13:01 19.02.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

И ВСЕ-ТАКИ ЗАЧЕМ МИНСКУ «ПОЛЬСКИЙ ФРОНТ»?

В названии этих заметок вопрос, сформулированный читателем в качестве отклика на статью Александра Класковского “Зачем Минску “польский фронт”?”, опубликованную на сайте агентства БелаПАН и посвященную последним “польским событиям” в Беларуси. Очевидно, что читателя не до конца удовлетворили перечисленные автором причины очередной и особенно грубой, кажущейся вообще бессмысленной атаки властей на Союз поляков Беларуси на фоне последних заигрываний с Евросоюзом, расчета на денежные вливания Запада, наконец, визита Мартынова в Варшаву.

Да, конечно, режим упрямо хочет приучить Запад к своему пониманию демократии. Да, белорусские поляки воспринимаются им как “пятая колонна”. Да, власть давит “все, что шевелится”. Все так. Но меня, как того же читателя, тем не менее гложет этот вопрос — “Зачем?”. Объяснять все лишь глупостью и бесцеремонностью властей предержащих представляется только частью ответа.

Не претендуя, впрочем, на извлечение “кащеевой иглы”, я позволю себе дополнить этот ответ следующими соображениями.

Союз поляков Беларуси тревожит, нервирует, вызывает у  власти неадекватные действия главным образом по причине того, что в нем видится — и в этом она боится признаться самой себе — прообраз формирующейся белорусской нации. Той нации, которая может стать альтернативой режиму.

Я не запутался в терминах и не играю на парадоксах. Хотя и понимаю первоначальное недоумение и даже возможное возмущение кого-то из читателей. Как это так? Как это, хотя и живущие в Беларуси, но говорящие по-польски, поддерживающие польские культурные традиции люди могут быть прообразом белорусской нации? И разве белорусская нация уже не сформирована?

Ответ на последний вопрос дают серьезные аналитики, историки. Национальный процесс в Беларуси продолжается, он затянулся в связи с рядом обстоятельств. Но он развивается, и белорусские поляки играют в нем немалую роль. Может, не всегда это видно и понятно, а вот чиновники нутром чуют в СБП серьезную для себя опасность. И дело не в том, что за Бугом член НАТО и Евросоюза Польша. А в том, что в Беларуси живет организованное и количественно достаточно большое сообщество людей, реально ценящих свой язык, свою культуру. В самом этом факте лишенная национальной сути власть видит потенциальную угрозу для себя. Да, никакой, конечно, “пятой колонны” нет и быть не может. Эта угроза живет лишь в набитых штампами головах платных идеологов, бубнящих о польском желании захватить “восточные кресы”. Нет никакой угрозы белорусской государственной целостности. Но есть спаянное национальное  сообщество. Оно тревожит власть именно своей упорной духовной взаимосвязью. Что такое БНФ, “Малады фронт” и Таварыства беларускай мовы — это власть давно выучила, к этому привыкла. Говорю это, разумеется, без всякого упрека в адрес этих организаций. Они делали и делают то, что могут.

Но в случае с нашими поляками власть чувствует совсем другое. Она шкурой ощущает неподвластность ей того особого и глубокого национального чувства, которое разлито в этой части белорусских граждан. Вроде бы ничего особенного. Ведут себя, как положено национальному меньшинству. Танцы, песни, вечера, школы-классы с языком польским... Но язык ей, власти, непонятен, традиции и культурные ценности далеки... И эта самостоятельность и национальная гордость нервируют режим. Вроде бы свои граждане, а какие-то другие, непохожие... И в силу этой “непохожести”, “непонятности” воспринимаются как опасные.

“Нутряная” тревога режима понятна. На подсознательном уровне он ощущает, что белорусские поляки — это по сути белорусские националисты и даже гораздо большие националисты, нежели те, кто говорит по-белорусски.  От последних знаешь, чего ожидать. А за белорусскими поляками стоит давно сформировавшаяся культурная традиция, слышно мощное дыхание нации. То дыхание, которого режим боится пуще всего на свете.

Нет никакого парадокса в том, что один из мощных корней, творящих из белорусов нацию, может сформироваться в белорусской польской общине. Да, это поляки, но это белорусские поляки, и потому в известном смысле они еще и белорусы. История Великого Княжества Литовского, история Речи Посполитой Обоих Народов красноречиво подтверждают формирование национального зародыша в атмосфере исторического и государственного синтеза. Так формировались литовцы и белорусы. Так формировались украинцы и сами поляки. В том, что история каждого из этих народов пошла своими извилистыми путями, сыграли свою решающую роль разные исторические обстоятельства. Но нельзя не видеть и очевидного: в национальном формировании, скажем, тех же литовцев мощно сказалась усвоенность и даже “переработка” “пограничного” культурного наследия. Адам Мицкевич для Литвы стал великим Мицкявичюсом. И поэма “Пан Тадеуш”, переведенная на литовский и даже текстуально скорректированная в литовскую национальную сторону, стала великим учебником для поколения литовцев, выросшего в межвоенное двадцатилетие (1918—1939 гг.), когда, к счастью Литвы, она была самостоятельным государством.

А у поляков не убавилось от этого. Помню слова одного старого польского писателя: “Если белорусам Адам Мицкевич поможет стать нацией, ради Бога, берите его, мы не против”. Кстати, и канадский историк Тимоти Шнайдер, автор блестящего по смелости мысли труда “Реконструкция народов. Польша, Украина, Литва, Беларусь. 1569—1999”, считает, что “появление Мицкевича как белорусского националиста может стать признаком обновляющего поворота для белорусской национальной идеи и повлиять на длительность и фундаментальность национального процесса”.

Конечно же, нации нужны вожди, нужны символы национальной гордости! И здесь вполне может пригодиться и национальная мифология. Не вижу ничего предосудительного в литовской “адаптации” Мицкевича, как и в белорусской. Как и, кстати, в украинской версии “Тараса Бульбы” Гоголя. Напротив, вижу в этих процессах нормальное расширение рамок (“падстаў”) “рационального национализма”, о котором в свое время писал Сергей Дубавец.

Тех патриотов, которые намерены закричать, что у нас есть свои национальные вожди и духовные ориентиры и ни к чему заимствовать у поляков, спешу успокоить. Конечно, есть. Но я веду речь не о заимствованиях, а о возможности естественного обновления национального процесса в Беларуси. Процесса, испытавшего подъем в конце 80-х — начале 90-х годов минувшего столетия, затем пошедшего на спад при активном содействии власти и тем не менее продолжаемого в разнообразных формах теми людьми, которые были, есть и будут белорусами при любой власти.

Так почему бы и из польско-белорусской среды не появиться новым белорусским политическим деятелям? В контексте этого вопроса вполне своевременны высказывания некоторых наблюдателей о возможной активности членов СБП в местных и других выборах. Народ-то, действительно, активный. Александр Класковский называет эту активность “дерзкостью”. И здесь мы возвращаемся к изначальному — о сути открытого властью “польского фронта”. Конечно, в иные времена проблема была бы решена по-сталински — высылка “нежелательных элементов” в Сибирь или депортация за Буг. Сейчас это, к тайному сожалению некоторых деятелей, вещь невозможная. Поэтому приходится ограничиться штурмом Польского дома в Ивенце, судебными преследованиями.

“Польский страх” душит власть в ее тяжелых снах. То ли поляк, говорящий по-белорусски, то ли белорус с томом Мицкевича в руках — это, действительно, нервирующий воображение образ. Призрак белорусского национализма в польском обличье — вот глубинная суть этого психоза. Лекарств от этой болезни нет, поскольку, как сказал один деятель, “процесс пошел”.

Семен БУКЧИН "Народная Воля" ()
От редакции

Вполне вероятно, что некоторые наблюдения и выводы автора покажутся читателям спорными. Приглашаем принять участие в обсуждении актуальной темы.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме