10:15 07.12.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

КАКОЙ РЕЙТИНГ У ЛУКАШЕНКО И ЕГО ОППОНЕНТОВ

Чем ближе президентские выборы, тем существеннее разнятся рейтинги кандидатов. И власть, и ее оппоненты с завидной регулярностью озвучивают цифры, демонстрирующие всенародную поддержку – каждый свою. Так следует ли доверять рейтингам и могут ли цифры стать пропагандистским оружием – анализирует «Завтра твоей страны».

Растет или падает?

Оценить реальный рейтинг того или иного политика в Беларуси с каждым годом становится все сложнее. Если раньше мы четко понимали, что существует независимая социология и социология идеологическая, то сейчас результаты даже независимых служб зачастую расходятся в оценках. 

Так, например, июльский опрос литовской компании Baltic Surveys свидетельствовал, что рейтинг Александра Лукашенко упал с 39% до 33%. Причиной тому называлась информационная война между руководством России и Беларуси, в том числе показанные НТВ фильмы «Крестный Батька».

Примечательно, что данные Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) примерно в тот же период свидетельствовали об обратном. Согласно июньскому опросу, рейтинг белорусского президента даже вырос — с 42.7% до 45.6%. Причина называлась та же.

Чем ближе к президентским выборам, тем существеннее расхождения в рейтингах. Недавно кандидат в президенты Андрей Санников заявил, что на сегодняшний день рейтинг Александра Лукашенко составляет не более 20%.

А вот, согласно последним данным все того же НИСЭПИ, в октябре за Александра Лукашенко были готовы голосовать 44% по открытому опросу и 48.2% -- по закрытому. При этом отмечается, что поддержка президента меньше, чем накануне предыдущих президентских выборов. В феврале 2006 года о готовности голосовать за Лукашенко заявляли 57.6% респондентов.

Что же касается альтернативных кандидатов, то, согласно данным НИСЭПИ, всего за полтора месяца, прошедших со времени сентябрьского опроса, закрытый рейтинг Владимира Некляева вырос с 5.1% до 16.8% (открытый – с 1.1% до 7.7%), закрытый рейтинг Андрея Санникова – с 3% до 8.6% (открытый – с 0.3% до 3%), закрытый рейтинг Ярослава Романчука – с 2.6% до 6.1%, закрытый рейтинг Алексея Михалевича – с 2.3% до 6.4%.

На этом фоне разительно отличаются данные, приведенные Информационно-аналитическим центром при Администрации президента. Согласно им, ноябрьский опрос показал, что за действующего главу государства готовы проголосовать 71,8% граждан Беларуси. Рейтинги остальных кандидатов в президенты не превышают 1,5%. Не хотят либо затрудняются указать свои электоральные предпочтения 25,1% респондентов. Против всех кандидатов намерены голосовать 1,7% опрошенных.

А вот Аналитический центр EcooM пошел еще дальше. Если верить его данным, то еще в августе за Александра Лукашенко готовы были отдать свои голоса 78,1%. Кандидатов от оппозиции готовы поддержать только 5,7% опрошенных. 2,2% граждан намерены проголосовать за других кандидатов.

Отметим, что даже сам  на столь амбициозные результаты. «Я знаю, что согласно последним данным имею поддержку около 68%, а остальные респонденты заявили, что они не знают, за кого голосовать; так зачем мне фальсифицировать выборы?» — отмечал Лукашенко в интервью польским СМИ в начале ноября. 

Так может ли рейтинг отражать реальную картину или это обычное пропагандистское орудие, применяемое против оппонентов, как с одной, так и с другой стороны? Ведь, если посмотреть на цифры в этой президентской кампании, расхождения порой составляют почти 60%!

«Рейтинг можно скорректировать»

— Такая ситуация в целом действительно подрывает доверие к социологическим исследованиям, — считает руководитель лаборатории «Новак» Андрей Вардомацкий.

По мнению социолога, объявление рейтингов вполне может служить серьезным пропагандистским оружием и мотивировать людей голосовать за того или иного кандидата.

— Это действует. Человек идет и голосует за того, кого «поддерживает» большинство, — уверен Андрей Вардомацкий.

А вот политолог Денис Мельянцов советует не относиться к рейтингам столь серьезно.

— Они не имеют абсолютно никакого смысла, если в стране нет честных прозрачных выборов, — считает политолог. — Рейтинги у нас приводятся, скорее, как возможность оценить хоть какое-то влияние того или иного политика на своего потенциального избирателя. Условно говоря, если Лукашенко имеет рейтинг 40%, Некляев 15%, а, скажем, Статкевич 4%, то можно уже представить степень узнаваемости, степень проникновения тех месседжей, которые кандидаты посылают своим избирателям. Но сами эти цифры достаточно условны.  

По мнению Дениса Мельянцова, в нынешних условиях рейтингом достаточно просто манипулировать.

— Рейтинг в наших условиях можно очень быстро скорректировать. Для среднего обывателя, который не интересуется политикой и обращается к информации политического толка только в предвыборные периоды, рейтинг – вещь достаточно абстрактная. Сегодня он прочитал в газете или увидел в Интернете, что рейтинг один, а завтра ему в телепередаче «Панарама» скажут, что другой, и я практически уверен, что больше он поверит не листовке в своем почтовом ящике, а тому, что сказали по БТ.

Политолог считает, что главная проблема не в правдивости и научной обоснованности того или иного рейтинга, а в его распространении.

НИСЭПИ, НОВАК, а на прошлых выборах и Гэллап дают достаточно сходные цифры. И у меня нет оснований им не доверять. Если же говорить о тех цифрах, которые представляет социологическая служба Администрация президента, то это не совсем социология, это, скорее, часть избирательной кампании, -- таково мнение Дениса Мельянцова. -- Но главный вопрос не в самом рейтинге как инструменте, а в том, как рейтинг может достичь тех, на кого он рассчитан. Но здесь встает вопрос: каким образом оппозиционные кандидаты могут донести рейтинги независимых социологических службы как можно большему числу избирателей и насколько эти каналы будут приемлемы для электората.
Анастасия БЕЛЕНЬКАЯ

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме