11:01 22.02.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ ПОКУПКИ ДЕФЕКТИВНОГО АВТО

Создание Таможенного союза спровоцировало в Беларуси ажиотажный спрос на легковые автомобили с пробегом. В результате, цены выросли, а недобросовестные продавцы стремятся на волне покупательского бума сбыть хлам на колесах. «Завтра твоей страны» анализирует реальные риски при покупке бывших в употреблении автомобилей.

Поспешишь – на деньги влетишь

На белорусском авторынке -- паника. Все, кто планировал приобрести бывшую в употреблении иномарку, стремятся успеть до 1 июля нынешнего года. Позже в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана для физических лиц начнут действовать унифицированные с Россией таможенные тарифы на автомобили с пробегом. Растаможка такого авто в среднем повысится в 2-3 раза, что для среднестатистического белоруса превратит покупку иномарки в несбыточную мечту.

Впрочем, уже сейчас цены на автомобили с пробегом выросли в среднем на 10%. Как отмечает руководитель компании «Автобай» Евгений Лахманов, росту цен на подержанные иномарки в Беларуси помимо Таможенного союза способствовал также и мировой экономический кризис. Жители США и Европейского союза в последнее время стали покупать меньше новых автомобилей и также устремили свои взоры на рынок подержанных машин. «Бэушки» и за границей стали дороже.

У большинства белорусов покупательная способность тоже снизилась. Но не у всех. Как свидетельствует корпоративная статистика компании «Автобай», в нашей стране продажи подержанных иномарок стоимостью более 20 тысяч долларов увечились в последнее время на 26%. Правда, такие машины по карману немногим гражданам Беларуси.

Сейчас, по словам Евгения Лахманова, в Беларуси в основном пользуются спросом автомобили «в возрасте» от 8 до 10 лет стоимостью 6,5—8,5 тысяч долларов. Продажи таких авто в среднем увеличились в 2 раза. По сведениям Государственного таможенного комитета, с начала 2010 года физическими лицами в Беларусь ввезено уже около 4 тысяч автомобилей. Среди этих иномарок, немало машин со скрытыми дефектами, а то и вовсе хлам на колесах. Недобросовестные автоторговцы, пользуясь ажиотажным спросом, ввозят все, что может двигаться.

-- Если раньше покупатель был согласен ждать несколько месяцев автомобиль, который соответствует его запросам, то сейчас решение о покупке принимается спонтанно и эмоционально. Продавцы на рынке усиливают панику фразами: «Не купите сегодня, завтра машина будет или стоить на 15% дороже, или ее купит кто-то другой». Вот и соглашаются автолюбители на любой более-менее подходящий вариант «здесь и сейчас» и не уделяют достаточного внимания проверке состояния автомобиля, — констатирует руководитель компании «Автобай».

Такую же тревожную тенденцию отмечает и консультант по подбору автомобилей с пробегом Петр Машеров.

-- Исходя из собственной практики, могу сделать однозначный вывод: сейчас техническое состояние ввозимых автомобилей с пробегом хуже, чем было раньше. Я сталкиваюсь с большим количеством машин, которые раньше в Беларуси никто не купил бы, потому что был больше выбор, больше времени на поиск. Сейчас в связи с ажиотажным спросом многие продавцы пытаются спихнуть некачественные авто людям, которые не очень ориентируются в техническом плане и делают покупку лишь с учетом стоимости, -- подчеркивает консультант.

По его словам, в результате такой спешки автовладелец вынужден потом тратить немало времени и денег на ремонт дефективного автомобиля.

Латентные дефекты

Дефекты, которые пытаются замаскировать недобросовестные продавцы, Петр Машеров разделил на две основные категории. Мелкие неисправности имеют до 90% ввозимых иномарок с пробегом. К примеру, неработающие стеклоподъемники, магнитола, перегоревшие лампочки. Эти незначительные поломки не сказываются на эксплуатационных качествах автомобиля, их устранение не требует больших материальных затрат.

А вот серьезные дефекты, если их не удастся обнаружить в процессе осмотра автомобиля, могут вылететь покупателю в копеечку. Иногда затраты на ремонт превышают даже стоимость самого авто. Сейчас, по словам Петра Машерова, чаще всего выявляются серьезные неполадки в автоматической коробке передач, двигателе и трансмиссии. Рядовому автолюбителю найти такую неисправность сложно. Так что лучше прибегнуть к услугам специалистов на станции технического обслуживания. Впрочем, не все СТО имеют необходимый для тщательной диагностики набор технических средств и квалифицированных специалистов. Следовательно, у покупателя все равно нет гарантии качества.

Страховка от проходимцев

Как правило, белорусы покупают автомобили с пробегом на рынках у так называемых перегонщиков или владельцев, в автосалонах и на специализированных зарубежных аукционах с помощью посредников.

По словам адвоката Андрея Комиссарова, у перегонщиков и владельцев нет практически никаких гарантий качества. Покупателю остается полагаться только на порядочность продавца. Хотя по закону покупатель имеет право в случае обнаружения скрытого дефекта требовать либо возврата денег, либо проведения ремонта за счет продавца. Но для этого необходимо доказать, что дефект был известен продавцу и тот его умышленно скрыл.

При покупке автомобиля на зарубежном аукционе тоже высока степень риска. В частности, как отметил Андрей Комиссаров, есть вероятность приобрести машину несколько худшего качества, чем было заявлено.

По словам адвоката, надежнее всего покупать авто в белорусских автосалонах. Правда, не все автосалоны дают стопроцентную гарантию качества. Чтобы снизить риск приобретения дефективного автомобиля с пробегом, эксперты советуют, в первую очередь, обращать внимание на имиджевый статус продавца: опыт, компетенцию и репутацию, объемы продаж. Солидные автосалоны дорожат своей репутацией и, как правило, гарантируют качество. К примеру, как отметил Евгений Лахманов, автосалон «4 колеса» разработал свои критерии качества, учитывающие внешний вид кузова авто, салона, комплектацию и техническое состояние транспортного средства. После тщательной проверки машины на СТО составляется диагностическая карта автомобиля.

Автосалон дает гарантию на основные узлы и детали продаваемых машин на срок от 3 до 6 месяцев.

Диагностическую карту, в которой подробно описывается техническое состояние машины, указываются неполадки, по словам эксперта, необходимо требовать и у других продавцов автомобилей. По желанию покупателя продавец должен предоставить возможность пройти дополнительную проверку на сторонней СТО.

Следует обратить внимание и на страну, из которой ввезен автомобиль. Больше всего битых машин поступает в Беларусь с американского и литовского рынков.

И, наконец, завершением сделки должен стать договор, заключенный с продавцом. В этом документе, по словам Андрея Комиссарова, даже при покупке автомобиля на зарубежном аукционе можно оговорить, кто в случае со скрытыми дефектами будет компенсировать диагностику и ремонт автомобиля. Если продавец отказывается прописывать такие условия в договоре, то от сделки лучше отказаться. Что касается гарантий на машины с пробегом, то, как отметил адвокат, в основном они предоставляются по инициативе продавца. Но в любом случае, стоит попытаться их получить. Отказ предоставить даже минимальные гарантии должен насторожить покупателя и задуматься над поиском авто в другом месте.

А самое главное, советует Евгений Лахманов, решение о покупке авто должно быть взвешенным и рациональным.

-- Результатом эмоциональной, импульсивной покупки может стать обман и — как следствие — материальные потери и нравственные переживания, — подчеркивает руководитель компании «Автобай».

Николай ВИКТОРОВИЧ 22.02.2010

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме