11:00 21.03.2010 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК В БЕЛАРУСИ УМИРАЕТ. НИЧЕГО СТРАШНОГО

В марте на общественном круглом столе в Минске разгорелась интересная дискуссия по теме «Автомобильный рынок Беларуси в рамках Таможенного союза».

Во время обсуждения автодилеры пытались «тянуть одеяло» на себя, настаивая на защите своих интересов. Однако многие заслуженные экономисты и юристы остались при своем мнении в том, что все белорусские автомобильные дилеры ведут себя, как ненасытные капиталисты, богатеющие за счет простого народа.

Наиболее вызывающе выглядят холдинговые структуры, наращивающие свои капиталы на продвижении Toyota и Mazda. Поменять масло у этих компаний стоит 239 тыс. рублей! Это за то, что рабочие открутят две гайки и зальют точно такое же масло, которое продается повсюду на авторынках за цену в десятки раз меньшую. Перекраска бампера стоит 1,3 млн. рублей! Причем, свидетели говорят о крайне некачественном сервисе. Иногда автослесари забывают даже завернуть контргайки при сборке. Об этом открыто перед телевизионными камерами говорят уважаемые персоны, которых сложно заподозрить в недостоверности. При всем при этом автовладельца не пускают на автосервис посмотреть, что делают с его машиной. В то время как в частных гаражиках и подвальчиках независимые автослесари делают такую же работу за гораздо меньшую цену, и автовладелец может спуститься в смотровую яму и контролировать качество всего хода работ. Но автовладельцы не обращаются в частные мастерские, а только в официальные, так как иначе потеряют право на гарантийный ремонт и обслуживание купленного автомобиля.

Таким образом, белорусские автодилеры, добившиеся эксклюзивности и олигополии на рынке республики, диктуют свои неадекватные цены. Как работает такая схема - понятно. Дилеры ввозят необходимое рынку количество автомобилей и ставят покупателей на свой дорогой и неразвитый монополистический сервис. Причем вкладывать в развитие автосервиса никто из них не хочет. Их устраивает такая схема вытягивания денег из потребителей. Бизнес-сообществу известно, что владельцы белорусских автомобильных холдингов свои доходы вкладывают в строительство минских бизнес-центров и гипермаркетов, где можно легко обогатиться. И никто не инвестировал в создание хорошей высококачественной республиканской автосервисной системы.

Такой позиции придерживался экономист Александр Раткевич, говоря о том, что наши автодилеры себя изжили. Поэтому им надо либо перестроиться, или к осени на их место придут другие, скорей всего российские, автодилеры, которые смогут приспособиться к ситуации с новыми пошлинами.

Хотя многие умные люди придерживаются мнения, что автодилеры не «умрут». Уж слишком ушлые ребята смоги организовать и фактически монополизировать этот бизнес в Беларуси. Вариантов у автодилеров масса: от работы через частных перегонщиков до «лечь под российский бизнес». В любом случае, хозяева ведущих автохолдингов Беларуси будут только богатеть при любой ожидаемой обстановке.

В настоящее время новые автомобили Mazda в Беларуси подорожали на 10-17%, а Land Rover на 20-22%. После ввода новых таможенных пошлин прогнозируется подорожание автомобилей на 40%. Автодилеры говорят о том, что рынок новых автомобилей исчезнет. По крайней мере, возникнет ситуация возврата в 90-е годы времен Советского Союза. Тем более, когда в стране отменили валютные кредиты, у автодилеров пропали важные инструменты работы на рынке.

Впрочем, полно бизнесменов, которые считают, что с введением таможенных пошлин 1 июля цены на автомобили, наоборот, упадут. Речь, разумеется, об автомобилях с пробегом. В приграничном с Литвой городке Ошмяны уже насчитывается по 4 автомобиля на человека, а машинами забиты все дворы. За последний месяц только через 2 пункта пропуска в Беларусь ввезли столько же автомобилей, сколько самый крупный белорусский автомобильный холдинг за 3 года. Разумеется, тем людям, которые сейчас делают такие «автомобильные» вложения, скоро потребуется хоть как-то окупить свои инвестиции. Людей, которые купили по четыре и более подержанных европейских автомобиля с расчетом перепродать их дороже после 1 июля в Беларуси очень много. Поэтому цены могут упасть в разы, а покупки авто из набравших за предыдущие годы силу автосалонов и автохаузов переместятся на автомобильные рынки. Продажи на автомобильных базарах, возможно, займут до 95% авторынка в республике. По крайней мере, на ближайшие 2 года рынок автомобилей с пробегом внутри Беларуси не будет испытывать недостаток в предложениях.

Совсем на другие аспекты пытался обратить внимание участников дискуссии общественный защитник прав автовладельцев в Беларуси Федор Сухов. А именно, - на безопасность дорожного движения и на возможность резко роста продаж российских автомобилей в Беларуси. Вернее, . Сейчас российские ВАЗ (до сих пор выпускающий 7-ую модель) и иже с ними занимают 6% белорусского авторынка. Но эта доля может возрасти в разы. Между тем, о качестве российских автомобилей и их безопасности для водителей можно почитать по ссылке

Существуют также интересные факты, касающиеся автомобилей всемирно известных марок, «скручивающихся» на сборочных производствах в России. Скажем, Volkswagen российской сборки стоит также как на европейских заводах. При этом под беспошлинный статус Таможенного Союза попадают только машины, если 50% комплектующих изделий в них произведено в России, иначе придется платить пошлины в полном объеме. Бесспорно, подавляющее большинство деталей на автомобильных сборочных производствах являются оригинальными из Западных стран. Поэтому о переналадке потоков поставок машин белорусскими автодилерами с Европы на Россию, как и о возможности решения всех вопросов по адекватному снижению цен на автомобили говорить не приходится.

К сожалению, вопросы, поднятые Федором Суховым, не получили дискуссионного обсуждения. Опытный оратор и специалист по дебатам Александр Раткевич мастерски увел дискуссию в другую сторону, переведя обсуждение на экономические проблемы Беларуси и необходимость открытия собственного производства легковых автомобилей в нашей стране.

Что касается конкретики, то на круглом столе «Автомобильный рынок Беларуси в рамках Таможенного союза» прозвучало только одно дельное предложение – на два года добиться замораживания ныне действующих таможенных пошлин на автомобили, то есть просить власть перенести введение новых пошлин на 2012 год.

  Олег Александров

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме