11:46 26.11.2014 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Без наращивания военных расходов перевооружить беларусскую армию невозможно
Андрей Поротников: Без наращивания военных расходов перевооружить беларусскую армию невозможно
На модернизацию и закупку новых вооружений на старте необходимо тратить порядка 1,3 млрд долл в год – сейчас такую сумму государство выделяет на всю армию за два года.
Если следом за министром обороны в отставку уйдут глава Совбеза Александр Межуев и Госпогранкомитета Леонид Мальцев, тогда можно говорить о предпосылках изменения курса государства в военной сфере. Пока этого нет, говорить о намерении беларусского руководства «изменить курс военного строительства» не приходится.
Равно как и о желании перевооружить Вооруженные Силы Беларуси. Чтобы провести перевооружение, расходы на оборону должны составлять не менее 3% ВВП.
О причинах отставки министра обороны, возможных преемниках и перспективах перевооружения беларуской армии Беларускай праўдзе рассказал руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.
-Лукашенко освободил генерал-лейтенанта Юрия Жадобина от должности министра обороны и уволил его с военной службы в запас по возрасту – такова официальная формулировка. Однако в обойме лукашенковских министров пенсионеры – через одного. Что на самом деле стоит за отставкой министра обороны?
-Ровно то, что указано в официальном решении об отставке – возраст. Человека отправили на заслуженный отдых. Другое дело, что могли бы и оставить по примеру иных чиновников. Но не оставили – значит на должность министра у Лукашенко есть иная кандидатура. Ну а самого Жадобина можно только поздравить с увольнением в запас: наконец-то можно пожить спокойно. Хозяйство у него было очень непростое и, как говорил один киногерой, в мутные времена.
-Появилась версия, что Лукашенко избавляется от небеларусов в высших эшелонах власти. Насколько верно такое утверждение?
– Сомневаюсь. В свое время существовала так называемая линия Шеймана, которая заключалась в том, что небеларусы могли занимать должности в госаппарате не выше определенного потолка. Но про это было больше разговоров, чем реальных действий. Лукашенко подбирает людей в первую очередь по признаку лояльности (опустим методы, которыми эта лояльность гарантируется), во вторую очередь – по профессионализму. Кровь для него не важна, как мне кажется. Да и пример Украины демонстрирует, что запись в графе «национальность» не есть панацея от предательства.
-Свидетельствует ли отставка Жадобина о намерении беларусского руководства «изменить курс военного строительства» – с учетом опыта Украины?
-Сама по себе эта отставка ни о чем не свидетельствует. Но если следом будут отправлены на покой глава Совбеза Александр Межуев и Госпогранкомитета Леонид Мальцев, то можно будет говорить о предпосылках (но лишь предпосылках!) изменения курса государства в этой сфере. Хотя бы в силу того, что им на смену придут более молодые руководители с иными взглядами на жизнь и перспективы развития сектора нацбезопасности и обороны.
Относительно Украины: не цепляйтесь только за украинско-российскую войну, она уже стала эпизодом огромного кризиса, ни масштабы, ни последствия которого мы пока осознать не можем. Разрушена система международной безопасности, в Европе вновь возникли разделительные барьеры, все более оснований говорить о «Холодной войне 2.0». Россия неформально намекает на возможность применения ядерного оружия, на что Запада однозначно ответит так, что мало не покажется. Наш мир стремительно меняется. Должна меняться и политика государства. Особенно если это государство малое, слабое и без серьезной внешней поддержки.
Безусловно, новый руководитель минобороны может иметь свои взгляды на перспективу развития армии. Эти взгляды могут быть правильными, обоснованными и прогрессивными. Но решать будет А. Лукашенко. А я лично про 60-летних реформаторов не слышал.
Проблема всех наших министров в том, что они фигуры технические, а не политические. Политик у нас один. Дело министров исполнять, и как говорил русский самодержец Петр 1, «иметь вид лихой и придурковатый, дабы излишним знанием не смущать начальства».
Поэтому все может ограничиться традиционным набором: закрутить гайки, повысить дисциплину, трудиться с еще большей самоотдачей, стойко переносить тяготы и лишения военной службы, быть достойными наследниками великой Победы и т.д.
-Кто из нынешнего генералитета имеет наибольшие шансы занять освободившееся место? Кто способен перевооружить Вооруженные силы Беларуси с учетом незначительных ресурсов, учитывая ситуацию в регионе?
-Начну с конца. Все стоит денег. Не будет наращивания военных расходов – не будет и перевооружения. Чудес не бывает. Должно быть политическое решение на смещение приоритетов бюджетных расходов. Такое решение может принять только один человек. И это не министр обороны. Наши расходы на оборону должны быть не менее 3% ВВП. В свое время мы проводили черновую оценку необходимых ресурсов для модернизации и закупки вооружений. Это порядка 1,3 млрд долл в год на старте. При этом основные поставщики – КНР и Россия из-за фактора цены. То есть, мы должны тратить только на технику ежегодно столько, сколько сейчас тратим на всю армию за два года.
Относительно персоналий. Из тех генералов, кто на виду, я бы назвал начальника Генштаба Олега Белоконева и экс-главу Госпогранкомитета Игоря Рачковского. Но А. Лукашенко может пойти и на назначение технического министра-исполнителя. В том числе и выходца из другого силового ведомства. Скоро увидим.
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме