02:30 22.08.2011 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
КОМУ НУЖНА ГРОМОЗДКАЯ И НЕНАДЕЖНАЯ ОДКБ
Состоявшийся неделю назад в Астане неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в очередной раз подтвердил: подозрения в военно-политической импотенции этой организации, созданной десять лет назад для укрепления безопасности ее членов, остаются в силе. Мало того, надежд на излечение от этой немощи становится все меньше.
О результатах встречи в казахстанской столице известно мало. Точнее, вообще ничего. Во всяком случае, официально. Впрочем, так и было обещано. Особенно после того, как за несколько дней до начала саммита, 12 августа, стало известно, что президент Узбекистана Ислам Каримов в Астану не приедет. Без объяснения причин. Думаю, они и так понятны. Он человек немолодой, говорят, не слишком здоровый, и летать без видимой нужды не станет.
Больше всего обиделся на старшего коллегу председательствующий в ОДКБ в нынешнем году Александр Лукашенко. Улетев из Астаны с визитом в Катар, где ему обещаны были столь важные для его страны кредиты, еще не остывший там от астанинских переживаний, Батька заявил журналистам, что пора исключать из ОДКБ «страны, которые не желают сотрудничать в рамках договора в полной мере».
Вынужден был вмешаться даже генсек ОДКБ Николай Бордюжа, взявший под защиту Ислама Каримова. «Этот саммит — неформальный, и право главы каждого государства — ехать на него или нет. Я очень надеюсь, что президент Узбекистана будет участвовать в саммите ОДКБ в Москве. Речь о применении каких-либо санкций не идет», — поправил Батьку российский генерал.
Забыл, видно, Александр Григорьевич, как два года назад, в июне 2009-го, он сам отказался приехать в Москву, причем на официальный саммит ОДКБ, чем вызвал переполох среди союзников: ведь он как раз должен был принять председательство в организации. Причину своего поведения Батька не скрывал — «молочный» конфликт с Москвой. На том саммите был подписан пакет документов о создании Коллективных сил оперативного реагирования(КСОР) ОДКБ. Лукашенко подписал документы только в октябре 2009-го, когда «молочные» проблемы были решены.
Таким образом, уже тогда было понятно, что участие в военных приготовлениях ОДКБ не было главным приоритетом Минска. Создание этой структуры, как известно, было инициировано Москвой в начале 2000-х, когда обнаружилось, что даже близкие партнеры России по СНГ позволяют себе принимать самостоятельные решения, касающиеся общего оборонного пространства. Так было в случае с Киргизией, когда она решила принять предложение начавшего военную операцию в Афганистане Вашингтона о размещении в Бишкеке американской военно-воздушной базы.
Спустя десять лет, когда США объявили о выводе своих войск из Афганистана к 2014 году, стало чрезвычайно модно говорить об остающейся беззащитной перед угрозой терроризма Центральной Азии. Вот тогда-то и пришел «звездный час» ОДКБ. Кому как не ей предстояло грудью встать на пути страшных бородатых талибов, только и ждущих, когда уйдут американцы из Афганистана, чтобы ринуться завоевывать Ферганскую долину и дальше, в степи Казахстана. Только ленивый в стане политологов и экспертов не рассуждал об ужасной будущности Центральной Азии, которая останется один на один с возвращающимся к власти в Афганистане Талибаном. Коллективные силы должны обезопасить Ташкент и Душанбе, Бишкек и Астану от надвигающейся угрозы.
Но вот какая странность обнаружилась, в частности, на том самом неформальном саммите ОДКБ в Астане. Ни один из лидеров Центральной Азии, как стало известно автору из осведомленных источников, не настаивал на скорейшем формировании КСОР к концу этого года с такой настойчивостью, как это делал Лукашенко. Мало того, он даже предложил разместить на своей территории часть сформированных к этому сроку подразделений. Это выглядело весьма неожиданно, ведь тот же самый Батька всегда сторонился превращения ОДКБ в военный блок.
Поэтому предложение Лукашенко могло быть воспринято однозначно: Батька опасается распространения революционной угрозы в Белоруссии и стремится упредить ее размещением у себя КСОР. В случае нарастания внутренней угрозы своему режиму можно будет преподать ее в качестве внешней и использовать коллективные силы. Похоже, идея Лукашенко не вызвала большого восторга в кругу его коллег. Более того, президент Армении Серж Саргсян упрекнул белорусского президента за то, что Минск не воспротивился инициативе Азербайджана вынести решение карабахского конфликта с уровня ОБСЕ на рассмотрение Совбеза ООН.
В этой ситуации резонным является вопрос: а кто из союзников Минска по ОДКБ готов будет послать своих солдат защищать режим Батьки? Армянских парней там точно не будет, им хватает карабахского фронта. Не пошлют на запад своих солдат начальники таджиков, узбеков и киргизов, если только не оденут в военную форму гастарбайтеров… Точно так же, как всегда противился сам Батька посылать своих парней служить далеко на восток, к афганским границам центральноазиатских союзников по ОДКБ.
А вот почему не спешат Ташкент и Душанбе звать на помощь ОДКБ в защите от зловредных талибов, это вопрос интересный. Ответ на него, в частности, дала на саммите в Астане президент Киргизии Роза Отунбаева, выразившая скепсис в оценке эффективности организации. По сведениям автора, она не стала ссылаться на печальный опыт трагических событий на юге Киргизии в июне прошлого года, когда на ее призыв о помощи в ОДКБ размышляли так долго, что спасать от межэтнической резни уже было некого… В Бишкеке не без гордости утверждают теперь, что справились своими силами, остановив трагедию, когда число жертв достигло полутысячи человек.
Точно так же готовятся к отражению возможных «афганских» угроз своими силами в Ташкенте и Душанбе. Ресурс республик в использовании буферных зон на севере Афганистана, населенных этническими таджиками и узбеками. Что касается задействования КСОР, то это все еще ограничено необходимостью целого ряда согласований между странами —членами ОДКБ, достижение которых блокируется тем самым Узбекистаном, против которого так ополчился Батька.
В Ташкенте, и об этом уже не раз говорилось различными экспертами, не спешат обеспечивать консенсус для принятия решений о применении КСОР в случае возникновения угроз внутреннего характера в какой-либо из стран — членов ОДКБ, опасаясь использования этих сил в интересах противников властвующего режима. Кроме того, приходится все время помнить о напряженных отношениях между Ташкентом и Душанбе, о все еще остающихся не разминированными участках границ между этими союзниками по ОДКБ, о глубочайшем уровне недоверия и подозрительности между лидерами этих государств-соседов.
Существует и еще один немаловажный фактор, ограничивающий применение КСОР на центральноазиатском театре военных действий — это недоверие правящих элит стран региона к истинным намерениям Москвы. Кремль все еще подозревают в имперских амбициях, в стремлении тем или иным образом восстановить утраченный контроль над постсоветским пространством. Или хотя бы помешать усилению американского влияния в регионе.
В таких обстоятельствах в столицах Центральной Азии научились балансировать между интересами Москвы и Вашингтона с гораздо большей выгодой для себя, видя в этом гарантии собственным режимам. ОДКБ же представляет гарантийный механизм столь же громоздкий, сколь и виртуальный. Другими словами, ненадежный.
АРКАДИЙ ДУБНОВ
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме