06:01 24.05.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

Доктрина Обамы (Конец американской «программы свободы»)

                              Президент США меняет стратегические приоритеты Америки
На наступившей неделе президент США 48-летний Барак Обама должен обнародовать новую стратегию национальной безопасности. Это конституционная обязанность каждого хозяина Белого Дома, и от содержания документа зависят стратегические приоритеты страны на ближайшие годы. Однако уже ясно, что Америка при новом главе государства может отойти от практики единоличных действий на международной арене и больше прислушиваться к своим союзникам и партнерам, в том числе России. Это следует из прозвучавшего в субботу, 22 мая, выступления Барака Обамы перед выпускниками американской Военной академии в Вест-Пойнте (штат Нью-Йорк). После этой речи не остается сомнений, что в новой стратегии самой мощной державы мира будут существенно пересмотрены прежние приоритеты.

Предыдущая стратегия нацбезопасности была подписана в 2002 году тогдашним президентом США Джорджем Бушем и, в частности, послужила обоснованием для американской военной операции в Ираке в марте 2003 года. «доктрина Буша» предусматривала право на ведение «упреждающей войны» против любой страны или террористической группы, которые считаются угрозой для США. Однако теперь основной мыслью в речи Барака Обамы стал тезис о том, что США не могут и не должны противостоять современным угрозам в одиночку. Это касается не только урегулирования в Ираке и Афганистане, где продолжают находиться американские войска, но и разрешения ситуации вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи, а также ближневосточного урегулирования. «Бремя нынешнего столетия не может падать только на наших солдат, оно также не может падать на одни только американские плечи», -- подчеркнул президент.

По его словам, «США должны укреплять существующие союзы, выстраивать новое партнерство и содействовать соблюдению прав человека по всему миру». «Мы отдаем себе полный отчет в недостатках нашей международной системы», -- отметил Барак Обама, но тут же подчеркнул, что «Америка не достигла успеха, выйдя из процессов сотрудничества»: «Мы должны нарисовать схему международного порядка, который сможет соответствовать вызовам нашего поколения». Хотя в своей речи Обама впрямую не отказался от «доктрины Буша» и даже не упомянул имя предшественника, изменения в стратегии очевидны: в противовес концепции «упреждающей войны» он заявил, что предотвращать нападения следует на основе «многостороннего сотрудничества», «планомерно работая над выявлением угроз со своими партнерами».

«В ноябре текущего года в США пройдут очень важные для Барака Обамы промежуточные выборы в конгресс, -- напомнил «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин. -- Поэтому он должен, с одной стороны, выполнять предвыборные обещания насчет пересмотра политики своего предшественника, но с другой -- учитывать настроения той части населения, которая симпатизирует республиканцам. Отсюда его заявления в поддержку продвижения прав человека по всему миру как исторической миссии США и одновременно ссылки на необходимость международного сотрудничества и учета позиции других стран». «Вся американская политика в конечном итоге является результатом компромисса, посредством которого президенту приходится разруливать ситуацию, находясь на пересечении интересов разных центров силы», -- говорит эксперт.

В своей речи президент Обама не упомянул не только Джорджа Буша, но и Россию. Однако это отнюдь не означает, что США меньше будут уделять внимания нашей стране. Наоборот, отношения сейчас улучшаются. «Реализация новой стратегической концепции будет включать в себя в том числе взаимодействие с Москвой по таким важным для США вопросам, как сокращение ядерных арсеналов, урегулирование в Афганистане, нераспространение ядерного оружия и иранская ядерная проблема», -- считает наш собеседник.

Особо коснувшись ситуации в Афганистане, Барак Обама дал понять, что единственная причина, по которой американские войска остаются в этой стране, заключается в «сохраняющейся там до сегодняшнего дня угрозе» со стороны «Аль-Каиды». Он предупредил о «трудных днях впереди» в Афганистане, но выразил уверенность, что войска международной коалиции и афганские правительственные силы «добьются успеха». Характерно, что, обвинив «Аль-Каиду» в «искажении исламских ценностей», Обама избежал таких терминов, как «война с террором» и «исламо-фашисты», которые активно использовал Джордж Буш и которые вызывали негодование в мусульманском мире.

В "Рособоронэкспорте" восприняли с удовлетворением решение Соединенных Штатов об отмене санкций против ряда российских предприятий, отметив, что они были введены необоснованно и практически не оказывали влияния на поставки российского оружия и боевой техники за рубеж, сообщает ИНТЕРФАКС. Правительство США отменило свои прежние односторонние санкции в отношении компании "Рособоронэкспорт", Тульского КБ приборостроения, Московского авиационного института (МАИ) и Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, говорится в уведомлении госдепартамента США, которое было опубликовано в пятницу, сообщает ИТАР-ТАСС. Односторонние карательные меры против всех этих российских организаций были введены в разное время Вашингтоном под предлогом нарушения ими американского закона о нераспространении в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии, либо международных режимов контроля над оружием массового уничтожения и ракетной техникой.
Петр ИСКЕНДЕРОВ

    *  *  *

                                 Конец американской «программы свободы» Последняя из проамериканских «цветных революций» заглохла в прошлом месяце в Киргизии. И слава Богу.

«Программа свободы» официально прекратила свое существование. Попытки Джорджа У. Буша организовать и поддержать оппозиционные движения в бывших советских республиках и установить прозападные правительства в тех регионах, которые Россия считает сферой своего влияния, были проявлением политики реализации целей глобальных демократических революций, о которых было заявлено в его втором инаугурационном обращении. Эти планы проваливались при каждом их испытании со стороны геополитической реальности.

В прошлом месяце президент Киргизии Курманбек Бакиев  формально подал в отставку после того, как он был смещен со своего поста в результате восстания, в ходе которого десятки участников акций протеста были убиты представителями сил безопасности Бакиева. Спустя пять лет после того, как «революция тюльпанов» вознесла его на вершину власти, падение Бакиева стало всего лишь очередным провалом в реализации «программы свободы». Теперь смещенный президент Киргизии может присоединиться к дискредитировавшему себя Виктору Ющенко на Украине и Михаилу Саакашвили в Грузии. Все они являются лидерами «цветных революций», которые либо установили бездарное правление, либо стали причиной других несчастий в своих странах.

Как и правление Ющенко или Саакашвили, режим Бакиева отличался многочисленными нарушениями прав человека, а также распространением коррупции, и он оказался еще хуже, чем то руководство, которое он сменил. Еще в большей степени чем «оранжевая революция» (на Украине) или «революция роз» (в Грузии), киргизская «революция тюльпанов» была откровенным по своей сути государственным переворотом, движущей силой которого было соперничество региональных элит , а также враждебное отношение элиты к тогдашнему президенту. Из трех президентов, свергнутых в результате «цветных революций», Аскар Акаев из Киргизии был наименее одиозным, и он пытался поддерживать баланс в отношениях с Москвой и Вашингтоном.  У этого физика, ставшего президентом, были свои недостатки. Однако он был достаточно гуманным и безобидными правителем, превратившим Киргизию в своего рода остров демократии в море диктатур. Тем не менее, против Акаева были выдвинуты обвинения в подтасовке голосов на выборах и это привело к уличным протестам, а Вашингтон и большинство западных наблюдателей с готовностью поддержали падение еще одного режима и воспринимали это как свидетельство растущего влияния Соединенных Штатов.

Западные средства массовой информации романтизировали  цветные революции как подлинное выражение «власти народа», выступающей против коррумпированных режимов. На самом деле, эти революции представляли собой замену одной группы аппаратчиков на другую, а все различие между ними заключалось в том, что новая группа была более враждебно настроена по отношению к влиянию России. Рука Москвы явно просматривается при организации контр-восстания, сместившего Бакиева. Однако успешное возвращение России на  прежние позиции стало возможным благодаря истинной силе ее влияния в Киргизии, что в конечном итоге должно показать всю тщетность попыток ограничить права России на ее собственном заднем дворе.

Эти цветные революции дорого стоили всем трем странам, но в результате также пострадали и интересы США. Отношения США с Москвой только сейчас начинают восстанавливаться после периода серьезной напряженности, который возник в результате американской поддержки антироссийских режимов. Более того, провал цветных революций во всех трех бывших советских республиках  прочно связал «проамериканскую» ориентацию в каждом случае с политической катастрофой. Какими бы ни были легитимные интересы Соединенных Штатов в постсоветских государствах, всем им был нанесен значительный ущерб.

К счастью, не все еще потеряно в Киргизии. Эта страна стала очень важной для Соединенных Штатов в стратегическом отношении в последние девять лет. Как и ее соседи, Киргизия предоставляла возможность осуществления поставок для обеспечения военных операций в Афганистане после 11 сентября (2001 года). Однако ко времени приведения к присяге президента Обамы Киргизия оставалась единственным государством в Средней Азии, желавшим сотрудничать с Соединенными Штатами при выполнении ими своих задач. Недовольство в народных массах по поводу американского военного присутствия  заставило руководство Киргизии попытаться прекратить аренду американцами авиабазы Манас в феврале 2009 года. Только увеличение в последний момент арендной платы позволило продлить использование этого аэродрома.

Когда в прошлом месяце Бакиев был смещен со своего поста, появились реальные опасения относительно того, что его преемник  будет выступать против американского присутствия, в результате чего снабжение американского вооруженного контингента в Афганистане было бы осложнено. Однако пока временное руководство во главе с исполняющей обязанности премьер-министра и бывшим послом в США Розой Отунбаевой разрешило продолжить использование авиабазы, и это важный шаг, если учитывать ее недовольство по поводу индифферентной позиции Вашингтона в связи с злоупотреблениями Бакиева.

Несмотря на  всю риторику, прославляющую демократию и «программу свободы», Вашингтон так и  не смог правильно оценить наиболее очевидный и значимый элемент: потребности и истинные интересы народа. По данным проведенного компанией Gallup в июле 2008 года опроса общественного мнения, значительное большинство людей во всех этих трех странах либо предпочитают иметь хорошие отношения с Россией, либо хотят иметь хорошие отношения и с Соединенными Штатами, и с Россией. Никогда в этих странах не было поддержки такого варианта, при котором они становились бы антироссийскими сателлитами США.

Смена власти в Киргизии предоставляет Америке шанс компенсировать просчеты, связанные с ее близорукостью. У Америки также есть возможность продолжить «перезагрузку» отношений с Россией и при этом признать, что Россия всегда будет иметь значительные экономические и политические связи с бывшими советскими республиками. Никто не будет в выигрыше, и меньше всего небольшие соседи России, если эти бывшие советские государства будут рассматриваться как пешки на шахматной доске.
Дэниел Ларисон (Daniel Larison)  ("", )

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме