — это святое
По мнению Виктора Корнеенко, руководство Беларуси вновь упускает возможность приблизить страну к цивилизованному миру, улучшить отношения с Западом, а также повысить степень своей международной легитимности. Ведь в случае реализации ключевых альтернативных предложений, которые под разным соусом уже не раз передавались властям, инициаторы из демократического сообщества были готовы признавать итоги выборов, кто бы на них ни побеждал.
К слову, многое можно было бы решить даже без изменения законов, на уровне постановлений ЦИК, «все упирается в политическую волю», подчеркивает Корнеенко.
Да, загвоздка одна, но капитальная: Лукашенко, человек в принципе подозрительный к новациям, менее всего склонен превращать в лабораторию для демократических экспериментов электоральные кампании.
Отлаженный механизм «элегантных побед» — это для Беларуси святое. Можно заменить какую-то гайку, смазать втулки, но не более. Лукашенко исходит из аксиомы, что никто не может покуситься хотя бы на толику его безраздельной власти над страной.
Поэтому белорусские выборы и после грядущей перелицовки законодательства останутся игрой с заранее .
Александр КЛАСКОВСКИЙИсточник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме