09:46 12.03.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ЭКСПЕРТ: БЕЛОРУССКИЕ ВЛАСТИ МОГУТ ХЛОПНУТЬ ДВЕРЬЮ ЕВРОНЕСТА И ЗАБЛОКИРОВАТЬ СВОЕ УЧАСТИЕ В НЕМ

В состав парламентской ассамблеи Восточного партнерства (Евронест) могут войти десять представителей белорусского демократического сообщества и ни одного депутата Палаты представителей Нацсобрания. МИД Беларуси уже заявил, что Европарламент рискует открыть "ящик Пандоры" с непредсказуемыми последствиями. Насколько оправдана такая позиция Европарламента, и какова может быть реакция официального Минска, если решение станет окончательным, прогнозирует политолог Александр КЛАСКОВСКИЙ.

-- Какую реакцию со стороны белорусских властей можно ожидать, если состав белорусской делегации в Евронест окажется исключительно «оппозиционным» - без представителей официального парламента?

-- Это тот сюжет, когда белорусские власти и Европа вошли в клинч. Здесь пока трудно нащупать компромисс, поскольку каждая из сторон пошла на принцип и сейчас старается сохранить «лицо». Европарламент решил показать свою принципиальность и подчеркивает, что белорусский парламент в его глазах не легитимен, а поэтому у депутатов нет никаких прав присутствовать в этой компании. С другой стороны, белорусские власти упирают на то, что Европа применяет дискриминационный подход, поскольку в прошлом году в Праге, когда подписывались учредительные документы Восточного партнерства, никаких исключений и оговорок не было – по умолчанию белорусские депутаты автоматически, как и представители других стран, должны были войти в эту структуру.

Здесь возникают определенные вопросы, потому что один из аргументов белорусской стороны звучит так: неужели в Азербайджане, например, на парламентских выборах больше демократии? Тем не менее, десятка азербайджанских депутатов без вопросов будет присутствовать в Евронест. Стоит отметить, что белорусские власти вооружились еще и поддержкой спикеров парламентов стран, которые входят в Восточное партнерство. Другой вопрос, как была достигнута эта поддержка. Есть версия, что опять был торг вокруг вопроса о признании или непризнании Абхазии и Южной Осетии, иначе трудно понять, почему, например, парламентарии Грузии выступили в поддержку такой позиции.

Тем не менее, есть четко выраженная и жесткая позиция официального Минска. Поначалу вообще звучали угрозы, что Беларусь может выйти из Восточного партнерства. Сейчас тон несколько смягчился, поскольку есть прагматический, меркантильный интерес, который держит Беларусь в этом проекте. Но то, что белорусские власти могут хлопнуть дверью Евронеста и заблокировать свое участие именно в этой платформе, очень даже вероятно. Тогда оппозиция, с одной стороны, вроде бы будет полноправным участником этой структуры, но, с другой стороны, является ли это оптимальным вариантом для развития диалога между Беларусью и Европой?

Если бы была компромиссная формула «5 + 5»: депутаты и представители оппозиции, то это была бы хотя бы небольшая площадка для внутрибелорусского диалога, который в стране отсутствует. Пока этот вопрос выглядит самым конфликтным и без перспектив разрешения в том, что касается белорусско-европейского диалога и участия Беларуси в Восточном партнерстве.

-- Что можно сказать о конкретном списке белорусских представителей, которых предлагается включить в состав белорусской делегации в Евронест?

-- Фигуры достаточно известные, и нет вопросов в их авторитетности. Другое дело, что нет и гарантий, что этот список устроит всех представителей оппозиции и гражданского общества. В оппозиции единства нет, и вполне вероятно, что сейчас может подняться волна вопросов среди тех структур и конкретных персоналий, которые в этот список не попали: а чем мы хуже? Не исключено, что последует такое выяснение отношений, и это тоже будет лить воду на мельницу белорусских властей, поскольку государственные СМИ тут же это прокомментируют: дескать, смотрите, они между собой не могут разобраться.

Есть и еще один момент. Дело в том, что для «третьего сектора» Брюссель создал отдельную платформу – Форум гражданского общества, то есть, получается дублирование: гражданское общество и там присутствует, и, кроме того, еще и в Евронесте. Можно понять тех европейских парламентариев, которые в данном случае решили продемонстрировать свою принципиальность, но они наталкиваются на противоречивость нынешней политики Евросоюза по отношению к Беларуси.

С одной стороны, поменяли подход, отодвинули на задний план требования по части демократизации, приняли Беларусь в Восточное партнерство, такой, какая она есть, а потом на каком-то этапе вдруг Европа начинает демонстрировать принципиальность в отдельном вопросе. А официальный Минск, который уже уверовал, что в ход пошла реализация его концепции прагматичного диалога, естественно, удивляется и начинает возмущаться: мы так не договаривались.

Понятно, что нет никаких иллюзий на счет степени демократичности выборов и демократичности режима, но есть вопросы и к стройности, выразительности политики ЕС в отношении Беларуси. Эксперты с самого начала указывали на то, что эта политика очень рыхлая и непродуманная, и во многом она строилась в надежде «на авось», мол, втянем Беларусь и начнем эту диктатуру понемножку перевоспитывать. Между тем, эксперты предупреждали сразу, что нужна «дорожная карта», нужно по этапам расписать все шаги обеих сторон. Поскольку изначально эти критерии не были определены, то теперь это естественно порождают коллизии.

Но лучше поздно, чем никогда. Я думаю, что все эти уроки так называемой новой линии Брюсселя по отношению к Беларуси должны быть проанализированы в ЕС и послужить платформой для выработки более четкой позиции в отношении Беларуси.

Другой вопрос, когда дойдут и дойдут ли руки у европейских политиков, поскольку Евросоюз сегодня погружен в свои проблемы – Греция на грани дефолта, евро сползает вниз, социальные протесты сотрясают Старый свет. Понятно, что белорусский вопрос где-то на периферии. Есть опасность, что эта слабая, невыразительная политика, когда, скажем, объявили Восточное партнерство, но как его наполнить, по каким критериям работать, толком не продумали, дискредитирует политику диалога или же позволит белорусским властям в итоге диктовать свои условия и отметать то, что им не нравится.

Поскольку Европа уже не может снова вернуться к санкциям, к изоляции, то этой слабинкой белорусская власть и пользуется.

Справка «Завтра твоей страны»:

В состав Евронест, по словам евродепутата Яцека Сариуш-Вольского, от Беларуси предлагается включить:

председателя Белоруской социал-демократической громады Станислава Шушкевича, представителя Рады белорусской интеллигенции Александра Козулина, председателя Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергея Калякина, лидера Движения «За свободу» Александра Милинкевича, председателя Партии БНФ Алексея Янукевича, руководителя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, главу Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александра Ярошука, представителя Общественного объединения «Экодом» Ирину Копорихо, председателя Белорусской ассоциации журналистов Жанну Литвину, руководителя непризнанного властями Союза поляков на Беларуси Анжелику Борис. Первое заседание Евронест запланировано на 24 марта.

Геннадий КОСАРЕВ12.03.2010  

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме