17:46 30.03.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Денис Мельянцов: "Диалог должен быть предсказуемым и контролируемым".
Является ли участие Беларуси в Восточном Партнерстве авансом для белорусского руководства? На эту тему рассуждают корреспондент и www.Euramost.org и Денис Мельянцов, аналитик Белорусского Института Стратегических Исследований:
- Беларусь принята в Восточное партнерство. На Ваш взгляд, это результат внутренних изменений в стране или же Европа просто устала с нами бороться и решила принять такими, какие мы есть?
- Участие Беларуси в Восточном Партнерстве является авансом для белорусского руководства. Так можно утверждать, поскольку за шестимесячный период приостановки действия санкций Беларусь очень незначительно продвинулась в вопросе либерализации внутриполитической жизни и даже близко не приступила к реформированию своей политической системы. В соответствии с документами Восточного Партнерства (ВП), Беларусь является полноправным участником данной политики ЕС без каких бы то ни было предварительных условий и требований. В качестве одной из причин такого поведения ЕС можно назвать сам характер ВП и его мотивацию – политика задумывалась во многом как геополитический инструмент, призванный вовлечь шесть постсоветских государств (в том числе и Беларусь) в сферу политического влияния ЕС. А поскольку условия участия в ВП одинаковы для всех стран, то ЕС был не вправе выставлять эксклюзивные требования для нашей страны.
- Каковы преимущества и чем "грозит" Беларуси принятие в программу Восточного партнерства?
- Политика Восточного Партнерства предусматривает подписание шестью странами-участницами на протяжении следующих нескольких лет договоров об ассоциации с ЕС, создании зоны свободной торговли и постепенном формировании единого с Евросоюзом рынка по примеру уже существующего общего рынка с такими странами, как Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.
Кроме этого предусматривается открытие специальных визовых центров для ускоренного получения шенгенских виз. Еврокомиссия предлагает постепенное снижение цен на визы и упрощение процедур их получения, а в долгосрочной перспективе – введение безвизового режима со странами-партнёрами. Восточное
Партнерство также предусматривает постепенное повышение финансовой поддержки для стран региона. На сегодняшний день для нужд ВП зарезервировано 600 млн. евро на срок до 2013 года.
В рамках ВП будет также реализовываться целый ряд совместных проектов в энергетической, природоохранной, транзитной и иных сферах.
Оценивая новую инициативу ЕС без привязки к беларускому вопросу, нужно признать, что она является значительным шагом вперед по сравнению с Европейской Политикой Соседства, которая не учитывала специфики отдельных стран и применялась ко всем государствам, граничащим с ЕС. Не являясь инструментом расширения ЕС, эта политика предлагает восточноевропейским государствам институциональную базу для углубления контактов с ЕС во всех сферах.
- В одном интервью Вы сказали, что начало диалога без выполнения условий – это самая главная ошибка, и остановить диалог уже очень трудно. А имеет ли смысл его останавливать?
- Диалог, конечно же, останавливать не нужно. Это никому не выгодно. Речь шла о том, что диалог, либо процесс нормализации отношений, должен быть предсказуемым и контролируемым. Для этого необходимо как минимум разработать повестку дня диалога и критерии его эффективности, чтобы в конце периода приостановления санкций можно было четко ответить: что было реализовано, а что – нет, и насколько диалог был эффективен для обеих сторон.
Камила Ужик
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме