09:30 24.08.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Гречневая паника и молоко в дефиците
Гречневая паника
В российских магазинах настоящая паника: покупатели буквально сметают с прилавков гречневую крупу. Гречка появится к концу сентября, но стоить будет дороже, успокаивают производители
Гречневая крупа исчезла с прилавков практически всех сетевых магазинов Москвы. Сотрудники«Ведомостей» не смогли обнаружить гречку в нескольких в гипермаркетах«» и«Реал» и в супермаркетах«»,«Пятерочка» и«Копейка». В Санкт-Петербурге отсутствует гречка в«Карусели», аналогичная ситуация в нескольких самарских«Перекрестках».«В супермаркете“Два капитана” на ул. Алабяна из пяти человек, прошедших в течение пары минут мимо полки с крупами, четверо взяли по несколько пачек и это при том, что самая дешевая гречка в магазине уже закончилась. Есть только по 40 руб. за полкило», — делится впечатлениями вчерашнего вечера один из очевидцев.
Дефицит спровоцировали сами ритейлеры: они приостановили закупки гречки.«У большинства поставщиков ее [гречки] нет, найти можно — но по невероятным ценам», — говорит представитель одного из крупнейших ритейлеров.«От поставщиков нам поступают предложения увеличить на 60-100%: по новой цене мы ее не покупаем, — говорит представитель . — В итоге в части магазинов мы распродаем старые запасы, в части она исчезла с прилавков». Сотрудник другой розничной сети указывает, что еще в апреле килограмм гречневой крупы у поставщиков стоил чуть более 20 руб., сейчас минимальная чуть больше 45 руб.
«Мы тоже не виноваты. Всему виной плохой урожай», — отвечает один из крупных поставщиков бакалеи.«Обычно крупы — неходовой товар в августе, но этот год стал исключением, заказы от магазинов выросли в 20 раз», — рассказывает , крупного производителя бакалеи«».
«Дешевой гречки больше не будет», — предупреждает , ИКАР. Виноваты засуха в Приволжском и Центральном федеральных округах и снижение урожая гречихи(см. график). В этом году увеличения урожая ждать не приходится: по расчетам ИКАР, может быть собрано всего около 430 000 т гречихи. Объем годового потребления гречневой крупы, по его данным, 400 000 т(соотношение сырья и крупы — около 70%).
Продукт планомерно дорожает уже на протяжении трех месяцев, но наиболее резко — с начала августа, говорит Ассоциации компаний розничной торговли .«Нам присылают письма, в которых информируют о повышении, — но даже по более высокой цене купить гречку очень сложно, — удивляется он. — Вероятно, производители сейчас придерживают продукт в ожидании дальнейшего роста цен. Странно и то, что продукция нового урожая пока не продается — она уже собирается и упаковывается. Цены растут на прошлогодний урожай».
По данным Росстата, за неделю с 9 по 16 августа 2010 г. крупа подорожала на 7,3%, со 2 по 9 августа — на 7%, с 26 июня по 2 августа — на 5,5%.
С января 2010 г. по июль 2010 г. на гречку выросла на 39% — с 25,75 руб. за 1 кг до 35,79 руб., за аналогичный период прошлого года цена снизилась на 3% (с 27,03 до 26,22 руб.).
Рылько считает, что главное — избежать вмешательства государства в политику ценообразования.«Жесткие административные меры могут привести к ситуации, сложившейся в СССР: цена под контролем, а товара нет», — опасается он. Минэкономразвития пока обещает не вмешиваться, заявил несколько дней назад директор департамента развития конкуренции министерства .
«Слухи о засухе и предстоящем голоде подогрели рынок, и крупы старого урожая не хватило до нового», — рассуждает один из поставщиков.«Через месяц-полтора ситуация исправится. Гречка нового урожая пойдет на рынок, но ее цена увеличится в любом случае, например у нас на 35%, о чем мы уже уведомили закупщиков письменно», — заключила Линник.
Татьяна Романова Юлия Шмидт
* * *
Молоко в стране стало дефицитом
Магазины уверяют, что сдерживают цены, распродавая последние запасы
Торговые сети отвергают обвинения во взвинчивании цен и кивают на поставщиков, которые поднимают оптовые цены на продовольствие. Вчера представители крупнейших розничных сетей объявили, что они всеми силами стремятся ограничить подорожание, продавая свои товарные запасы по старым ценам. Однако торговля бессильна перед дефицитом, который неизбежно оборачивается подорожанием. Нехватку сырого молока в стране представители торговли оценивают в 20-30% от потребности.
