17:46 30.03.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
ГАЗОТРАНСПОРТНЫЕ КАПРИЗЫ
Украинцы в очередной раз добились своего. Им удалось получить от Европы крупные объемы финансирования на цели модернизации своей газотранспортной системы на условиях заимствований, при этом избежав передачи контроля над украинской ГТС другим странам.
Украинская газотранспортная система изношена и давно нуждается в модернизации. Но в течение длительного времени вопрос привлечения международного финансирования для этой цели увязывался с передачей контроля над системой иностранным компаниям — газопроводы предлагалось отдать либо в собственность, либо под управление консорциума инвесторов. На контроль претендовали и Газпром, и европейские компании. Больше того, для Владимира Путина получение контроля над украинской газотранспортной системой превратилось в своего рода идею фикс, на которой он был зациклен еще с самого начала своего президентства в 2000 году. Смешалось все — и интересы в сфере газового бизнеса, и необъявленное, но плохо скрываемое подспудное желание восстановить СССР.
Стремление вернуться к теме передачи украинской газотранспортной системы под контроль Газпрома, обсуждавшейся при Кучме и прерванной после «оранжевой революции», несомненно, было одной из мотиваций газовой войны с Украиной в январе этого года — хотя эта война была следствием целого клубка соображений политического и экономического характера, тем не менее, Путин явно рассчитывал поставить Украину на колени и сделать ее сговорчивее в вопросе о передаче своих газопроводов Газпрому.
В итоге результат получился обратным — газовая война вызвала всплеск интереса европейцев к проблемам обеспечения надежности транзита российского газа через Украину, результатом чего стало проведение в начале этой недели в Брюсселе международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской газотранспортной системы. В конференции принимали участие крупнейшие мировые и европейские финансовые институты: Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, а по ее результатам принято решение о выделении Украине 2,5 млрд долларов на модернизацию украинской ГТС. Получив заемные деньги, украинцы теперь могут закрыть тему передачи своей ГТС под контроль иностранцам. В том числе и Газпрому.
Последнее обстоятельство и привело в бешенство Путина. Российская делегация с шумом покинула брюссельскую конференцию, а Путин обрушился на итоговую декларацию саммита, назвав документ «непродуманным и непрофессиональным», а обсуждение модернизации транзитной ГТС «без основного поставщика», т.е. России, «просто несерьезным». К чему весь этот шум? Да к тому, что в услугах Газпрома в области модернизации ГТС украинцы больше не нуждаются.
С точки зрения интересов России, между тем, ситуация выглядит вполне позитивно. Украинцы нашли на стороне большие деньги на модернизацию своей ГТС, российские миллиарды тратить на эти цели не придется (именно такова была бы цена получения Газпромом контроля над украинскими газопроводами), надежность транзита российского газа в Европу через территорию Украины возрастет. По условиям предоставления финансирования газотранспортная компания «Укртрансгаз» будет отделена от обремененного долгами и находящегося в предбанкротном состоянии «Нафтогаза» — финансовые проблемы последнего больше не будут угрожать надежному транзиту российского газа. Все отлично — казалось бы, чего шуметь-то?
На самом деле истерика Путина – еще одно доказательство того, что в своих действиях на международной арене он руководствуется не экономическими интересами России, а собственными имперскими комплексами. Ради имперских комплексов Россия торпедирует газопровод «Набукко» через территорию Турции (хотя туда мог бы поставляться российский газ), предлагая построить по Черному морю альтернативную трубу «Южный поток» астрономической стоимостью в 19-24 млрд евро. Такие огромные средства можно было бы потратить на что-нибудь полезное (для сравнения: расходы на здравоохранение в новом проекте федерального бюджета на 2009 год запланированы в сумме 9,6 млрд долларов, то есть практически втрое меньше бюджета «Южного потока»). При том что «Южный поток» не решит проблему транспортировки газа в обход Украины, так как его планируемая мощность — 30 млрд кубометров в год — ничтожно мала по сравнению с сегодняшним объемом транспортировки российского газа через Украину (120-130 млрд кубометров в год).
Имперские комплексы, вне сомнения, стояли и за январской авантюрой с отключением газа Украине и газового транзита в Европу, обошедшихся России в прямые потери в 2 млрд долларов, вероятные сопоставимые потери в виде выплат компенсаций пострадавшим странам и трудно оценимые пока, но огромные имиджевые потери, которые неминуемо обернутся потерей газовых рынков в будущем.
На фоне конструктивных усилий Брюсселя и Киева, направленных на повышение надежности транспортировки нашего газа европейским потребителям, демарши российских официальных властей смотрятся особенно неприглядно. Россия в очередной раз выставила себя капризным, взбалмошным поставщиком энергоресурсов, по нашей репутации снова нанесен удар. За путинские имперские амбиции наша страна платит слишком высокую цену.
30 МАРТА 2009 г. ВЛАДИМИР МИЛОВ
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме