10:00 06.05.2011 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

День Победы или праздник милитаризма? (Прости, Виталий Палыч, дорогой!)

Все последние годы не устаю удивляться тому, как бездарно пользуются наши власти уникальными возможностями, которые дает им День Победы – единственный настоящий Праздник современной России. Праздник, который может хоть на день объединить разобщенное атомизированное российское общество. Только в День Победы тысячи жителей страны выходят на улицу не по разнарядке, не по распоряжению сверху, а потому что им хочется почувствовать себя частью единого целого — народа, который фактически спас современную цивилизацию.

Но вместо того, чтобы найти слова, символы, идеи, закрепляющие это чрезвычайно позитивное чувство единства, российские начальники громыхают ржавым железом — главным эпизодом праздника является военный парад, в котором с каждым годом принимает участие все большее количество военнослужащих (в этом году свыше 20 000 солдат и офицеров). Предполагается, что чувство единения придет к гражданам при созерцании парадных «коробок», вышагивающих прусским гусиным шагом. И граждане, подобно одесскому обывателю из «Интервенции», зальются слезами умиления: «Регулярная армия — это чего-то особенного».

На практике происходит прямо противоположное. Репетиции парада, вызывающие в городе транспортный коллапс, являются мощнейшим средством, чтобы заставить москвичей покинуть столицу. 

Сомнительно, что современного россиянина всерьез вдохновит вид военной техники, разработанной лет двадцать назад и выпускаемой ныне в мизерных количествах. Взять хоть новейшие, как утверждают организаторы парада, комплексы ПВО С-400. В парадном строю пройдут восемь установок. То есть ровно четвертая часть всех существующих С-400, выпуск которых начался аж в 2007-м. Приблизительно то же самое можно сказать и о прочих видах военной техники, объявленной новейшей — тактических ракетах «Искандер», стратегических «Тополь-М». А танк Т-90 главком Сухопутных войск Александр Постников недавно справедливо назвал результатом 17-й модернизации старого Т-72. Так что единственным настоящим новшеством на параде будет демонстрация новых беретов, которые отныне будут носить не только десантники и морские пехотинцы, но и военнослужащие других родов Вооруженных сил.

Чего же власти так зациклились на параде? Приватизировав Победу, как и все прочие российские ценности, начальники подходят к празднику сугубо утилитарно — как к возможности самопиара. В 2005-м Москву превратили в осажденную крепость, по сути запретив жителям столицы посещение центра города. Все только для того, чтобы Владимир Путин имел возможность попозировать, принимая мировых лидеров. 
На сей раз годовщина не круглая, так сказать, рядовая. Высоких иностранных гостей не ожидается. И перед политтехнологами, обслуживающими Путина и Медведева, встает вопрос, на каком фоне будут красоваться начальники. Плохо говорящие, не слишком ухоженные старики-ветераны для этого не слишком подходят. Хватит с них казенных фраз типа «никто не забыт и ничто не забыто», убогих продуктовых наборов к празднику да очередных обещаний обеспечить их жильем через 66 лет после Победы. А главным российским начальникам куда приятнее позировать рядом с ракетами и бравыми военными, чем рядом с ветеранами.

Неслучайно все сделали вид, что не было в прошлом году заявления управляющего делами президентской Администрации Владимира Кожина о том, что парад в 2011-м проводить не будут из-за предполагавшегося ремонта Красной площади. От парада в предвыборный год отказаться невозможно. В результате праздник Победы станет праздником милитаризма.
АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

    *  *  *

                                          Прости, Виталий Палыч, дорогой!

Приближается  9 мая, по телевизору поют в честь Дня победы военные песни, показывают героические фильмы и говорят правильные слова. То, что говорится, поётся и показывается в мае, всегда ожидаемо. Однако кроме месяца май в году есть одиннадцать других. И военная тема иногда интерпретируется в течение «непраздничных» месяцев довольно странно. Например, 4 апреля самолёт авиакомпании «Сибирь» совершал рейс № 897. Перед взлётом командир корабля обратился по громкой связи к пассажирам и сообщил, что самолёт выполняет рейс из Москвы в город-герой Мюнхен. А дальше, как ни в чём не бывало, всю остальную привычную информацию: дальность, продолжительность полёта, высоту, температуру за бортом…

Сначала подумалось, ну, оговорился человек. Однако незадолго до посадки командир корабля опять «оговорился»: «Через двадцать минут наш самолёт совершит посадку в городе-герое Мюнхене».

Думаю, неправильно предположить, что пилот сознательно и преднамеренно хотел оскорбить память о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. Просто такую шутку он счел уместной. Плохо то, что этот остряк-самоучка совсем даже не самоучка. Так шутить теперь вполне допустимо, это не считается ни дикостью, ни кощунством. Заповедных территорий, куда стёбу вход воспрещён, практически не осталось.

В противном случае командир другого корабля, с аудиторией куда более многочисленной, нежели вмещает салон самолёта — Константин Эрнст, — сказал бы создателям программы «Мультличности», которые сделали один из апрельских своих выпусков как пародию на Великую Отечественную, что это не только безвкусица и моветон, но вообще негоже так, уважаемые мои подчинённые…

Песня эта до «Мультличностей» звучала в пронзительно достоверном  фильме прекрасного режиссёра Семёна Арановича. Когда-то давным-давно, во время съёмок фильма «Торпедоносцы» Арановича в Мурманске, мне довелось говорить с Семёном Давыдовичем. Он тогда объяснил мне свой главный принцип в работе с военной темой: «У меня нет сверхгероев. Их, на мой взгляд, вообще в жизни нет. Нет сверхчистых, сверхблагородных, сверххрабрых… Обычные люди, в чём-то даже слабые, садились за штурвал и летели навстречу своей смерти».

Наши дедушки и наши отцы тоже были обычные люди, но на их долю  выпала страшная жуть и мерзость войны. Не приведи, Господи,  человечеству пережить такое снова! И чем становишься старше, тем яснее понимаешь, как же недавно это было. Память о жертвах и великом подвиге наших соотечественников никогда не должна быть утрачена, и уж, тем более, непристойно осмеяна.  

Но когда по поводу войны и победы плоско изгалялись «мультличности», разгневанная и оскорблённая толпа телезрителей отнюдь не собралась на митинг протеста у входа на телевидение, не завязала узлом Останкинскую телебашню. Разгневанной толпы вообще не образовалось. Да и к командиру рейса Москва-Мюнхен тоже не кинулся никто из коллег и в ужасе не прошептал: «С вами всё в порядке, командир, может, у вас жар?».

Любое государство, мне кажется, это не только властные структуры, но и корпорации, крупные и не очень. Всё это как бы большой единый организм. И все части этого организма по базовым основополагающим для общества позициям должны иметь некий солидарный взгляд. Поэтому, когда государство, потерявшее на войне десятки миллионов своих граждан, устами командиров корпораций или их подразделений громогласно заявляет, что над войной и её ужасами можно насмехаться, то это — шизофрения, причём на государственном уровне. Похоже, так случилось, что, выплеснув воду всей нашей прошлой тошнотворной идеологии, мы не заметили, что выплеснули заодно и  ребёнка.

В Советском Союзе за идеологию, как известно, отвечал, не к ночи будь помянут, товарищ Суслов. А теперь все эти фирмы, конторы и корпорации, как большие, так и маленькие, сами себе товарищ Суслов, со всеми вытекающими отсюда уродливыми последствиями. И Суслов этот в последнее время неприлично распоясался и всё чаще ведёт себя как пьяный купец: то куражится, то гогочет невпопад, а то и вовсе под лавкой храпит.

Да, идеология совершенно по заслугам вызывает в постсоциалистическом обществе идиосинкразию. Однако идеология и память — вещи разные. Особенно если под памятью понимать не её дежурную сторону в виде, к примеру, дефиле танков по Красной площади 9 мая, а память как очищение. Так, как это происходит, например, в Германии, где при полном отсутствии идеологии в нашем советском смысле по прошествии 65 лет открылся музей Нюрнбергского процесса, обошедшийся казне в несколько миллионов евро. Или другой пример памяти: итальянцы и сейчас забирают останки своих солдат из России и перезахоранивают на родине.

Организация объединённых наций, Нюрнбергский процесс, Декларация прав человека — философия гуманизма и справедливости — всё это именно материализация людской памяти о Второй мировой войне.

Но там, где союзники и сама Германия чтят и помнят — у нас зачастую либо  устраивают дежурные мероприятия, либо попросту глумятся.

Вот и проскакивают накануне праздника Победы в новостях сообщения, что где-то к поздравлению ветеранам агентства ритуальных услуг, а в городе Калининграде нарисованный на картинке Олег Кошевой расхваливает от лица риэлторской компании качество новостроек на улице своего имени. И так далее, и тому подобное. 

…Лучше, чем Визбор, тут не скажешь: «Прости, Виталий Палыч, дорогой».

АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО  

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме