09:30 15.01.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"
АВТОПРОМ УПАЛ И НЕ ОТЖАЛСЯ. От российского авторынка осталась половина
Докризисный уровень продаж автомобилей Россия восстановит только через 5–6 лет
Кризисное падение российского автомобильного рынка в 2009 году стало рекордным по сравнению со всем остальным миром. По итогам прошлого года, как отметили вчера представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи упали почти на 50% – с 3 млн. до 1,46 млн. автомашин, причем в наступившем году ситуация если и улучшится, то незначительно. Продажи вырастут – в лучшем случае до 1,5 млн. машин. Эксперты считают, что докризисного уровня объем продаж может достигнуть лишь через 5–6 лет, и то при условии, что власти продолжат стимулировать спрос.
«Продажи автомобилей в РФ в 2009 году упали на 49% по сравнению с 2008 годом, до 1,466 миллиона машин», – сообщил вчера вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Между тем, по его словам, в мире некоторые страны по этому показателю росли, даже несмотря на кризис, который больнее всего ударил именно по авторынкам. В частности, росли продажи машин в Германии, Франции, Китае и в Индии. В других странах отмечалось снижение продаж, которое составило от 5 до 15%, но только Россия упала столь сильно – почти вдвое. «Причины падения – повышение импортных пошлин, высокие процентные ставки по кредитам и девальвация рубля, – пояснил Ян. – К тому же меры государственной поддержки оказались недостаточно эффективными.
Программа по субсидированию кредитов заработала позднее, чем ожидалось. С ее помощью было продано менее 70 тысяч автомобилей, что не могло существенно повлиять на рынок. Кроме того, мы считаем – и доводили свое мнение до представителей российских властей, что введение пошлин на импорт – мера в долгосрочной перспективе неэффективная и недейственная».
«Однако небольшое улучшение показателей декабрьских продаж, снизившихся только на 38% по сравнению с общим падением за год на 49%, вселяет некоторый оптимизм», – считает глава комитета автопроизводителей Дэвид Томас. Впрочем, как считает Мартин Ян, это улучшение, которое наблюдалось в четвертом квартале 2009 года, объясняется лишь тем, что данные аналогичного периода 2008 года уже были кризисными. «Сейчас ситуация стабилизировалась, и в 2010 году будет небольшой рост, и то только во второй половине года, – заявил он. – АЕБ ожидает, что в 2010 году продажи автомобилей в России составят 1,5 миллиона штук. Но даже этот оптимистичный прогноз сделан в расчете на то, что меры господдержки – такие как льготное кредитование и премии по утилизации – окажутся достаточно эффективными. Кроме того, ситуация будет зависеть от доступности финансирования как дилеров, так и потребителей».
Между тем самой продаваемой маркой автомобиля по итогам 2009 года, несмотря на 44-процентное падение показателей, стала Lada – 349,5 тыс. реализованных автомобилей, за ней следует Chevrolet – 104,4 тыс. штук – минус 56%. Третьей по популярности стала американская марка Ford – 82 тыс. проданных автомобилей, что также на 56% меньше, чем в 2008 году. Следом расположились корейская Hyundai – 74,6 тыс. (минус 61%) и французская Renault – 72,3 тыс. автомобилей (минус 33%), (см. таблицу).
Как отметил в беседе с «НГ» аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын, сегодня хочется быть оптимистом, тем более на фоне недавних заявлений руководства АвтоВАЗа, который объявил о возможном росте производства на 50%. «Если это произойдет, то к 1,5 миллиона автомобилей можно будет прибавить еще 100 тысяч, – считает эксперт. – Но этот показатель станет планкой, на которой рынок будет топтаться еще в течение как минимум двух лет. Так что, вероятно, рост начнется лишь в 2012 году. А выйти на уровень продаж 2008 года удастся по пессимистичным прогнозам лет через шесть, а по оптимистичным – через пять лет».
По мнению Козицына, даже несмотря на рост продаж, отмеченный в некоторых странах, это произошло благодаря программам государственного стимулирования. Тогда как компании-производители по-прежнему находятся в очень сложном финансовом положении. Когда и на каком уровне восстановится мировой, а вслед за ним и российский спрос – сказать пока сложно.
«В России программа утилизации даст прибавку к продажам около 100 тысяч машин, – подсчитывает Козицын. – Дело в том, что для регионов это вполне привлекательная схема – сдать старую машину и купить новую со скидкой в 50 тысяч рублей. Программа хорошая, но остаются вопросы по механизмам ее реализации. Например, кто будет забирать этот старый автохлам. Посмотрим, как все пойдет на практике».
Тем не менее, по его словам, в любом случае, это дешевле, чем субсидировать отечественных производителей. «Напомню, что суммарная помощь отечественному автопрому достигает 150 миллиардов рублей, тогда как стоимость программы по утилизации – около 10–15 миллиардов рублей, – заключает аналитик. – Но эта мера хороша в совокупности с другими – с продолжением программы по субсидированию автокредитования и другими способами поддержки спроса. Без мер стимулирования конечного потребителя рынок не выживет», – считает Козицын.
Сергей Куликов Опубликовано в от 15.01.2010
* * *
От российского авторынка осталась половина
// Его участники не надеются на лучшее
Продажи новых автомобилей в России в 2009 году упали вдвое, до 1,47 млн машин. Лидером рынка осталась Lada, второе место сохранил Chevrolet, на третье вышел Ford, сместив Hyundai. Такого сильного падения участники рынка и эксперты не ждали и больше не надеются на оживление в 2010 году.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в России в 2009 году. Всего было продано 1,47 млн машин — на 49% меньше, чем в 2008 году. Первое место заняла российская марка Lada, самой продаваемой иномаркой остался Chevrolet. На третьей позиции Ford, который в 2008 году был лишь пятым. Занимавший третью строчку Hyundai теперь опустился на четвертое место.
Фактические продажи по итогам 2009 года оказались гораздо ниже прогноза, данного АЕБ в апреле,— 1,7 млн новых машин. "Мы потерпели неудачу",— признал вчера глава комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, дав понять, что ни один из иностранных автоконцернов не был готов к столь серьезному падению российского авторынка. В АЕБ отмечают, что кризис отразился на нем "особенно сильно", тогда как до кризиса этот рынок был одним из самых быстрорастущих в мире.
Один из самых ощутимых прорывов в таблице АЕБ совершила корейская Kia, которая за год поднялась с 13-го места на 6-е, войдя, таким образом, в десятку самых продаваемых марок. С марта у Kia заработал в России собственный импортер (до этого сбытом занималась самарская группа СОК), и он вывел на рынок России сразу пять новых моделей. В итоге в декабре прирост продаж Kia составил 81% — лучше показатель только у премиальных Cadillac и Porsche.
Не менее успешным был и французский Renault, который вошел в пятерку самых продаваемых марок (по итогам 2008 года был девятым) во многом благодаря успешным продажам своей "бюджетной" модели Logan — этот автомобиль отобрал по итогам 2009 года статус самой продаваемой иномарки у Ford Focus.
Ощутимое движение вверх в таблице АЕБ (с 17-го на 12-е место) показал и Volkswagen (VW), которой запустил на собственном заводе в Калуге сборку около 20 моделей VW и Skoda, снизив цены на некоторые из них. Также можно отметить перемещение вверх на восемь мест в таблице марки Citroen (с 31-го на 23-е), которая в 2008 году на фоне роста рынка терпела неудачи, а также на десять мест (с 38-го на 28-е) китайского бренда Geely.
Неудачным год оказался главным образом для японских брендов, в первую очередь из-за удорожания иены. В частности, Toyota вылетела из первой пятерки таблицы АЕБ, переместившись с 4-го места на 7-е, а Honda потеряла сразу семь мест, заняв 19-е. Серьезно ухудшила позиции и Volvo, которая показала падение продаж на 67%. Позиции других брендов, представленных в таблице, серьезно не изменились.
Несмотря на то что иномарки давно доминируют на рынке в количественном выражении, самым популярным автомобилем остается последняя модель АвтоВАЗа Lada Priora. Некогда самый популярный автомобиль среди иномарок Ford Focus теперь второй, а третьим стал Chevrolet Lanos. Все это доступные иномарки, которые собираются в России.
Данные АЕБ говорят о том, что кризис на российском авторынке успешнее переживают те производители, которые имеют здесь собственную автосборку, причем чем выше степень локализации, тем лучше марка застрахована от колебаний цен на свои модели из-за изменения курсов валют. Но также важно, в какой валютной зоне закупаются компоненты, добавляет глава совета директоров Genser Игорь Пономарев. Например, "некоторые автоконцерны, работающие в России, уже стремятся закупать компоненты в Китае".
Наступивший 2010 год вряд ли станет переломным для рынка — если оживление и будет, то незначительное, а продажи останутся на уровне 2009 года (1,5 млн машин), сказал вчера глава VW в России Мартин Ян. Конечно, "определенный оптимизм" вселяют итоги декабря 2009 года (падение всего 38%), но этот месяц "традиционно очень удачен для рынка", отмечают аналитики АЕБ. И если в ноябре-декабре дилеры прогнозировали оживление рынка в апреле, то в АЕБ теперь говорят, что оно может наступить "не ранее второй половины 2010 года".
Дмитрий Беликов
Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Обсудить новость на Форуме