Торговые сети, аграрии и переработчики перекладывают друг на друга ответственность за стремительный рост цен на продовольствие. Подорожание продуктов они объясняют последствиями засухи, неурожаем, а также потерей ценовых ориентиров. Производители и торговые сети фактически объявили друг другу войну. Поставщики уверены, что основная вина в повышении розничных цен лежит на торговых сетях, которые занялись чрезмерной накруткой цен. В свою очередь, торговые сети и целые отраслевые союзы отказываются от контрактов с поставщиками, например, с переработчиками молока, считая, что повышение оптовых цен несоразмерно с реальными потерями от засухи (см «НГ» от 20.08.10.).
«Количество писем-предупреждений о повышении цен от поставщиков увеличилось в адрес торговли только за последний месяц более чем на 50%. При этом диапазон роста цен, о которых они сообщают, составляет от 5 до 40%, – уточнил он. – Мы пока отвечаем отказом на такие предложения», – говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. Однако АКОРТ объединяет в основном крупные торговые предприятия, а мелкая розница подобного представительства своих интересов не имеет, потому вынуждена принимать все условия и соответственно поднимать цены. И как долго крупные сети смогут держать свои цены, никто не знает.
Между тем рост цен на продовольствие объясняется не только ажиотажным спросом и спекуляциями, но и реальной нехваткой продуктов. Так, вчера продавцы объявили о дефиците молока в стране. Компания Х5 Retail Group (крупнейшая в стране сеть, объединяющая более 1300 магазинов «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и др.) подтвердила нехватку сырого молока. «В августе потребление молока выросло на 40%, что связано с перетеканием покупателей в сетевую торговлю, а также рекомендациями врачей пить молоко в пожароопасных районах, – пояснила руководитель отдела PR-проектов X5 Светлана Витковская. – Закупочные цены на молочные продукты выросли в среднем на 10%. У компании X5 есть квота у крупных поставщиков, которая идет на покрытие потребностей магазинов компании, но сейчас полностью закрыть их не удается. Мы делаем все возможное, чтобы сдерживать на прежнем уровне розничные цены, а сокращение поставок молока пытаемся компенсировать другими поставщиками. Однако это сложно, потому что у локальных производителей не хватает объемов, чтобы удовлетворить полностью наши потребности». По ее словам, ситуация может улучшиться, если власти временно изменят существующий техрегламент, по которому в молоко можно добавлять только 10% сухого молока.
При этом продавцы пеняют на поставщиков, которые не прочь поднять цены, пользуясь сложной ситуацией. «Поставщики зерновых и производных товаров выходят с инициативой повышения закупочных цен, – уточнила Витковская. – В этом есть не только объективные причины, но и желание заработать на экстренной ситуации. Мы заинтересованы не допустить рост цен для конечного потребителя и делаем все от нас зависящее для этого»
Напомним, что сейчас правительство и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ведут мониторинг цен на эти товары. Продавцы, пытаясь избежать обвинений в свой адрес, в рамках этого мониторинга отправляют на проверку в госорганы нерелевантные, на их взгляд, предложения. «Сейчас у нас есть запасы, которые мы продаем по нормальным ценам, и мы будем всеми силами их удерживать, а если закупочные цены все-таки будут расти, то будем удерживать наценки, – уверяют представители Х5. – Ожидается, что цены на хлеб в сентябре могут вырасти на 10–15%, однако, возможно, прогнозы носят спекулятивный характер, потому что особых предпосылок нет».
Независимые эксперты также опасаются назвать конкретных виновных. «На росте цен, безусловно, отразились засуха и сильнейший неурожай, – полагает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева. – Однако в сильном проигрыше от этого никто оставаться не хочет». Впрочем, по ее словам, у ФАС, которая может обнаружить монопольные сговоры практически на любом этапе движения продукции от производителя до прилавка магазина, есть все рычаги для контроля над ситуацией. «В цепочке зерно–мука–хлеб сильнее всего выросла цена на муку, на некоторые сорта почти в 2 раза, поэтому удорожание хлеба на 15–20% это еще не такое сильное подорожание, как могло бы быть, – уточняет аналитик. – На молоке зарабатывают посредники. Крупные молокозаводы скупают молоко у производителей, добавляют до половины стоимости за переработку, а затем молоко поступает в торговые сети, которые также повышают цены. Паника среди населения и покупка продуктов впрок также взвинчивают цены. Продавцы их повышают, видя, что товар мгновенно раскупается». К тому же заявления властей о заморозке цен на продукты эту панику еще больше увеличивают.
Сергей Куликов Опубликовано в от 24.08.2010
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме