10:15 23.03.2012 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
БЕЛОРУСЫ ГОТОВЫ ЕЩЕ РАЗ ПЕРЕПИСАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ?
Почему ментальность современных белорусов не имеет ничего схожего со шляхтой Великого княжества Литовского, а в учебниках истории утаивают, кто такие белорусы — «Завтра твоей страны» выясняет, что кроется за предложением отказаться от идеи причастности белорусской нации к истории ВКЛ.
Доктор философских наук, заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации президента Лев Криштапович предлагает отказаться от идеи о том, что белорусская идентичность вышла из Великого княжества Литовского, «поскольку это попытки, которые лежат в стороне от реального процесса нашего духовного укрепления и развития».
— Под национальными традициями начинают пропагандироваться и развиваться такие традиции, которые, я считаю, ничего общего не имеют с ментальностью нашего белорусского народа: когда в нашу белорусскую культуру тащат Радзивиллов, Сапег, Огинских как представителей именно белорусских знатных родов, — цитирует Криштаповича .
Государственным языком в ВКЛ был белорусский
В ответ доктор исторических наук Анатолий Грицкевич отмечает: причастность белорусской нации к истории ВКЛ не является дискуссионным вопросом. Это научный факт. Чтобы обыватель мог убедиться в этом, достаточно взять, например, «Энциклопедию Великого Княжества Литовского».
Великое княжество Литовское включало в себя белорусские земли и не только. Значительная часть современной Литвы, Латвии, России, Украины, Молдовы и Польши входили в ВКЛ. Беларусь — центральная, главная часть Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского, подчеркивает профессор, и она является правопреемницей исторического наследия ВКЛ.
— Именно в ВКЛ сформировалась основа национальной идеи белорусов, — подчеркивает Анатолий Грицкевич. — Основную массу населения в начале истории ВКЛ составляли белорусы. Языком, на котором велась государственная документация, был белорусский. В Вильнюсском университете можно увидеть документы, в том числе протоколы городских собраний, написанных по-белорусски.
Академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук Беларуси Александр Коваленя не согласен с тем, что белорусы должны вычеркивать те или иные исторические периоды, а также значимые имена. По его словам, нужно гордиться всеми, кто жил на территории страны и вошел в историю благодаря своим достижениям.
— Мы уже однажды смотрели на историю через призму коммунистической идеологии, — напоминает Александр Коваленя.
Однако, по его мнению, не стоит идеализировать те или иные периоды истории Беларуси, а следует толерантно смотреть на прошлое. К слову, в учебнике 11-го класса истории Беларуси под редакцией Евгения Новика ВКЛ посвящен всего один параграф.
От белорусских школьников скрывают, кто такие белорусы
Профессор Грицкевич отмечает: в Беларуси до сих пор исторические события пересматриваются согласно указаниям сверху. Стремление смотреть на прошлое сквозь призму политического настоящего хорошо демонстрируют школьные учебники по истории. С начала 1990-х они переписывались почти полтора десятка раз.
Сейчас Лев Криштапович предлагает еще раз «более внимательно прочитать белорусскую историю, прочитать становление белорусского национального характера, увидеть, что такие черты, как толерантность, добродушие, трудолюбие, это правильные черты».
Тем временем анализ учебной литературы по истории Беларуси с 1993 по 2009 год, проведенный в рамках исследования «Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик», показывает, что от белорусских школьников вообще утаивают, кто такие белорусы.
Такой стандартный набор характеристик нации, как единая территория, особенности языка и культуры не создает у современного школьника реального представления о том, кто он и почему другие люди, с которыми он живет в одном государстве, ему близки
Фрагментарные попытки сформировать у молодых белорусов представление о самих себе наблюдаются в учебниках лишь с 2002 года. В тексте появляются специфические характеристики белорусов: трудолюбивый, хозяйственный, бережливый. А сама нация описывается преимущественно как крестьянская, восточнославянская, православная.
Современный белорус, как никогда, далек от идеалов ВКЛ
По словам Льва Криштаповича, несмотря на то, что представители знатных родов родились и жили на территории Беларуси, они «принадлежат к другой ментальности и другой нации».
Ментальность современного белорусского народа ничего схожего со шляхтой Великого княжества Литовского не имеет, соглашается и председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович. Если бы современные белорусы походили на представителей этих знаменитых родов, разве они жили бы так, как живут теперь?
— На мой взгляд, одна из концептуальных ошибок белорусского возрождения начала ХХ столетия заключается в отказе от польскоязычной культуры как культуры панского класса угнетателей. Мы на этом потеряли, — считает эксперт. — Современный белорусский этнос сформирован на основе крестьянской традиции. При этом элита ВКЛ не была денационализированной. Да, часть польской традиции вошла в их культуру. Однако они были носителями «краёвасці, ліцвінства», чего у нас теперь нет.
Эксперт предлагает включить на современном этапе историю ВКЛ в белорусский контекст, пересмотрев те стереотипные схемы, которые сложились.
— Отказываться от цивилизованного пространства ВКЛ, созданного элитными слоями общества, – это самоубийство. Мне больно, что с лица белорусской земли стираются и видоизменяются материальные носители той цивилизации — памятники культуры. Единственное, что нас держит, эти материальные свидетельства «лі цвінскай» культуры. Если их не будет, что нам остается? Только обуть лапти и подпоясаться слуцким поясом. В таком случае мы никогда не станем нормальным народом, — говорит Антон Астапович.
Виктор ЛИСТОПАДОВ
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме
26 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |