12:45 11.05.2011 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

КАК ЗАСТАВИТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ БЕЛОРУСОВ РАБОТАТЬ НА ЭКОНОМИКУ

Даже если официальный Минск получит 3 млрд. долларов кредитов, белорусской экономике потребуются дополнительные источники поступления валюты. Власти все чаще публично намекают, что граждане должны разделить с правительством бремя кризиса. Грозит ли владельцам валюты раскулачивание и какой зарубежный опыт по возвращению в экономику накоплений населения может быть применим в Беларуси?

По некоторым оценкам, у белорусского населения в долларовом эквиваленте сейчас находится от 12 до 14 млрд. долларов. Такую цифру озвучил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько.

-- Валюты в стране достаточно. Сегодня уже и «зависимые», и независимые экономисты говорят, что у белорусского населения сформированы накопления в 12-14 миллиардов долларов, -- заявил мэр во время празднования 1 мая. Однако структуру этого капитала, к сожалению, не пояснил. Ведь существуют не только валютные депозиты и «чулочные» накопления ипэшников и рядовых граждан, но и выведенные в оффшоры и на счета зарубежных банков деньги белорусского бизнеса.

Министр экономики Николай Снопков в своем выступлении на конференции, посвященной либерализации экономической деятельности, пошел еще дальше:

-- Я не буду приводить пример Кореи, когда все собрались и принесли все ликвидное, что у них было, начиная от золотых украшений, заканчивая валютой, то есть вместе действовали на преодоление кризиса. Поэтому не получится так, что .

Каковы же возможные источники внутренних инвестиций в Беларуси и как в кризисной ситуации накопления граждан вовлекают в экономику других стран?

      Замораживание валютных вкладов

Вероятность этой меры, несмотря на некоторый отток по валютным депозитам, белорусские власти в корне отвергают. 

По данным Нацбанка, на начало 2010 года валютные депозиты населения составляли 4,4 млрд долларов, на 1 марта 2011 года – 4,7 млрд долларов. За 2010 год они выросли на 0,9 млрд долларов, в том числе и за счет купленных у Нацбанка 1,5 млрд долларов. Но с началом проблем на валютном рынке страны начался отток этих средств из банковской системы.

За рубежом: В октябре 2008 года Национальный банк Украины (по его оценке, у населения страны находится 60 млрд долларов, в основном -- в оффшорах) ввел шестимесячный мораторий на досрочное снятие банковских вкладов физическими и юридическими лицами. Это решение должно было спасти систему от краха, после того как за неделю украинцы сняли со своих вкладов около 3 млрд долларов (в гривнах и валюте других стран). А к этому привела девальвация наличного курса гривны к доллару -- на 20% всего лишь за месяц.

«Бегство из банков» сопровождалось ажиотажным спросом на доллары, в которые население переводило свои сбережения. Некоторые вкладчики, опасаясь банкротства банков, начали снимать со счетов и валюту. До того подобная мера с мораторием уже принималась в Украине в 2004 году и дала положительный эффект.

В начале 2009 года очереди у обменных пунктов исчезли, хотя на девальвации украинцы, конечно же, потеряли.

У нас: Белорусам есть от чего нервничать при словосочетании «замораживание вкладов». Наша страна -- одна из немногих среди соседей -- еще не рассчиталась по вкладам, замороженным со времен СССР. Некоторая сумма была погашена в 1998-1999 годах, но в 2007 году этот процесс был вновь «заморожен». Продолжить его намечалось с 2012 года. Однако на фоне нынешней экономической ситуации этот срок кажется нереальным.

Отметим, что в России в 2012 году уже планируется завершить компенсацию основного объема советских вкладов. А Литва одной из первых отдала долги своим гражданам. За каждый советский рубль литовцы получили по 1 литу, а источником компенсационного фонда стали средства, полученные от приватизации Мажекяйского нефтеперерабатывающего завода.

      «Народная приватизация»

Для вовлечения в экономику сбережений населения – валютных или рублевых, которые сейчас стремительно переводятся в валюту, -- требуется время и, конечно, кардинальные реформы. Одна из мер при наличии воли и гарантий может быть принята уже сегодня – объявление «народной приватизации» или народного IPO (первоначального публичного предложения акций компании).

За рубежом: По такому пути идет Казахстан, где на руках у населения насчитывается от 5 до 12 млрд долларов.

Чтобы эти средства вернулись в экономику, Нурсултан Назарбаев поручил правительству разработать программу размещения среди населения акций национальных компаний, входящих в фонд «Самрук-Казына». Среди компаний, чьи акции могут быть предложены населению, -- «Самрук-Казына», «Казпочта» и KEGOС. Рассматриваются варианты вывода на внутренний рынок ценных бумаг «КазМунайГаза», «Казахстан темир жола» и «Казатомпрома». Разместить акции на бирже планируется в 2012 году.

Народное IPO – это в целом распространенная мировая практика по размещению ценных бумаг из различных секторов экономики среди широких слоев населения. По такой схеме задействовали денежные накопления населения правительства Бразилии, Китая, Сингапура, Индонезии, Индии, Польши.

Акционерами бывших государственных компаний в Малайзии стало около 8 млн. человек. В Хорватии «народной приватизации» подверглись телекоммуникационные и нефтегазовые компании. В России 150 тысяч частных лиц стали акционерами «Роснефти», купив ее акции на сумму 750 млн долларов. 

У нас: Однако в белорусском варианте существует одна проблема. В подобной схеме не заинтересован наш крупнейший кредитор – правительство России, которое является и лоббистом интересов российского крупного бизнеса на территории Беларуси.

Многие эксперты полагают, что ключевыми условиями получения стабилизационных кредитов из России станет обязательная и контролируемая на всех уровнях приватизация крупных белорусских госпредприятий в пользу тех или иных государственных корпораций и частных компаний из этой страны. Стоит вспомнить пример с разгосударствлением «Белтрансгаза», когда работники, получившие поначалу небольшие пакеты акций, лишились их, как только речь зашла о продаже 50% акций «Газпрому».

Беларусь, конечно, не Украина по объемам средств бизнеса в оффшорах и на счетах зарубежных банков. Но у белорусского бизнеса, учитывая особенности его работы в стране, просто не может быть таких сбережений.

По сути, должна не на словах, а на деле быть проведена полномасштабная приватизация. Лучшим ее примером может стать . Венгрия, единственная из всех постсоциалистических стран, не раздавала и не делила госимущество, а продавала его. В этой стране смысл приватизации увидели не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. Приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономики. Однако до этого этапа (который вообще-то сомнителен при нынешних политических настроениях белорусских властей), Беларуси нужно пройти еще один – провести амнистию капитала. 

      Амнистия капитала

Тема амнистии капитала была популярна в Беларуси в начале 2000-х. Инициировал ее как раз Нацбанк. В 2004 году был даже озвучен механизм -- предполагалось создать институт спецсчетов, на которые физлица или предприятия малого и среднего бизнеса перечисляли бы средства в наличной и безналичной форме. Далее средства, поступившие в страну, предполагалось заморозить примерно на два года на бесплатной основе в шести уполномоченных банках. Те, в свою очередь, должны были инвестировать их в развитие малого и среднего бизнеса. Еще один вариант -- субъект хозяйствования через какое-то время, заплатив налоги по меньшей ставке, мог легально воспользоваться деньгами.

За рубежом: В Казахстане в 2007 году, по оценкам властей, в ходе амнистии было легализовано имущества на сумму 5,3 млрд. долларов, из них денежных средств – 3 млрд. долларов.

В Европе самыми успешными являются примеры финансовой амнистии в Италии в 2001-2002 годах и Ирландии в 1988 году.

Итальянскую модель отличало то, что одновременно проводились амнистия капитала и налоговая амнистия. Заявитель, который уплатил 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрел итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости укрытого имущества, заслуживал прощение.

В результате амнистии только за первые два месяца в легальный оборот возвратились активы стоимостью 61 млрд евро, налоговые сборы выросли на 24 млрд евро. Один лишь единовременный налог с амнистируемых активов принес в бюджет дополнительно 1,4 млрд евро. Все это позволило правительству Берлускони освободить от подоходного налога доходы менее 25 тысяч евро в год и сократить некоторые виды налогов для предпринимателей.

В Ирландии за 10 месяцев в 1988 года вместо запланированных 50 млн долларов правительство собрало 750 млн долларов. Притом, что в казну было необходимо перечислять 25% возвращаемых средств. Всего в результате амнистии бюджет получил 1,5 млрд долларов (2,5% ВВП страны).

У нас: Того эффекта, который дала амнистия капитала в ряде стран, Беларусь пока не достигла. У этого предложения нашлись сильные противники в лице силовиков, которые внедрили альтернативную схему. Провинившиеся бизнесмены и чиновники могут откупиться от государства возмещением определенной суммы средств. Эта схема была впервые апробирована на бывшей управляющей делами президента Галине Журавковой.

Но что-то в этом направлении удалось сделать и Нацбанку. С 1 января 2009 года для физлиц-вкладчиков отменили обязательное декларирование источников доходов при сумме банковского вклада в размере 2 тысяч базовых величин.

      Ставки, строительство и образование

Средства населения могут быть вовлечены в эти три сферы экономики.  

Ставки по рублевым вкладам, которые гарантировано изменяются в соответствии с инфляцией, призваны побудить население переводить доллары в рубли – таким образом оно получает гарантию от правительства на сохранение доходов по рублевым вкладам.

Свой дом или квартира, образование для себя и детей – это еще два направления, которые правительства многих стран мира используют, чтобы вернуть деньги населения в экономику.

      Два варианта развития финансовой истории Беларуси

Нежелание идти на реформирование ведет к двум возможным вариантам развития финансовой истории Беларуси.

Первый -- это вариант сталинского наркома финансов Арсения Зверева, воплощенный им в 1947 году. Зачастую доверие к национальной валюте возвращают в результате денежной реформы, в том числе с заменой названия валюты. Сутью реформы 1947 года было изъятие у населения хранившихся наличных. Они обменивались на новые в соотношении 1:10 (при этом сберегательные вклады до определенной суммы пересчитывались на новые деньги 1:1). В результате -- фактически за счет населения государство устранило неполадки, возникшие в финансовой системе в результате войны и послевоенной разрухи В белорусском варианте: нет денег на руках – нет спроса на доллары.

По другому пути пошел в 2000 году Эквадор. Раз доллар так важен в экономике – почему бы не объявить его национально валютой (также поступил в 2004 году Сальвадор и ряд других страны). По принятым в США в 1999-2000 годах законодательным актам под общим названием «Закон о международной валютной стабильности» страны, которые вместо своей национальной валюты будут использовать американский доллар, могут трактовать долларовую массу, принятую во внутренний оборот как кредит правительству США, которое, в свою очередь, готово рассмотреть механизмы соответствующих финансовых компенсаций.

В Эквадоре введение доллара вызвало массовые беспорядки, обвинения властей в поступлении принципами суверенитета. Российский рубль менее популярен сегодня в структуре накоплений белорусов, но, по мнению некоторых аналитиков, более реален как альтернатива белорусскому рублю, с исчезновением которого в прошлое может уйти и суверенитет страны. 
Алексей ТОПОЛЬКО

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме