18:19 06.05.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ФЕНОМЕН БЕЛОРУССКИХ ВЫБОРОВ: ВСЕ В ПЛЕНУ РИТУАЛА

При всей своей разрозненности белорусская оппозиция солидарна в одном: выборов как таковых в стране нет. Корректировку избирательного законодательства перед минувшими местными выборами и попытки властей придать самой кампании более презентабельный облик — в Объединенных демократических силах (ОДС) назвали "косметическими нововведениями, которые принципиально ничего не изменили".

"В избирательном законодательстве и на практике в нетронутом виде остались проблемы, связанные с непрозрачностью процесса подсчета голосов и определения результатов выборов", — президиум политсовета ОДС в своем заявлении от 5 мая.

В принципе, как посол Швеции Стефан Эрикссон, лично наблюдавший за голосованием 25 апреля, "критерии БДИПЧ относительно признания выборов демократическими и справедливыми довольно простые и ясные, так что не вижу препятствий, чтобы Беларусь при желании выполнила эти требования".

Проблема, однако, в том, что Беларусь — феномен неоднородный. Даже биполярный, если хотите. Титульная оппозиция давно написала свой проект поправок в Избирательный кодекс. Но власть подходит к коррективам весьма выборочно: меняет закон так, чтобы на деле ничего не менять.

              Кто отделит овец от козлищ?

Между тем принципиальные моменты по пальцам пересчитать можно. Сергей Возняк из партии "Справедливый мир", входивший на местных выборах в Минскую городскую территориальную избирательную комиссию, формулирует соль вопроса совсем лаконично: "Каждый член комиссии должен считать все бюллетени, как это делается в Европе. Там голоса считают до пяти часов утра, показывая каждый бюллетень наблюдателям. У нас это делается за 10-15 минут…".

: в Избирательном кодексе должна быть прописана четкая процедура подсчета голосов на участке. Попросту говоря, их надо считать так, чтобы самый заклятый недруг режима видел своими глазами: тут не мухлюют!

Автор этих строк наблюдал минувшей осенью за . Есть что сравнивать. В родном отечестве и специально отряженных наблюдателей могут вышвырнуть (а то и в кутузку упечь, как в Минске). Там же, действительно, любой Ганс с улицы волен зайти (обычно участки в школах, как и у нас) и воочию лицезреть, как выставляется напоказ каждый бюллетень.

К слову, в мой вопрос о квотах для партий в комиссиях немецкие политики и начальники из МВД (там выборы организует это ведомство) элементарно не въезжали. В Германии нет такой проблемы! Зачем квоты, если все прозрачно как хрусталь? В комиссии же местные чиновники зачастую набирают в буквальном смысле своих знакомых. Их политические симпатии никого не колышут: какая разница, если процесс просвечивается, словно рентгеном, "от и до"!

В синеокой же Беларуси оппозиция перед выборами в советы как раз таки и получила желанные квоты. Сейчас согласно законодательным поправкам треть комиссий должны составлять представители партий и общественных организаций.

Этот норматив вертикаль выполнила и перевыполнила с тем же блеском, как и любые доведенные показатели. В итоге борцы против режима оказались почти в полном пролете. Как отмечается в заявлении ОДС, среди 85 120 членов избирательных комиссий оказалось лишь 194 представителя демократических сил — 0,2%, с гулькин нос!

Остальную часть квоты заняли люди из структур, которые оппоненты режима называют бутафорскими.

И вот тут большая закавыка. Хотели квоты — нате! А уж бутафорские или не бутафорские структуры — это вопрос скользкий. Может, вы сами в чьих-то глазах бутафорские. Ну как ты пропишешь в законе пропорции для "настоящей" оппозиции? Как отделить овец от козлищ?

Конечно, политизированная публика элементарно подсекает, кто есть кто. Но такие моменты, по словам юриста и политолога Юрия Чаусова, "не проявляются в юридических терминах".

И вообще, полагает он, "результаты белорусских выборов лишь в минимальной степени зависят от того, что прописано в законодательстве".

              Правовой фетишизм

Спору нет, оппозиции надо, насколько это возможно, прессинговать власть насчет дальнейших изменений, но не стоит на этом зацикливаться, считает эксперт. "Выборы — это ведь не чисто правовой, а политико-правовой процесс", — подчеркивает Юрий Чаусов. Часть же оппозиции страдает, по его определению, "правовым фетишизмом".

Проще говоря, борьба за изменения в законодательстве с непременной апелляцией к Европе (нажмите на режим, чтобы переписал кодекс!) становится едва ли не самоцелью. Или самооправданием. Мол, изменения косметические, выборов нет — поэтому мы лучше красиво .

Отдельный вопрос — насколько Европа, с грехом пополам утрясшая отношения с "последней диктатурой",  настроена сейчас переть на рожон. Кажется, не очень.

Второй вопрос — реальный потенциал титульной оппозиции. Из ее лагеря звучат возгласы, пафос которых явно неуместен. Типа: пора предъявить режиму политический ультиматум! Ну а если — страшно предположить — власть не испугается? Ультиматум предъявляют тогда, когда в случае упрямства другой стороны ее могут разделать как бог черепаху. Иначе — смех в зале.

Аналитики склоняются к тому, что перед президентскими выборами Александр Лукашенко не станет . Впрочем, не такой уж фантасмагорией представляется и широкий жест — еще горсть поправок на потеху Европе.

Но при этом будьте уверены: законодательные новации власть вновь компенсирует более изощренными методами латентного давления на оппозиционных активистов. Минувшие выборы в советы стали в этом смысле прекрасной иллюстрацией, говорят в один голос наблюдатели и эксперты. Короче, то на то получается.

              Генералы готовятся к прошедшей войне

"Пока при власти нынешний руководитель, шансов на справедливые выборы практически нет", — говорит Алесь Логвинец, активист движения "За свободу", который на минувших выборах вновь таранил стену — баллотировался в столичный горсовет.

Вместе с тем, он убежден: оппозиция должна по максимуму пользоваться любым окошком возможностей для живой коммуникации с электоратом. "К слову, возможностей агитировать во время последней кампании было побольше, чем в 2007 и 2008 годах", — свидетельствует Логвинец.

Да, согласен он, "изменения в избирательном законодательстве рассчитаны только на внешнего потребителя". Но мало, чтобы оппозиция хотела прозрачных выборов. Надо, чтобы этого захотела масса граждан.

Пока же она индифферентна. Обыватель инерционно принимает предлагаемый властями имитационный процесс, . Надо "достучаться до людей", говорит политик.

Однако гиперактивный Логвинец был на местных выборах одним из немногих исключений, белой вороной, если хотите. Как отмечает Юрий Чаусов, большинство оппозиционеров вели свои кампании сугубо формально.

По мнению политолога, оппонентам власти следует корректировать акценты — настаивать на изменении всего контекста выборов, политической атмосферы в стране. Между тем, отмечает мой собеседник, как-то совсем не в фокусе, например, та перспектива, что "интернет во время президентских выборов отрубят".

Речь идет о блокировании крамольных, с точки зрения властей, сетевых ресурсов. Как раз в эти дни принимается веер постановлений в развитие печально известного указа № 60. Эти акты без шума и пыли подводят базу под — важнейшим плацдармом свободы в авторитарной стране.

Но заматеревшие в андеграунде политики пока не въезжают — и штампуют заявления на тему прошлогоднего снега. Дело не только в интернете — в принципе нет драйва, креативной и асимметричной игры на опережение.

Они, как генералы, готовятся к прошедшей войне. Им привычней печатать штабеля листовок, которые обыватели выбрасывают не читая.

Вот он, подлинный феномен белорусских выборов: и власть, и народ, и титульная оппозиция, и даже, страшно сказать, Запад  — буквально все в плену ритуала.
Александр Класковский, БелаПАН .

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме