14:15 02.09.2009 | Все новости раздела "Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)"

АЛЕКСАНДР ГРАНД. ПОСЛЕ БЕЛЛА. В ЧЬИ РУКИ ПЕРЕЙДЕТ ПИАР БЕЛАРУСИ?

Окончание контракта агентства Bell Pottinger с белорусским правительством пресса превратила в интригу мирового масштаба. В течение последних двух недель белорусские, российские и европейские СМИ полнились спекуляциями о том, почему контракт Белла не продлен, во сколько дружба с лордом обошлась Беларуси и, наконец, кто же будет пиарить страну дальше. При этом смаковались обрывки слухов о многомиллионных гонорарах и российских олигархах, расплывчатые комментарии пресловутого лорда, домыслы экспертов всех мастей и упорное молчание официального Минска. Ясно одно: никто толком ничего не знает. Остается гадать и терзаться вопросом: что же будет дальше?

В результате бурных дебатов вопрос о целесообразности возобновления сотрудничества с Bell Pottinger отпал сам собой. Все в один голос заявили, что к сближению Беларуси с Западом, дуновению ветра перемен и даже к ослаблению влияния в Европе белорусских оппозиционных сил Белл отношения не имеет. Все это – заслуга Александра Лукашенко и его команды. Впрочем, в голову сразу же закрадывается мысль о прощальном подарке президенту от знаменитого британского пиарщика.

Самый актуальный на сегодня вопрос: кто же теперь займется работой над улучшением имиджа Беларуси? Работа эта нужна и важна, поскольку президент продолжает держать курс на сближение с Европой. При этом президентская администрация вряд ли будет наступать на те же грабли в сотрудничестве с западными пиар-агентствами. На этот раз взять вожжи пиара страны в свои руки придется ей самой, а именно управлению по идеологии. Логично, если уже несколько лет успешно работающее управление совместит деятельность как внутри страны, так и за рубежом. Образованные люди, способные адекватно понять специфику идеологической работы на Западе, в управлении есть. Правда, немного. Поэтому работать, по всей видимости, будут приглашенные эксперты. И тут интрига в том, кому доверят печь второй пиар-блин в надежде, что он избежит судьбы первого. При этом надо понимать, что Беларусь – не Монако, и далеко не каждый авторитетный эксперт рискнет впрячься в этот нелегкий воз.

Экспертов в поле зрения много, реальных кандидатов единицы. Надо отдать должное оппозиционным силам. Они понимают европейцев, искренне болеют за свою страну и знают, как работать с западной публикой. Но они отсекаются по определению. «Домашние» академики – работники Академии наук, БГУ, ИСПИ при президентской администрации – дискредитировали себя, провалив государственный заказ на написание учебников по белоруской идеологии в 2003-04 годах. Писавшие «…лучше на родине костьми лечь, чем счастливо жить на чужбине» вряд ли знают, чем привлечь Европу – минус. Ни для кого не секрет успех работы МИДа на официальном уровне. Однако, при всем уважении к белорусским дипломатам, коммуникация с западной публикой напрямую – не их сильная сторона.

Кто остается? Западные консалтинговые агентства – но лорд Белл преподал белорусам ценный урок: без глубокого понимания страны и оригинального подхода даже очень дорогие кампании обречены. Из внешних специалистов остаются популярные на Западе так называемые «мозговые центры». В дискуссии, разгоревшейся в СМИ в связи с «отставкой» Bell Pottinger, активно участвует один из таких центров – лондонский Институт государственных идеологий (INSTID), известный своими неординарными подходами и международно признанными экспертами. Можно сказать, он эту дискуссию и инициировал, выступив с жесткой критикой позиции Белла и предлагая президенту подход «сделай сам». При этом странно наблюдать, как известный больше на западе исследовательский центр, не «засвеченный» в политических играх в СНГ, явно интересуется вопросами имиджа Беларуси. Появились слухи, что к деятельности института проявляет интерес руководство страны. Известно, что глава INSTID Александр Федулин появлялся в Минске незадолго до истечения контракта с Bell Pottinger, после чего белорусские СМИ были в одночасье наводнены комментариями экспертов института…

Интрига, таким образом, сохраняется. Сможет ли INSTID сделать то, что не сдюжил Белл? Сможет ли белорусская простота обаять Европу? Или белорусская пресса получит через год еще одну жертву на растерзание?
 
// 10:51 //
Александр Гранд. Эксперт в политическом брендинге и публичных коммуникациях. Партнер в компании Stonewell London Limited (Лондон), консультирует органы власти Великобритании и стран СНГ в вопросах репутационного менеджмента. Магистр политической социологии университета St. Andrews (Великобритания).
 

Источник: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)

  Обсудить новость на Форуме