07:45 21.03.2022 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В БЕЛАРУСИ: КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ?

Социально-экономическое развитие современной Беларуси характеризуется двумя важнейшими проблемами: острым демографическим кризисом и межрегиональным неравенством, которое выражается в существенных различиях в уровне и качестве жизни населения разных регионов страны. Обе проблемы взаимосвязаны и стоят настолько остро, что требуют действенной стратегии их преодоления. При этом необходимы не паллиативные, а кардинальные меры, направленные на изменение сложившейся ситуации.

Демографический кризис – это самое мягкое выражение, которым можно охарактеризовать демографические проблемы страны. С начала 1994 г. по начало 2021 г. население Беларуси сократилось с 10 243,5 тыс. чел. до 9 349,6 тыс. чел., т.е. на 893,9 тыс. чел. или на 8,7 %. Такие высокие темпы депопуляции в мирное время, в современном мире встречаются не часто – это косвенное свидетельство острого и затяжного социально-экономического кризиса в стране.

За последние 28 лет (с 1994 г.) депопуляция в стране проходила в два этапа. Первый этап депопуляции начался в 1994 г. и продолжался до 2012 г. включительно, т.е. 19 лет. В 2013-2016 гг. население страны росло за счёт миграционного прироста. С 2017 г. по настоящее время, т.е. 5-ый год подряд, продолжается второй этап депопуляции Беларуси.

С 2020 г. дополнительным фактором, способствующим депопуляции населения страны, стал СОVID-19. По официальным данным на 15.07.2021 г. от СОVID-19 в стране умерло 3297 чел.

Главная причина депопуляции – отрицательный естественный прирост населения (смертность превышает рождаемость). Впервые в послевоенное время смертность в Беларуси превысила рождаемость в 1993 г. и такая ситуация продолжается по настоящее время, т.е. 29-ый год подряд. В первом полугодии 2016 г. впервые за последние годы рождаемость превысила смертность, но по итогам всего года прирост населения сохранился отрицательным. В последние годы разница между рождаемостью и смертностью снова увеличивается – начался второй этап депопуляции, который обещает нанести населению страны больший урон, чем первый.

В результате депопуляции в нашей стране живёт сегодня столько людей, сколько проживало в ней в 1975 г. – 46 лет назад. За этот период население мира увеличилось в 1,9 раза с 4,1 до 7,9 млрд. чел. Если в 1975 г. население Беларуси составляло 0,229 % населения мира, то в 2021 г. – 0,117%. «Демографический вес» страны в значительной степени определяет её вклад в мировую экономику, формирует её геополитический потенциал. Мы и так небольшое государство, а депопуляция делает нашу страну еще мельче, ещё менее заметной среди стран мирового сообщества. Свято место пусто не бывает. Рано или поздно приедут другие и будут жить на нашей земле.

Почему в стране низок уровень рождаемости? Потому что дети – один из важнейших факторов бедности, чем больше детей в семье, тем ниже среднедушевые доходы. А если уровень жизни и так не высок, большинство семей планируют рождение детей с учётом своих экономических возможностей и имеют детей меньше, чем хотели бы.

Государство в Беларуси оказывает поддержку семьям, пытается стимулировать рождаемость. Основной объект семейной поддержки – многодетные семьи (семьи с тремя и более детьми). Ежемесячное пособие по уходу за первым ребёнком до трёх лет с 1 февраля 2021 г. составляет 472,92 руб., по уходу за вторым и последующими детьми – 540,48 руб. В то же время облагаемая подоходным налогом минимальная заработная плата с 1 января 2021 г. установлена в 400 руб. (без вычетов это 84,6 % от первого пособия и 74,0 % от второго). С учёетом обязательных платежей (налогообложения физических лиц), составляющих 14% от денежных доходов работников, выдаваемая на руки МЗП составляет 344 руб. или 72,7 % от размера пособия по уходу за первым ребёнком и 63,6% от размера пособия по уходу за вторым и последующими детьми.

Как результат, в стране происходит рост числа многодетных семей, но многодетность – это удел периферийных районов. Так, по переписи населения 2019 г. 8,7 % всех семей с детьми были многодетными, в том числе в районах экономического ядра (наиболее экономически развитых районах, центрами которых являются крупнейшие города) – 7,3 %, в периферийных районах – 13,7 %. Получить заработную плату во многих районах страны, особенно в сельской местности, в размере ежемесячного пособия по уходу за ребёнком часто проблематично. Рождение ребёнка в таких условиях часто является отложенной бедностью – попыткой семьи решить свои экономические проблемы, но рано или поздно пособия заканчиваются, а дети остаются.

Сохраняющийся на протяжении десятилетий отрицательный естественный прирост в Беларуси убедительно свидетельствует о неэффективности и недостаточности мер государства, направленных на поддержку рождаемости.

Депопуляция – острая проблема Беларуси, но в регионах страны она протекает не повсеместно. С 1994 г. по 2021 г. население Минска выросло на 20,7 %. Население шести областей Беларуси без Минска за 1994-2021 гг. сократилось на 14,4 % или сокращалось на 0,5 % ежегодно. Страна уверенно движется к моноцентричному развитию, когда население будет расти только в Минске и его городской агломерации, которая распространилась на всю центральную часть Минской области. Минский район, например, который целиком входит в состав Минской городской агломерации, уже сегодня самый населённый из 118 районов Беларуси, больше его по населению только сам Минск и областные центры, которые являются городами областного подчинения. На начало 2021 г. в Минском районе проживало 259,7 тыс. чел. (2,8 % населения страны). Если в Минске сосредоточено 27,6 % всех горожан Беларуси, то в Минском районе – 11,2 % всех сельских жителей страны.

О том, что моноцентричность развития Беларуси – близкая реальность говорят факты начавшегося демографического «увядания» большинства областных центров, в числе которых Могилёв, Витебск и Гомель, не говоря уже о большинстве других больших городов страны (Орша, Бобруйск, Пинск и др.). Переход к моноцентризму в пространственном развитии страны –угроза для всех нас, граждан Беларуси. Он обостряет экологические проблемы в Минске и во всей центральной части Минской области и ведёт к деградации демографического и экономического потенциала всей остальной страны. Эта яркая тенденция не может способствовать устойчивому и инклюзивному развитию, ориентированному на благополучие всех граждан и регионов. Беларусь слишком велика для того, чтобы моноцентричная модель дальнейшего развития была эффективна, как правило, эта модель имеет право на жизнь в странах площадью до 100 тыс. кв. км, а оптимальна для страны площадью 30-40 тыс. кв. км, а наша страна в два-семь раз больше. Поэтому полицентричность развития – важнейшее условие устойчивого и инклюзивного развития Беларуси.

Ярко выраженная моноцентричность развития Беларуси имеет экономическую природу (таблица 1). Уровень оплаты труда в Минске значительно выше, чем в любой из областей страны, и эти различия продолжают расти.

Таблица 1 – Различия в оплате труда в г. Минске и областных регионах Беларуси в 1990-2020 гг.

1990

1995

2000

2005

2010

2015

2020

Средний уровень ННСЗП Беларуси, руб.

269

755100

58900

463700

1217300

6718700

1250,9

Максимальная

ННСЗП, руб. (г. Минск)

306

1007000

76800

564900

1537200

9158700

1782,2

Минимальная

ННСЗП, руб.

245

625600

51200

411800

1088100

5782000

1018,6

Глубина различий, %

124,9

161,0

150,0

137,2

141,3

158,4

175,0

Прим. к табл. 1 и 2. ННСЗП – номинальная начисленная среднегодовая заработная плата.

При этом наибольшие различия по уровню оплаты труда характерны для базовых единиц административно-территориального деления страны – городов областного подчинения и административных районов (таблица 2).

Таблица 2 – Различия в оплате труда в городах областного подчинения и административных районах Беларуси в 1990-2020 гг.

1990

1995

2000

2005

2010

2015

2020

Средний уровень ННСЗП Беларуси, руб.

269

755100

58900

463700

1217300

6718700

1250,9

Максимальная

ННСЗП, руб.

367

1063800

97800

708600

1925800

10107000

1804,1

Минимальная

ННСЗП, руб.

205

391900

34200

300000

799500

4221000

752,3

Глубина различий, %

179,0

271,4

286,0

236,2

240,9

239,4

239,8

Реальные различия в уровне жизни в регионах Беларуси ещё выше, чем показано в таблицах 1 и 2, поскольку в разных регионах разный уровень занятости, разная возрастная структура населения, разное количество детей в домохозяйствах (семьях).

Нельзя забывать и о гораздо большей, чем в советское время, отраслевой дифференциации оплаты труда, т.е. различиях в уровне оплаты труда по основным отраслям народного хозяйства (видам экономической деятельности). Существуют в суверенной Беларуси и различия в оплате труда по линии начальник-подчинённый (вертикальная стратификация доходов населения). Статистика не даёт возможности судить об уровне вертикальной стратификации доходов населения, но очевидно, что глубина различий также значительно больше, чем это имело место в Советской Белоруссии.

Можно утверждать, что в Республике Беларусь в уровне и качестве жизни населения в последние десятилетия обострились два мощных и ярко выраженных в пространстве социальных разлома, под которыми следует понимать резкие и неприемлемые с социальных позиций различия в уровне и качестве жизни населения между регионами страны. Пространственные социальные разломы существовали в латентной форме в Беларуси и во времена СССР, но микшировались достаточно активной социальной политикой.

В Республике Беларусь – социальные разломы проявились достаточно ярко и стали угрозой дальнейшего развития страны, поскольку они резко обострили проблемы социальной справедливости, породили межрегиональные диспропорции и стали тормозить социально-экономическое развитие страны с 2010-х годов, когда страна по официальным данным преодолела постсоветский социально-экономический кризис. Торможение социально-экономического развития Беларуси в последнее десятилетие очевидно и объяснимо. Не может страна иметь высокие темпы экономического роста, если значительная часть её граждан живут бедно, экономя на всём – от одежды, обуви и до продуктов питания. Ёмкость внутреннего потребительского рынка – один из важнейших факторов экономического роста.

Первый социальный разлом, причём разлом наиболее резко выраженный, проходит по линии Минск (Минская городская агломерация) и остальная страна. Этот разлом можно назвать разломом «столица – провинция», понимая под провинцией всю остальную страну. Существование этого разлома и объясняет рост населения Минска в условиях депопуляции.

В 2020 г. средняя зарплата в месяц в Минске и Минском районе составляла 1745,4 руб., на остальной территории страны – 1051,9 руб. Столичный регион опережал всю остальную страну по уровню номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на 65,9 %. Пока будет так, остановить сверхконцентрацию населения и экономического потенциала в Минске и его пригородах не удастся. Страна будет продолжать уверенное движение к моноцентризму, а все регионы страны будут обречены на деградацию. Уже в 2020 г. в Минске и Минском районе было сконцентрировано 28,7 % всех занятых в экономике и 24,3 % всех жителей Беларуси. Средняя плотность населения в Минске и Минском районе составила более 1000 чел. на кв. км, т.е. была больше, чем в среднем по стране, в 22,4 раза.

Второй социальный разлом – достаточно резкие различия в уровне и качестве жизни населения между населением больших городов и, прежде всего, областных центров и окружающих их периферийных территорий. Если взять 18 районов экономического ядра, без Минска и Минского района, то в 2020 г. среднемесячная начисленная заработная плата в них составила 1147,6 руб., а в окружающих районах – 907,1 руб. Районы экономического ядра, включая в их состав города областного подчинения, опережали окружающие их районы по уровню номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на 26,5 %. В больших городах ещё сохраняется значительный демографический и экономический потенциалы, они могут способствовать и оживлению экономической и социальной жизни на окружающих территориях. Пока есть такие центры, возможно возвращение на траекторию полицентричного развития, но процессы «увядания» больших городов уже идут. Дальнейшее саморазвитие этих процессов приведёт к формированию в стране не локальных, как сегодня (окружение больших городов), а больших пятен экономической депрессивности. Каким стал Юго-восточный регион Могилёвской области (Кричевский внутриобластной регион), таковыми становятся Оршанский и Бобруйский внутриобластные регионы.

Стремясь остановить эти процессы, на правительственном уровне выделены города ускоренного развития, но в их число не вошли областные центры, и о каком ускоренном развитии таких городов можно говорить, если во многих из них есть проблемы с занятостью, уровень оплаты труда в большинстве случаев не доходит до среднего по стране, а сами города не имеют официального статуса центров окружающих их территорий, каковыми они реально являются. Страна нуждается в кардинальной административной реформе, как раз для того, чтобы обеспечить полицентричное будущее Беларуси, а значит устойчивое и инклюзивное развитие.

Два социальных разлома позволяют разделить всю Беларусь на три группы регионов с совершенно разным уровнем и качеством жизни населения. Каждая группа настолько отличается по этим параметрам, что представляет собой «страну в стране», т.е. в современной Беларуси люди живут как будто в трёх разных «странах». «Первая страна» – Минск и его ближайшее окружение, «вторая страна» – большие города с их пригородами (районы экономического ядра без Минска), «третья страна» – мелкогородская и сельская периферия, включающая большинство районов и занимающая большую часть площади Беларуси. В «стране №1» проживает около 25 % населения Беларуси, в «стране №2» – около 45 %, в «стране №3» – более 30 %.

Наглядно уровень оплаты труда в трёх «странах» (группах районов) Беларуси отражает рисунок.

Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в 2020 г. в разных городах и районах Беларуси

(заработная плата в Минске и Минском районе принята за 100,0 %)

В начале статьи было указано, что главная причина депопуляции в Беларуси – отрицательный естественный прирост населения, но в большинстве районов страны это не так. За 2011-2019 гг. миграционный отток населения стал главной причиной депопуляции в 68 административных районах страны. На практике это означает, что эти районы испытывают сверхвысокие темпы депопуляции (обезлюживание), поскольку к отрицательному естественному приросту населения добавляется ещё более мощный поток мигрантов, покидающих их.

Почему люди мигрируют? Причины разные, но главное – различия в уровне и качестве жизни населения, существование в Беларуси «трёх стран» и двух резко выраженных социальных разломов. Люди едут туда, где есть рабочие места и платят более достойную заработную плату, т.е. из периферийных регионов («страна №3») в большие города («страна №2»), а сегодня чаще всего в Минск («страна № 1») или за пределы нашей родины (внешние мигранты).

Приведённые факты свидетельствуют, что демографический кризис и межрегиональное неравенство – две стороны одной проблемы и их решение лежит в одной сфере – в сфере оплаты труда, которая должна быть ориентирована на преодоление бедности и межрегиональных различий. Остальные меры, а их немало, также важны, но вторичны. Оплата труда – базовое решение (смягчение) проблем депопуляции и преодоления (снижения) межрегиональных диспропорций.

Главный инструмент социальной защиты самой многочисленной группы населения – занятых в экономике – минимальная заработная плата (МЗП). Человечество пришло к МЗП только в конце XIX в. Первыми странами, которые вводили этот инструмент, стали Австралия и Новая Зеландия. Широкому использованию МЗП во многих странах мира способствовала Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г.

В 1928, 1951 и 1970 гг. МОТ приняла Конвенции 26, 99 и 131, посвящённые МЗП. Конвенция 26 касалась установления МЗП в промышленности и торговле, Конвенция 99 установила МЗП для работников сельского хозяйства, Конвенция 131 была посвящена общим вопросам установления МЗП.

Статья 3 Конвенции 131 установила приоритет воспроизводственного подхода, ориентированного на воспроизводство трудовых ресурсов, к определению уровня МЗП. Если уровень МЗП определяется реальными затратами на воспроизводство рабочей силы, то этот инструмент оказывает наибольшее влияние на выравнивание межрегиональной и межотраслевой дифференциации в уровне оплаты труда, обеспечивая должный уровень социальной справедливости и ведёт к сокращению бедности. Воспроизводственный подход к оплате труда – надёжная гарантия от возникновения такого уродливого социального явления, как «работающий бедный». Воспроизводственный подход к МЗП предполагает, что работающий априори не может быть бедным. В силу вышесказанного, отношение МЗП к средней или медианной заработной плате по стране можно рассматривать как важнейший индикатор социальной защиты занятого населения и снижения межрегиональных диспропорций как в оплате труда, так и в других показателях уровня и качества жизни населения.Значимость МЗП как показателя социальной защиты населения и регулятора межрегиональных диспропорций настолько значительна, что отношение МЗП к средней или медианной заработной плате по стране можно рассматривать как важнейший индикатор социальной направленности государственной политики.

В странах Европейского Союза нет общих подходов к размеру МЗП. В последние годы рекомендуемый уровень МЗП определяется в размере не ниже 60% от медианной заработной платы, т.е. от того уровня заработной платы, меньше и больше которого получают по 50% всех занятых в экономике страны. Большинство стран Европейского Союза соответствуют этим критериям или стремятся к ним.

СССР был одной из первых стран мира, которая ввела МЗП на государственном уровне с 1973 г. МЗП в СССР была определена в размере 70 руб., что соответствовало 70 % средней заработной платы по стране в 1972 г. К сожалению, МЗП в СССР с 1973 г. по 1991 г. не повышалась. В результате МЗП в 1990 г. составляла всего 26 % от средней заработной платы по стране.

В условиях независимой Беларуси перед правительством страны встал выбор, какую величину должен составлять МЗП по отношению к заработной плате. Поскольку МЗП должна определяться на основе воспроизводственного и экономического подходов (экономических возможностей и экономической целесообразности), власти решили, что сэкономив на МЗП, мы сможем построить эффективную экономику. В результате, МЗП на протяжении всего постсоветского периода оставалась на уровне 30-35 % от среднего уровня заработной платы по стране и примерно соответствовала минимальному потребительскому бюджету одного человека. Итог тридцатилетнего социально-экономического развития суверенной Беларуси позволяет утверждать, что сегодня мы не имеем ни эффективной экономики, ни должного уровня социальной защиты населения. Постсоветская Беларусь на собственном опыте ещё раз подтвердила известный тезис о том, что экономить на людях нельзя, люди – главная производительная сила, итог подобной по сути антисоциальной политики – депопуляция и рост межрегиональных диспропорций.

О какой рождаемости в Беларуси можно было говорить, если МЗП тридцать лет определялась на основе удовлетворения потребностей одного человека. Между тем априори понятно, что каждый работающий должен воспитать и привести себе на смену хотя бы одного ребёнка. Если бы МЗП в стране определялась из потребностей двух человек, она и составила бы не 30-35 % как сегодня, а примерно 70 % от средней заработной платы по стране в целом.

В начале 2021 г. Республика Беларусь имела самый низкий уровень МЗП в пересчёте на евро среди 34 стран Европы, где на национальном уровне устанавливается МЗП (130 евро). По уровню МЗП к среднему уровню заработной платы в Беларуси, составлявшему 31%, наша страна среди тех же европейских стран опережала только Черногорию и Россию. В Украине и Молдове – самых бедных странах современной Европы, МЗП составляла в начале 2021 г. 180 и 135 евро, а величина МЗП к средней заработной плате по этим странам составляла соответственно 47,8 и 33,1 %.

Понятно, что повысить уровень МЗП к средней заработной плате по стране непросто, но то, что это необходимо делать, очевидно. И дело тут не столько в экономических возможностях страны, пример Украины и Молдовы говорит об этом, сколько в политической воле беларуского руководства, в его готовности к соответствующим изменениям. Без планомерного повышения уровня МЗП к среднему уровню заработной платы по стране Беларуси никогда не удастся решить свои демографические проблемы и успешно бороться с межрегиональными диспропорциями. Какие планы на этот счёт у беларуского правительства? Никаких. Этот вопрос даже не ставится и не обсуждается. В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 г. чётко сказано, что МЗП должна поддерживаться на уровне не ниже 30% от прогнозного значения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по стране. Это значит, что эта архаичная и антисоциальная по своей сути норма будет сохраняться ещё не менее 5 лет.

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме