11:05 24.02.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
Беларусь может войти в Европу через немецкие ворота
Очевидная активизация взаимодействия Беларуси и Германии на политическом уровне создает благоприятные условия для расширения сотрудничества в других сферах. Усиление контактов с ФРГ, стержневым государством Европейского союза, в свою очередь, усиливает шансы на нормализацию отношений между Беларусью и ЕС.
Проводя активную политику на европейском континенте, Германия не могла не принять во внимание факт появления на карте Старого света в 1991 году независимого белорусского государства. 13 марта 1992 года Республика Беларусь и ФРГ установили дипломатические отношения.
Вплоть до 1996 года наши страны осуществляли активный диалог на уровне официальных структур. В 1992—1996 годах Германию неоднократно посещали белорусские руководители. В 1992 и 1995 годах визиты в Беларусь осуществляли руководители внешнеполитического ведомства ФРГ.
Во второй половине 1990-х годов политические отношения между Беларусью и Германией ухудшились. Камнем преткновения стал проведенный в ноябре 1996 года референдум по внесению в Конституцию Республики Беларусь поправок, существенно усиливавших власть президента. Немецкие политики расценили новые конституционные нормы Беларуси как отступление от демократических стандартов и свернули диалог с официальным Минском.
Не способствовали налаживанию диалога слишком тесная, с точки зрения германских политиков, связь Беларуси с Россией и слишком медленное продвижение по пути реформ.
В начале текущего десятилетия немецкая сторона проявила признаки готовности к диалогу. В апреле 2002 года состоялся визит в ФРГ тогдашнего главы белорусского правительства Геннадия Новицкого. В это же время стали расширяться контакты между парламентариями. В 2003 года представители ФРГ поддержали предложение о предоставлении Национальному собранию Республики Беларусь полноценного статуса в Парламентской Ассамблее ОБСЕ.
Однако осенью 2004 года, после белорусского референдума о снятии лимита президентских сроков, взаимодействие на официальном уровне вновь было свернуто.
Правда, в 2007 году на фоне охлаждения белорусско-российских отношений ("нефтегазовая война") немецкие политики вновь заинтересовались Беларусью. В октябре 2007 года в Минске побывал премьер-министр федеральной земли Бранденбург Матиас Платцек, в ноябре того же года — заместитель министра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер. В ходе визитов представители Германии говорили о готовности их страны содействовать нормализации отношений между официальным Минском и ЕС при условии восстановления в Беларуси общепринятых демократических норм.
Диалог развивался непросто. Немецкие политики не считали возможным расширять сотрудничество с Беларусью до тех пор, пока не будет существенных внутриполитических изменений. В феврале 2008 года правительство Германии заявило, что предложения части депутатского корпуса ФРГ о снижении стоимости въездных виз для белорусов преждевременны.
В свою очередь, белорусское руководство призывало официальный Берлин безоговорочно признать белорусские внутриполитические реалии и выстраивать отношения на основе общих интересов, а не общих ценностей.
Однако сейчас, в отличие от предшествующего периода, контакты между официальными структурами сохранялись. В феврале 2008 года в Берлине состоялась неформальная встреча министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова с представителями германского МИДа. Обсуждались пути нормализации отношений Беларуси с Европейским союзом. В июне 2008 года канцлер ФРГ Ангела Меркель поддержала польско-шведский проект Восточного партнерства и не исключила возможности расширения в его рамках сотрудничества с Беларусью.
Осенью прошлого года в условиях активизации политики России на постсоветском пространстве и мирового кризиса представители официальных кругов Беларуси и Германии перевели общение в открытый режим. В Берлине позитивно восприняли нежелание белорусского руководства признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Также на немецких политиков произвело большое впечатление освобождение ряда лиц, которых в Германии рассматривали как политзаключенных.
Общению не помешали даже результаты белорусских парламентских выборов, которые состоялись 28 сентября и в очередной раз были сочтены Берлином недостаточно демократичными.
Тот факт, что в парламенте не оказалось оппозиции, посол ФРГ Гебхардт Вайс объяснил тем, что пожелания белорусского руководства "не были до конца поняты на низовом уровне". Побывавший в Минске в октябре прошлого года депутат бундестага Маркус Меккель (член СДПГ и последний министр иностранных дел ГДР) заявил, что диалог с Беларусью должен продолжаться, несмотря на недостаточно демократичные парламентские выборы, поскольку прежние попытки демократизировать Беларусь завершились неудачей. Схожую точку зрения высказал известный немецкий политолог Александр Рар. По его словам, в Германии поняли: нереально требовать, чтобы Беларусь немедленно стала демократическим государством.
Диалог между Минском и Берлином получил развитие на XI Минском форуме. В частности, во встрече принял активное участие глава Администрации президента Республики Беларусь Владимир Макей. Присутствие чиновника столь высокого ранга было расценено участниками форума с немецкой стороны как "важный сигнал о том, что Беларусь заинтересована в диалоге".
Этапным в белорусско-германских отношениях стал официальный визит в ФРГ Сергея Мартынова, состоявшийся 10—12 февраля текущего года. Некоторые аналитики называют его ознакомительным, но по сути визит выглядел триумфом. Глава белорусского внешнеполитического ведомства, еще недавно фигурировавший в черном списке ЕС, был принят в Берлине на достаточно высоком уровне. Он провел встречи с немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером, премьер-министром земли Бранденбург Маттиасом Платцеком, руководством Восточного комитета немецкой экономики, представителями политических и деловых кругов Германии.
Доклад министра "Беларусь — ЕС: новые перспективы", зачитанный на заседании Германского общества внешней политики, выслушало около 250 гостей, в том числе депутаты бундестага, представители дипломатического корпуса, ведомства федерального канцлера и федеральных министерств, деловых кругов, неправительственных организаций, журналисты немецких и российских СМИ. Также Сергей Мартынов принял участие в информационном мероприятии в фонде имени Кёрбера и дал интервью ряду СМИ.
Таким образом, отношения между официальными структурами Беларуси и Германии начинают выходить из застоя. Безусловно, симпатии немецких политиков, находятся на стороне проевропейски настроенных сторонников демократических реформ в Беларуси, однако, будучи прагматиками, в Берлине меняют тактику и пытаются достичь поставленной цели — разворота Беларуси в сторону ЕС — на основе реализации программы малых шагов, а не революционных потрясений.
Нужно отметить, что такая тактика выглядит более продуктивной. Например, в феврале текущего года удалось урегулировать вопрос о возобновлении программ оздоровления в ФРГ белорусских детей из районов, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Складываются более благоприятные условия для реализации совместных проектов в области культуры, образования, науки. Активизация политического диалога наверняка будет содействовать и сотрудничеству в экономической сфере.
Немаловажным является и то, что Германия, которая выступает в роли стержневого государства ЕС, может поспособствовать налаживанию реального диалога между Минском и Брюсселем.
Александр Тихомиров, кандидат исторических наук — для БелаПАН.
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме