07:45 21.03.2022 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В БЕЛАРУСИ: КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ?
Социально-экономическое развитие современной Беларуси характеризуется двумя важнейшими проблемами: острым демографическим кризисом и межрегиональным неравенством, которое выражается в существенных различиях в уровне и качестве жизни населения разных регионов страны. Обе проблемы взаимосвязаны и стоят настолько остро, что требуют действенной стратегии их преодоления. При этом необходимы не паллиативные, а кардинальные меры, направленные на изменение сложившейся ситуации.
Демографический кризис – это самое мягкое выражение, которым можно охарактеризовать демографические проблемы страны. С начала 1994 г. по начало 2021 г. население Беларуси сократилось с 10 243,5 тыс. чел. до 9 349,6 тыс. чел., т.е. на 893,9 тыс. чел. или на 8,7 %. Такие высокие темпы депопуляции в мирное время, в современном мире встречаются не часто – это косвенное свидетельство острого и затяжного социально-экономического кризиса в стране.
За последние 28 лет (с 1994 г.) депопуляция в стране проходила в два этапа. Первый этап депопуляции начался в 1994 г. и продолжался до 2012 г. включительно, т.е. 19 лет. В 2013-2016 гг. население страны росло за счёт миграционного прироста. С 2017 г. по настоящее время, т.е. 5-ый год подряд, продолжается второй этап депопуляции Беларуси.
С 2020 г. дополнительным фактором, способствующим депопуляции населения страны, стал СОVID-19. По официальным данным на 15.07.2021 г. от СОVID-19 в стране умерло 3297 чел.
Главная причина депопуляции – отрицательный естественный прирост населения (смертность превышает рождаемость). Впервые в послевоенное время смертность в Беларуси превысила рождаемость в 1993 г. и такая ситуация продолжается по настоящее время, т.е. 29-ый год подряд. В первом полугодии 2016 г. впервые за последние годы рождаемость превысила смертность, но по итогам всего года прирост населения сохранился отрицательным. В последние годы разница между рождаемостью и смертностью снова увеличивается – начался второй этап депопуляции, который обещает нанести населению страны больший урон, чем первый.
В результате депопуляции в нашей стране живёт сегодня столько людей, сколько проживало в ней в 1975 г. – 46 лет назад. За этот период население мира увеличилось в 1,9 раза с 4,1 до 7,9 млрд. чел. Если в 1975 г. население Беларуси составляло 0,229 % населения мира, то в 2021 г. – 0,117%. «Демографический вес» страны в значительной степени определяет её вклад в мировую экономику, формирует её геополитический потенциал. Мы и так небольшое государство, а депопуляция делает нашу страну еще мельче, ещё менее заметной среди стран мирового сообщества. Свято место пусто не бывает. Рано или поздно приедут другие и будут жить на нашей земле.
Почему в стране низок уровень рождаемости? Потому что дети – один из важнейших факторов бедности, чем больше детей в семье, тем ниже среднедушевые доходы. А если уровень жизни и так не высок, большинство семей планируют рождение детей с учётом своих экономических возможностей и имеют детей меньше, чем хотели бы.
Государство в Беларуси оказывает поддержку семьям, пытается стимулировать рождаемость. Основной объект семейной поддержки – многодетные семьи (семьи с тремя и более детьми). Ежемесячное пособие по уходу за первым ребёнком до трёх лет с 1 февраля 2021 г. составляет 472,92 руб., по уходу за вторым и последующими детьми – 540,48 руб. В то же время облагаемая подоходным налогом минимальная заработная плата с 1 января 2021 г. установлена в 400 руб. (без вычетов это 84,6 % от первого пособия и 74,0 % от второго). С учёетом обязательных платежей (налогообложения физических лиц), составляющих 14% от денежных доходов работников, выдаваемая на руки МЗП составляет 344 руб. или 72,7 % от размера пособия по уходу за первым ребёнком и 63,6% от размера пособия по уходу за вторым и последующими детьми.
Как результат, в стране происходит рост числа многодетных семей, но многодетность – это удел периферийных районов. Так, по переписи населения 2019 г. 8,7 % всех семей с детьми были многодетными, в том числе в районах экономического ядра (наиболее экономически развитых районах, центрами которых являются крупнейшие города) – 7,3 %, в периферийных районах – 13,7 %. Получить заработную плату во многих районах страны, особенно в сельской местности, в размере ежемесячного пособия по уходу за ребёнком часто проблематично. Рождение ребёнка в таких условиях часто является отложенной бедностью – попыткой семьи решить свои экономические проблемы, но рано или поздно пособия заканчиваются, а дети остаются.
Сохраняющийся на протяжении десятилетий отрицательный естественный прирост в Беларуси убедительно свидетельствует о неэффективности и недостаточности мер государства, направленных на поддержку рождаемости.
Депопуляция – острая проблема Беларуси, но в регионах страны она протекает не повсеместно. С 1994 г. по 2021 г. население Минска выросло на 20,7 %. Население шести областей Беларуси без Минска за 1994-2021 гг. сократилось на 14,4 % или сокращалось на 0,5 % ежегодно. Страна уверенно движется к моноцентричному развитию, когда население будет расти только в Минске и его городской агломерации, которая распространилась на всю центральную часть Минской области. Минский район, например, который целиком входит в состав Минской городской агломерации, уже сегодня самый населённый из 118 районов Беларуси, больше его по населению только сам Минск и областные центры, которые являются городами областного подчинения. На начало 2021 г. в Минском районе проживало 259,7 тыс. чел. (2,8 % населения страны). Если в Минске сосредоточено 27,6 % всех горожан Беларуси, то в Минском районе – 11,2 % всех сельских жителей страны.
О том, что моноцентричность развития Беларуси – близкая реальность говорят факты начавшегося демографического «увядания» большинства областных центров, в числе которых Могилёв, Витебск и Гомель, не говоря уже о большинстве других больших городов страны (Орша, Бобруйск, Пинск и др.). Переход к моноцентризму в пространственном развитии страны –угроза для всех нас, граждан Беларуси. Он обостряет экологические проблемы в Минске и во всей центральной части Минской области и ведёт к деградации демографического и экономического потенциала всей остальной страны. Эта яркая тенденция не может способствовать устойчивому и инклюзивному развитию, ориентированному на благополучие всех граждан и регионов. Беларусь слишком велика для того, чтобы моноцентричная модель дальнейшего развития была эффективна, как правило, эта модель имеет право на жизнь в странах площадью до 100 тыс. кв. км, а оптимальна для страны площадью 30-40 тыс. кв. км, а наша страна в два-семь раз больше. Поэтому полицентричность развития – важнейшее условие устойчивого и инклюзивного развития Беларуси.
Ярко выраженная моноцентричность развития Беларуси имеет экономическую природу (таблица 1). Уровень оплаты труда в Минске значительно выше, чем в любой из областей страны, и эти различия продолжают расти.
Таблица 1 – Различия в оплате труда в г. Минске и областных регионах Беларуси в 1990-2020 гг.
1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | |
Средний уровень ННСЗП Беларуси, руб. | 269 | 755100 | 58900 | 463700 | 1217300 | 6718700 | 1250,9 |
Максимальная ННСЗП, руб. (г. Минск) | 306 | 1007000 | 76800 | 564900 | 1537200 | 9158700 | 1782,2 |
Минимальная ННСЗП, руб. | 245 | 625600 | 51200 | 411800 | 1088100 | 5782000 | 1018,6 |
Глубина различий, % | 124,9 | 161,0 | 150,0 | 137,2 | 141,3 | 158,4 | 175,0 |
Прим. к табл. 1 и 2. ННСЗП – номинальная начисленная среднегодовая заработная плата.
При этом наибольшие различия по уровню оплаты труда характерны для базовых единиц административно-территориального деления страны – городов областного подчинения и административных районов (таблица 2).
Таблица 2 – Различия в оплате труда в городах областного подчинения и административных районах Беларуси в 1990-2020 гг.
1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | |
Средний уровень ННСЗП Беларуси, руб. | 269 | 755100 | 58900 | 463700 | 1217300 | 6718700 | 1250,9 |
Максимальная ННСЗП, руб. | 367 | 1063800 | 97800 | 708600 | 1925800 | 10107000 | 1804,1 |
Минимальная ННСЗП, руб. | 205 | 391900 | 34200 | 300000 | 799500 | 4221000 | 752,3 |
Глубина различий, % | 179,0 | 271,4 | 286,0 | 236,2 | 240,9 | 239,4 | 239,8 |
Реальные различия в уровне жизни в регионах Беларуси ещё выше, чем показано в таблицах 1 и 2, поскольку в разных регионах разный уровень занятости, разная возрастная структура населения, разное количество детей в домохозяйствах (семьях).
Нельзя забывать и о гораздо большей, чем в советское время, отраслевой дифференциации оплаты труда, т.е. различиях в уровне оплаты труда по основным отраслям народного хозяйства (видам экономической деятельности). Существуют в суверенной Беларуси и различия в оплате труда по линии начальник-подчинённый (вертикальная стратификация доходов населения). Статистика не даёт возможности судить об уровне вертикальной стратификации доходов населения, но очевидно, что глубина различий также значительно больше, чем это имело место в Советской Белоруссии.
Можно утверждать, что в Республике Беларусь в уровне и качестве жизни населения в последние десятилетия обострились два мощных и ярко выраженных в пространстве социальных разлома, под которыми следует понимать резкие и неприемлемые с социальных позиций различия в уровне и качестве жизни населения между регионами страны. Пространственные социальные разломы существовали в латентной форме в Беларуси и во времена СССР, но микшировались достаточно активной социальной политикой.
В Республике Беларусь – социальные разломы проявились достаточно ярко и стали угрозой дальнейшего развития страны, поскольку они резко обострили проблемы социальной справедливости, породили межрегиональные диспропорции и стали тормозить социально-экономическое развитие страны с 2010-х годов, когда страна по официальным данным преодолела постсоветский социально-экономический кризис. Торможение социально-экономического развития Беларуси в последнее десятилетие очевидно и объяснимо. Не может страна иметь высокие темпы экономического роста, если значительная часть её граждан живут бедно, экономя на всём – от одежды, обуви и до продуктов питания. Ёмкость внутреннего потребительского рынка – один из важнейших факторов экономического роста.
Первый социальный разлом, причём разлом наиболее резко выраженный, проходит по линии Минск (Минская городская агломерация) и остальная страна. Этот разлом можно назвать разломом «столица – провинция», понимая под провинцией всю остальную страну. Существование этого разлома и объясняет рост населения Минска в условиях депопуляции.
В 2020 г. средняя зарплата в месяц в Минске и Минском районе составляла 1745,4 руб., на остальной территории страны – 1051,9 руб. Столичный регион опережал всю остальную страну по уровню номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на 65,9 %. Пока будет так, остановить сверхконцентрацию населения и экономического потенциала в Минске и его пригородах не удастся. Страна будет продолжать уверенное движение к моноцентризму, а все регионы страны будут обречены на деградацию. Уже в 2020 г. в Минске и Минском районе было сконцентрировано 28,7 % всех занятых в экономике и 24,3 % всех жителей Беларуси. Средняя плотность населения в Минске и Минском районе составила более 1000 чел. на кв. км, т.е. была больше, чем в среднем по стране, в 22,4 раза.
Второй социальный разлом – достаточно резкие различия в уровне и качестве жизни населения между населением больших городов и, прежде всего, областных центров и окружающих их периферийных территорий. Если взять 18 районов экономического ядра, без Минска и Минского района, то в 2020 г. среднемесячная начисленная заработная плата в них составила 1147,6 руб., а в окружающих районах – 907,1 руб. Районы экономического ядра, включая в их состав города областного подчинения, опережали окружающие их районы по уровню номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на 26,5 %. В больших городах ещё сохраняется значительный демографический и экономический потенциалы, они могут способствовать и оживлению экономической и социальной жизни на окружающих территориях. Пока есть такие центры, возможно возвращение на траекторию полицентричного развития, но процессы «увядания» больших городов уже идут. Дальнейшее саморазвитие этих процессов приведёт к формированию в стране не локальных, как сегодня (окружение больших городов), а больших пятен экономической депрессивности. Каким стал Юго-восточный регион Могилёвской области (Кричевский внутриобластной регион), таковыми становятся Оршанский и Бобруйский внутриобластные регионы.
Стремясь остановить эти процессы, на правительственном уровне выделены города ускоренного развития, но в их число не вошли областные центры, и о каком ускоренном развитии таких городов можно говорить, если во многих из них есть проблемы с занятостью, уровень оплаты труда в большинстве случаев не доходит до среднего по стране, а сами города не имеют официального статуса центров окружающих их территорий, каковыми они реально являются. Страна нуждается в кардинальной административной реформе, как раз для того, чтобы обеспечить полицентричное будущее Беларуси, а значит устойчивое и инклюзивное развитие.
Два социальных разлома позволяют разделить всю Беларусь на три группы регионов с совершенно разным уровнем и качеством жизни населения. Каждая группа настолько отличается по этим параметрам, что представляет собой «страну в стране», т.е. в современной Беларуси люди живут как будто в трёх разных «странах». «Первая страна» – Минск и его ближайшее окружение, «вторая страна» – большие города с их пригородами (районы экономического ядра без Минска), «третья страна» – мелкогородская и сельская периферия, включающая большинство районов и занимающая большую часть площади Беларуси. В «стране №1» проживает около 25 % населения Беларуси, в «стране №2» – около 45 %, в «стране №3» – более 30 %.
Наглядно уровень оплаты труда в трёх «странах» (группах районов) Беларуси отражает рисунок.
Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в 2020 г. в разных городах и районах Беларуси
(заработная плата в Минске и Минском районе принята за 100,0 %)
В начале статьи было указано, что главная причина депопуляции в Беларуси – отрицательный естественный прирост населения, но в большинстве районов страны это не так. За 2011-2019 гг. миграционный отток населения стал главной причиной депопуляции в 68 административных районах страны. На практике это означает, что эти районы испытывают сверхвысокие темпы депопуляции (обезлюживание), поскольку к отрицательному естественному приросту населения добавляется ещё более мощный поток мигрантов, покидающих их.
Почему люди мигрируют? Причины разные, но главное – различия в уровне и качестве жизни населения, существование в Беларуси «трёх стран» и двух резко выраженных социальных разломов. Люди едут туда, где есть рабочие места и платят более достойную заработную плату, т.е. из периферийных регионов («страна №3») в большие города («страна №2»), а сегодня чаще всего в Минск («страна № 1») или за пределы нашей родины (внешние мигранты).
Приведённые факты свидетельствуют, что демографический кризис и межрегиональное неравенство – две стороны одной проблемы и их решение лежит в одной сфере – в сфере оплаты труда, которая должна быть ориентирована на преодоление бедности и межрегиональных различий. Остальные меры, а их немало, также важны, но вторичны. Оплата труда – базовое решение (смягчение) проблем депопуляции и преодоления (снижения) межрегиональных диспропорций.
Главный инструмент социальной защиты самой многочисленной группы населения – занятых в экономике – минимальная заработная плата (МЗП). Человечество пришло к МЗП только в конце XIX в. Первыми странами, которые вводили этот инструмент, стали Австралия и Новая Зеландия. Широкому использованию МЗП во многих странах мира способствовала Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г.
В 1928, 1951 и 1970 гг. МОТ приняла Конвенции 26, 99 и 131, посвящённые МЗП. Конвенция 26 касалась установления МЗП в промышленности и торговле, Конвенция 99 установила МЗП для работников сельского хозяйства, Конвенция 131 была посвящена общим вопросам установления МЗП.
Статья 3 Конвенции 131 установила приоритет воспроизводственного подхода, ориентированного на воспроизводство трудовых ресурсов, к определению уровня МЗП. Если уровень МЗП определяется реальными затратами на воспроизводство рабочей силы, то этот инструмент оказывает наибольшее влияние на выравнивание межрегиональной и межотраслевой дифференциации в уровне оплаты труда, обеспечивая должный уровень социальной справедливости и ведёт к сокращению бедности. Воспроизводственный подход к оплате труда – надёжная гарантия от возникновения такого уродливого социального явления, как «работающий бедный». Воспроизводственный подход к МЗП предполагает, что работающий априори не может быть бедным. В силу вышесказанного, отношение МЗП к средней или медианной заработной плате по стране можно рассматривать как важнейший индикатор социальной защиты занятого населения и снижения межрегиональных диспропорций как в оплате труда, так и в других показателях уровня и качества жизни населения.Значимость МЗП как показателя социальной защиты населения и регулятора межрегиональных диспропорций настолько значительна, что отношение МЗП к средней или медианной заработной плате по стране можно рассматривать как важнейший индикатор социальной направленности государственной политики.
В странах Европейского Союза нет общих подходов к размеру МЗП. В последние годы рекомендуемый уровень МЗП определяется в размере не ниже 60% от медианной заработной платы, т.е. от того уровня заработной платы, меньше и больше которого получают по 50% всех занятых в экономике страны. Большинство стран Европейского Союза соответствуют этим критериям или стремятся к ним.
СССР был одной из первых стран мира, которая ввела МЗП на государственном уровне с 1973 г. МЗП в СССР была определена в размере 70 руб., что соответствовало 70 % средней заработной платы по стране в 1972 г. К сожалению, МЗП в СССР с 1973 г. по 1991 г. не повышалась. В результате МЗП в 1990 г. составляла всего 26 % от средней заработной платы по стране.
В условиях независимой Беларуси перед правительством страны встал выбор, какую величину должен составлять МЗП по отношению к заработной плате. Поскольку МЗП должна определяться на основе воспроизводственного и экономического подходов (экономических возможностей и экономической целесообразности), власти решили, что сэкономив на МЗП, мы сможем построить эффективную экономику. В результате, МЗП на протяжении всего постсоветского периода оставалась на уровне 30-35 % от среднего уровня заработной платы по стране и примерно соответствовала минимальному потребительскому бюджету одного человека. Итог тридцатилетнего социально-экономического развития суверенной Беларуси позволяет утверждать, что сегодня мы не имеем ни эффективной экономики, ни должного уровня социальной защиты населения. Постсоветская Беларусь на собственном опыте ещё раз подтвердила известный тезис о том, что экономить на людях нельзя, люди – главная производительная сила, итог подобной по сути антисоциальной политики – депопуляция и рост межрегиональных диспропорций.
О какой рождаемости в Беларуси можно было говорить, если МЗП тридцать лет определялась на основе удовлетворения потребностей одного человека. Между тем априори понятно, что каждый работающий должен воспитать и привести себе на смену хотя бы одного ребёнка. Если бы МЗП в стране определялась из потребностей двух человек, она и составила бы не 30-35 % как сегодня, а примерно 70 % от средней заработной платы по стране в целом.
В начале 2021 г. Республика Беларусь имела самый низкий уровень МЗП в пересчёте на евро среди 34 стран Европы, где на национальном уровне устанавливается МЗП (130 евро). По уровню МЗП к среднему уровню заработной платы в Беларуси, составлявшему 31%, наша страна среди тех же европейских стран опережала только Черногорию и Россию. В Украине и Молдове – самых бедных странах современной Европы, МЗП составляла в начале 2021 г. 180 и 135 евро, а величина МЗП к средней заработной плате по этим странам составляла соответственно 47,8 и 33,1 %.
Понятно, что повысить уровень МЗП к средней заработной плате по стране непросто, но то, что это необходимо делать, очевидно. И дело тут не столько в экономических возможностях страны, пример Украины и Молдовы говорит об этом, сколько в политической воле беларуского руководства, в его готовности к соответствующим изменениям. Без планомерного повышения уровня МЗП к среднему уровню заработной платы по стране Беларуси никогда не удастся решить свои демографические проблемы и успешно бороться с межрегиональными диспропорциями. Какие планы на этот счёт у беларуского правительства? Никаких. Этот вопрос даже не ставится и не обсуждается. В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 г. чётко сказано, что МЗП должна поддерживаться на уровне не ниже 30% от прогнозного значения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по стране. Это значит, что эта архаичная и антисоциальная по своей сути норма будет сохраняться ещё не менее 5 лет.
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме